Обеспечение функционирования СУОТ на предприятии

share on:
Обеспечение функционирования СУОТ на предприятии

Законодательство РФ предъявляет жесткие требования к работодателям в отношении охраны труда. Их принуждают из года в год все больше внимания уделять безопасности сотрудников.

Охрана труда (ОТ) рабочих необходима для предотвращения травматизма на производстве и профессиональных недугов.

Одним из элементов обеспечения безопасности производственного процесса является система управления охраной труда (СУОТ). Она включает ряд процедур и документы, которые регламентируют формирование управления ОТ, в т. ч. обязанности к должностям руководящего состава и специалистов предприятия.

Создание подобной системы принесет пользу ОТ в компаниях любого размера.

Требования СУОТ обязательны для выполнения не только сотрудниками организации, но и иными лицами, находящимися на ее территории. Например, в детском саду их должны соблюдать персонал, обслуживающие организации, родители малышей и дети под руководством воспитателей.

Определение терминов

СУОТ — это перечень действий, которые внедряются и выполняются в течение длительных промежутков времени. Методы СУОТ нельзя применять единично, например, накануне проверки на предприятии. Эффект от них возможен только при длительном и планомерном использовании.

При внедрении данных процедур компании опираются на законодательство РФ и международные стандарты. Главные из них — руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001:2007.

Основные задачи

К ключевым задачам системы относятся:

  • отбор для ответственной работы, требующей специальных знаний, подходящих лиц, подтвердивших свои знания и умения на испытаниях;
  • обучение сотрудников способам труда, представляющим минимальную опасность для здоровья;
  • информирование рабочих о проблемах охраны труда;
  • обеспечение безопасной работы оборудования и его утилизации при завершении эксплуатации;
  • обеспечение максимальной надежности производственных методов;
  • гарантия надежности зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия;
  • обеспечение соответствия санитарно-гигиенической обстановки предписаниям нормативной документации;
  • предоставление персоналу нормальной продолжительности отдыха;
  • снабжение сотрудников, занятых на работах с повышенным риском для здоровья, необходимыми защитными средствами, медицинским и гигиеническим оборудованием.

Главная цель СУОТ — снижение до минимума вероятности возникновения несчастных случаев в процессе работы и нормализация здоровья трудящихся, чьи обязанности непосредственно связаны с регулярным негативным воздействием на органы и системы организма.

Ведущую функцию в достижении целей и задач системы играют кадры. Они должны иметь хорошую подготовку, нужную квалификацию и внутреннюю заинтересованность.

СУОТ предприятия

Этапы разработки и внедрения на предприятии

В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.

В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.

Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.

Управление охраной труда подразделяется на следующие этапы:

Планирование Эта стадия включает:

  • разработку необходимой политики;
  • выделение ресурсов и квалифицированных кадров;
  • уточнение структуры системы;
  • обнаружение опасных факторов;
  • оценку угроз.
Действие На этой ступени программа начинает фактически реализовываться и применяться.
Контроль Измеряются активные и реактивные индексы программы по ОТ.
Доработка Завершающий этап. Анализ работоспособности системы для ее дальнейшего совершенствования и отработки в период следующего цикла.

Для повышения эффективности СУОТ компания должна:

  • создать систему;
  • применять ее и производить последовательное улучшение;
  • осуществлять сертификацию;
  • самостоятельно проводить оценку соответствия СУОТ требованиям ОТ и ГОСТ.

При создании СУОТ руководство предприятия должно:

  • отобрать имеющие отношение к деятельности компании законодательные документы РФ, содержание требования и нормы по ОТ;
  • выявить опасные и вредные факторы производства и возможные риски, связанные с работой предприятия в динамике;
  • определить свою политику в вопросах ОТ;
  • установить цели и задачи по ОТ в порядке приоритета;
  • разработать организационную структуру и программу для осуществления политики и достижения целей.

СУОТ должна предполагать:

  • планирование нормативов условий и ТО;
  • наблюдение за плановыми факторами;
  • возможность использования корректирующих и предупредительных мероприятий;
  • внутреннюю экспертизу СУОТ, анализ ее работы для обеспечения соответствия системы установленной политике и ее последовательного совершенствования;
  • возможность приспособления к меняющимся обстоятельствам;
  • возможность включения в систему менеджмента компании.

Создание политики предприятия, планирование трудовых условий и ОТ завершается разработкой Программы по улучшению условий труда и его охраны.

Она должна обеспечивать:

  • распределение ответственности за достижение намеченных целей, нормативов условий труда и ОТ для каждого отдела и яруса управления компании;
  • достаточность необходимых ресурсов;
  • соблюдение сроков выполнения задач.

Обеспечение функционирования СУОТ

Работодатель обязан обеспечить функционирование СУОТ в компании. Обязанности по ОТ должны грамотно распределяться между тружениками предприятия. Затем проводится планирование усовершенствований работы системы.

Руководитель компании утверждает Положение об охране труда, на основании которого и будет функционировать СУОТ.

Распределение обязанностей

Обязанности по ОТ распределяют в соответствии с типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда № 438н от 19.08.16.

Раздел 4 документа для обеспечения работы системы предлагает учитывать:

  • специфику деятельности компании;
  • управленческую структуру;
  • численность персонала.

