Задачи и ведение бухгалтерии на предприятии

Бухгалтерский учет — явление и понятие, которое связывают с математическими расчетами, работой юридических лиц и сложной системой ведения документов.

Особенностью учетного процесса являются специфические, точные методы и инструменты, характерные способы отражения учета, действительно математические приемы работы, разработанные специально для бухгалтерского учета компьютерные программы, высокая восприимчивость к изменениям законодательства.

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы, эволюция ее на протяжении истории цивилизаций, общие принципы системы, структура бухгалтерской работы и используемые методы и механизмы учета.

Понятие

Существует множество емких и полноценных определений бухгалтерского учета. Одно из них представлено в действующем законе о бухучете 2011 года за номером 402-ФЗ. Так, законодатель определил, что бухгалтерский учет — это процесс создания систематизированных документальных сведений об объектах и формирование на основе таких данных установленных форм отчетности.

Альтернативные определения:

  • это упорядоченная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций;
  • это регистрация, обобщение и интерпретация финансово-хозяйственных сведений;
  • это механизм учета и обработки информации об объектах;
  • совокупность способов и приемов отображения финансово-хозяйственной жизни предприятия
  • система аккумулирования информации об обязательствах и имуществе.

Само явление бухгалтерии как система воспроизведения фактов экономический событий и информации об объектах существуют на протяжении шести тысячелетий, зародившись в виде простой записи.

Такие элементы бухучета, как двойное отображение данных, точность информации, фиксация экономических и правовых обоснований операций, применение учетных средств и обобщение данных, появлялись постепенно в различные эпохи. Отправной точкой для рывка в сфере бухгалтерии стал 15-ый век, когда изобрели печать книг.

Первые книги, описывающие принципы двойной записи, датируются 15-16 веками, однако сам метод определенно возник задолго до этого. В 19-20 веках бухучет приобрел статус дисциплины и науки и повлиял на бурное развитие торговли и экономических партнерских отношений. Многие страны стали разрабатывать законодательство о бухгалтерии, уделяя внимание бухгалтерскому балансу и итоговым отчетам.

В России законодательство о бухучете состоит из:

  • закон о бухгалтерском учете № 402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
  • положения о бухгалтерском учете (стандарты);
  • другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения, — письма и постановления Минфина;
  • внутренние документы хозяйствующих субъектов.

ФЗ Про бухучет №129

С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право, несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности. Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем.

Значение и задачи бухгалтерии

Почему бухгалтерия так важна в функционировании субъекта? Почему требуется отдельное лицо для ее ведения? Во-первых, на сегодняшний день бухучет — сложная, многогранная наука, освоение которое обуславливает допуск к ее ведению. Во-вторых, результаты бухгалтерии играют одну из самых существенных ролей при принятии управленческих решений руководством.

Главные задачи системы двойной записи:

  • формирование достоверного, полного и четкого свода сведений о деятельности предприятия для внутренних и внешних пользователей — руководители, учредители, собственники, инвесторы, банки, налоговые инспекции и другие органы;
  • выполнение требований законодательства — о налогах и сборах;
  • анализ, расчеты, планирование и прогнозирование, оптимизация на основе обобщения сведений бухучета;
  • контроль и фиксация всех операций — за подотчетными сотрудниками, партнерами, иными лицами, данные могут использованы для разрешения споров и в качестве судебных доказательств.

Исходя из общих принципов документоведения бухгалтерским учетом в предприятии руководят:

  • бухгалтер или главный бухгалтер;
  • директор;
  • внешний специалист, нанятый для ведения бухгалтерии фирмы, аудиторская фирма и т.д.

В субъектах среднего и крупного предпринимательства, как правило, присутствует специалист — главный бухгалтер, управляющий отделом бухгалтерии и подчиняющийся только и непосредственно исполнительному руководителю субъекта.

Чем занимается бухгалтер:

  • ведет учетную политику фирмы;
  • ведет сам бухгалтерский и, при необходимости, налоговый учет и контролирует его соответствие закону;
  • формирует финансовую отчетность фирмы.

Все финансовые вопросы предприятия решаются по согласованию с бухгалтером. Также он уполномочен назначать ответственных за имущество лиц, перемещать и снимать их с должности. Второй подписью во всех финансовых, банковских, кассовых документах является подпись бухгалтера. Бухгалтер имеет при себе фирменную печать организации.