Анализ данных показателей поможет выделить уровни управления начиная от руководителя, заканчивая рабочей бригадой. Каждый уровень должен иметь выполнять определенные функции по ОТ.

Их фиксируют следующими путями:

Пример распределения обязанностей по ОТ в отношении документации СУОТ приведен в виде таблицы:

Ответственное лицо Обязанности по ТК РФ
Руководитель (самостоятельно) Управляет разработкой распоряжений и распределяет функции по ОТ между:

  • заместителями;
  • начальниками подразделений;
  • службой по ОТ.
Руководитель (через ответственных лиц) Предоставляет доступ к действующей документации и сведениям, включающим требования по ОТ, персоналу и иным заинтересованным лицам для ознакомления.
Специалист (отдел) по ОТ Контролирует обеспечение работников юридическими и методическими документами по ОТ.
Начальник подразделения Оснащает места общего доступа отдела документами и информацией с требованиями ОТ для ознакомления персонала с ними.
Мастер (бригадир) Не допускает к труду лиц в состоянии опьянения, составляет документальное подтверждение этому и сообщает руководителю.

Работодатель обязан определить порядок, как оформляются и представляются отчеты об авариях, травмах, профзаболеваниях (п. 63 Положения № 438н).

Образец СУОТ на предприятии

Положение и другие документы

Работа организации в области СУОТ основывается на Положении, утвержденном приказом Минтруда № 438н от 19.08.16. С его помощью работодатели подбирают наиболее подходящую для своей деятельности СУОТ и формулируют обязательные положения по ОТ. Эффективная работа СУОТ предусматривает составление большого количества бумаг.

К ним относятся:

  • заключение (акт) экспертной комиссии о состоянии производства в компании в сфере охраны труда;
  • политика, которой следует администрация предприятия при внедрении и применении системы;
  • инструкции к должностям для сотрудников опасных профессий с указанием норм по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • колдоговор работников с руководством;
  • инструкции по технике безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • журналы с итогами проверки знаний персонала по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • журналы регистрации мероприятий по повышению грамотности тружеников в области предупреждения ситуаций, представляющих опасность для здоровья.

Бумаги, подтверждающие создание и работу системы необходимы работодателю. При проверке их обязательно затребует трудовая инспекция. Кроме того, они позволяют бухгалтерам в налоговом учете полноправно списывать издержки на мероприятия, предусмотренные СУОТ.

Польза от внедрения СУОТ

Контроль и мониторинг реализации процедур

Мониторинг реализации процедур СУОТ включает:

  • определение и оперативную корректировку способов регулярной оценки соответствия состояния ОТ на предприятии действующим законодательным нормам;
  • определение и анализ несоответствий, действия для смягчения результатов их проявлений;
  • разработку мероприятий, сбор данных, изучение несоответствий (аварий, ЧП и т. д.), смягчение их последствий, анализ результативности принятых, предупредительных, страхования персонала от непредвиденных ситуаций на производстве и профзаболеваний;
  • разработку и ведение записей по ОТ, отражающих данные об обучении, инструктажах, итогах внутреннего аудита по ОТ (книга, акт, журнал и т. д.);
  • создание и своевременную корректировку планов и способов проведения аудита СУОТ.

Согласно законодательству РФ надзором и контролем над выполнением требований по ОТ занимается федеральная трудовая инспекция. Общественное наблюдение за соблюдением прав и интересов трудящихся в сфере ОТ осуществляют профсоюзы и другие сотрудники представительных органов.

Руководство компании обязано периодически анализировать функционирование СУОТ для обеспечения ее результативности, реализации утвержденной политики и соответствия ГОСТ. Экспертиза должна проводиться на основе собранных сведений.

Итоги проверки системы используют для проведения требуемых изменений в политике, задачах ОТ, учитывая, какие результаты дал внутренний контроль СУОТ, последствия изменений внешних факторов и требований совершенствования системы.

Планирование улучшений

Для совершенствования работы СУОТ руководитель должен:

  • выяснить, как контроль над функционированием системы и оценка отдельных мероприятий сказывается на ее результативности;
  • обращать пристальное внимание на итоги расследования ЧП, травм на производстве, профзаболеваний;
  • учитывать результаты ревизий чиновников;
  • считаться с предложениями коллектива.

Минтруд полагает, что для изучения действенности работы СУОТ нужно оценить следующие показатели:

  • насколько исполнены задачи организации по ОТ;
  • как СУОТ помогает руководителю исполнять свои функции, согласно установленной Политике;
  • сравнение с прошлым анализом эффективности;
  • необходимость внесения поправок в систему (цели, перераспределение обязательств и ресурсов);
  • требуется ли подготовка лицам, которых затронет корректировка СУОТ;
  • нужно ли пересмотреть критерии оценки эффективности.

Меры по улучшению функционирования СУОТ следует прописать в Политике по ОТ.

Итак, ст. 212 ТК РФ обязывает работодателей разрабатывать и применять СУОТ. Она нужна для создания безопасных условий труда на предприятии.

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

В помощь руководителям организаций в 2018 году чиновники утвердили Типовое положение, на основании которого работодатели должны обеспечить работу СУОТ в своих компаниях.

Отправить