Отдел бухгалтерии — пожалуй, главное подразделение в компании. Даже в малых предприятиях присутствует такая служба.

Кто входит в отдел:

  • сам главный бухгалтер;
  • другие бухгалтеры, каждый из которых занимается своим блоком вопросов;
  • помощники бухгалтера.

Цель бухгалтера на предприятии состоит в ведении учета как собственного имущества предприятия, так и находящегося на общественном хранении постороннего, его обязательств и всех происходящих хозяйственных операциях.

Принципы и методы учета

Являясь строго структурированной и точной системой, бухгалтерия строится на четких правилах ведения, принципах отображения и методах записи. В данной области недопустима импровизация и отклонение от стандартов, так как сама система опирается на программное обеспечение (бумажный учет давно никто не ведет), в которое заложены все правила и порядок документоведения, формы и способы обобщения.

Бухгалтерские методы является мощной и надежной опорой, формирующей весь учет в огромной предприятии, инструментарием для непосредственного ведения учета, обработки информации и распределения ее для анализа деятельности предприятия, прослеживания динамик, эффекта от внедрения тех или иных экономических технологий и новых путей бизнеса.

Методы бухгалтерии сформирована в нормативно-правовой базе, а также индивидуально разрабатываются каждым руководством фирмы при утверждении учетной политики.

Какие существуют методы:

Как говорилось, двойная запись придумана и реализуется на протяжении уже нескольких столетий как способ зеркального, двустороннего отражения данных. До ее введения учет терял часть информации и являлся однобоким. Этот атрибут неотделим от бухгалтерского учета, поскольку на его основе формируется весь свод информации, в том числе баланс и бухгалтерские отчеты.

Суть метода заключается в использовании противоположных счетов — прихода и отхода, т. е. дебета и кредита, на них записывается одна и та же сумма, которая переместилась в ходе одной операции. Если по дебету произошел приход, в кредите непременно отражается уход.

Например, если средства переведены на расчетный счет предприятия из кассы, то приходом будет поступление на счет, а уходом — перемещение средств из кассы. Двойная запись обуславливает использование проводок — одного из основных расчетных элементов бухгалтерии.

Еще один эффективный метод в бухучете это калькуляция. Сущность приема сводится к вычислению затрат на изготовление определенного объема продукции в денежном выражении. Такой подсчет формирует себестоимость выпускаемых единиц и их реальную оценку, а также выводит размеры средних экономических издержек субъекта.

Существуют несколько методов калькуляции:

Нормативный Расчет осуществляется на основании утвержденных норм отпуска сырья и материалов работникам для производства и зарплаты им.
Попередельный Применяется при прохождении в процессе производства первоначального сырья нескольких этапов обработки (передела) или изготовлении из одного сырья ассортимента продуктов; счет производится исходя из стоимости сырья на предыдущем этапе и затрат на его обработку в новом; либо считаются затраты на последнем этапе изготовления.
Позаказный Подходит для производств, где единицей расчета являются группы или отдельные заказы; для этого на каждый заказ — серию однородных продуктов — ведут отдельный аналитический счет.
Попроцессный Себестоимость рассчитывается по готовому продукту исходя из затрат всего производственного процесса.

Метод бухгалтерского баланса, как и двойная запись, имеет многовековую историю. Суть приема состоит в обобщении и распределении по группам учетных сведений о финансовых итогах хозяйствования субъекта на определенную дату — отчетный или налоговый период. Группами являются пассив и актив фирмы.

Бухучет невозможен без отчетности и строгих форм и бланков ее вида. Отчетность необходима для представления аналитических периодических данных и контроля внутренними и внешними пользователями всего учетного процесса.

В отличие от баланса отчеты содержат более подробную и развернутую информацию о:

  • трудовых ресурсах;
  • материальных ценностях;
  • производственных мощностях;
  • итогах калькуляции;
  • налоговом учете;
  • формы и бланки расчета налогов, сборов и взносов.

Каждое предприятие вправе утверждать собственные формы для личного пользования и прикреплять их к общей учетной политике.

Другим компонентом учетной политики является план счетов. На законодательном уровне установлен общий план счетов, однако каждая фирма использует из него только те позиции, которые необходимы ей для учетной деятельности. Также бухгалтерия открывает собственные субсчета. Метод счетов и проводок с ними переплетается с двойной записью, являясь ее реальным инструментом.

Эффективным методом контроля и обобщения сведений является инвентаризация — проверка документальных и фактических показателей на соответствие. Инвентаризации могут подвергаться задолженности, объемы продукции, основные средства, материальные ценности, материалы и т. д.

Бухучет это система документоведения — бумажного либо электронного. В законодательстве сложилась стройная практическая система документирования — внешнего вида документов, форм, стиля текстов, обязательных реквизитов — подписи, номер документа, дата и пр. Метод документирования работает синхронно с остальными перечисленными приемами бухучета и является их фундаментом.

Оценка предполагает измерение как денежных, так и натуральных параметров деятельности. Основная задача метода — формирование обобщенных сведений для представления контролирующих органам и лицам.

Виды и формы отчетности

Отчет по своей сущности является итоговой работой в процессе бухучета, так как вбирает все приведенные методы и сводит их в строгие формы с точными результатами хозяйственной жизни того или иного блока фирмы за конкретный промежуток времени.

Отчетность необходима не только для подачи контролирующим органам, например, в инспекцию ФНС или один из внебюдженых фондов, но и для внутреннего пользования руководителями предприятия, а также потенциальными инвесторами и контрагентами для оценки эффективности и стабильности бизнеса, целесообразности взаимодействия с ним.

При принятии управленческих, оперативных решений, планировании и прогнозировании экономического курса предприятия, анализа и оценки результатов и динамики деятельности, выявления слабых и эффективных методов — отчетность требуется постоянно.

Классификация отчетности имеет несколько признаков:

  • по периодичности она подразделяется на промежуточные и годовые итоговые отчеты;
  • промежуточные отчеты могут делиться на квартальные, месячные и отчеты за полугодие, 9 месяцев;
  • по консолидированности информации — первичные, т. е. по итогам деятельности одного предприятия или его филиала, и сводные — единые отчеты по всем подразделениям.

Основные виды отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • приложение к балансу по форме 5;
  • отчет об изменении капитала;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о перемещении финансовых средств;
  • пояснительная записка по проведенным операциям;
  • аудиторское заключение — не все предприятия имеют такой вид отчетности.

В зависимости от вида деятельности каждое предприятие обязано формировать и другие формы отчетности, а также вправе устанавливать собственные бланки в положении об учетной политике.

Правила расчета маржинальной прибыли
2696 views

Правила расчета маржинальной прибыли

При составлении отчетной документации бухгалтерский отдел организации занимается расчетом нескольких видов прибыли: валовой, от продаж, чистой и так...

Характеристика коэффициента текущей ликвидности
4034 views

Характеристика коэффициента текущей ликвидности

Понятие “коэффициент текущей ликвидности” происходит от английского термина Current ratio или CR. Данный показатель используют для того, чтобы...

1191 views

Обзор понятия аутсорсинг

Аутсорсинг является достаточно распространенным понятием в бизнес-среде, но при этом далеко не все правильно понимают, что он собой...

Расходы на НИОКР и особенности их бухгалтерского и налогового учета
10895 views

Расходы на НИОКР и особенности их бухгалтерского и налогового учета

Экономическое развитие страны и планомерное развитие конкурентоспособности компаний просто невозможно представить без вкладывания средств на проведение всевозможных научных...

Особенности кадрового делопроизводства
101935 views

Особенности кадрового делопроизводства

Для документального оформления всех кадровых операций в организации необходимы определенные знания и умения. Делопроизводство на предприятии регулируется самостоятельно...

Заполнение личной карты работника
3245 views

Заполнение личной карты работника

Оформление нового сотрудника – довольно кропотливый процесс, который требует специальной подготовки. Со стороны работодателя этим занимается отдел кадров....

Суть электронной подписи
1427 views

Суть электронной подписи

Введение электронного документооборота и его популяризация, проводящаяся на государственном уровне, привели к необходимости появления электронной подписи. По аналогии...

Из чего состоят накладные расходы
54933 views

Из чего состоят накладные расходы

Накладные расходы – тема, интересующая многих руководителей организаций и предпринимателей. Сложность определения и учета накладных расходов заключена в...

В каком порядке происходит аттестация рабочих мест
1850 views

В каком порядке происходит аттестация рабочих мест

Многие руководители уже успели узнать о том, что правила аттестации рабочих мест перетерпели существенные изменения, и причиной этого...

Отражение дебиторской задолженности в балансе
6518 views

Отражение дебиторской задолженности в балансе

Состояние активов и пассивов фирмы отражается в основном документе – балансе. Каждый из активов имеет важное значение. Он...