Как в правильном порядке оплатить Платон

Новый этап в устройстве платежей для грузовых машин связан с 2011 годом, когда в законодательство стали организованно вводятся поправки, преобразующие старую систему фискальных плат автомобилистами, РММ транспортных средств которых превышает черту в 12 тонн.

Изменения в традиционном механизме привели к созданию базы «Платон» (Platon), призванной решить проблему грузовиков и ущерба, наносимого ими дорогам.

Уже в 2012 году обсуждаемые поправки вошли в тексты Бюджетного и Налогового кодексов решением Государственной Думы России, и с ноября 2020 года новая система стала функционировать, несмотря на серьезную критику и протесты общественности.

Обзор системы

Вопросы о переменах в обложении грузовых машин и слабой эффективности транспортного налога были решены Министерством транспорта путем поручения подотчетному ведомству — Федеральному дорожному агентству, разработки проекта, который решил бы накопившиеся проблемы. Получив задание, Агентство на исходе 2013 года объявило на сайте государственных торгов о конкурсе, победителя которого ждало концессионное соглашение с государством.

Договор заключал следующие пункты:

  • концессионер вкладывает инвестиции в разработку системы;
  • администрирует его до прохождения срока договора — на протяжении 13 лет;
  • инвестиции по оценкам необходимы в размере 29 миллиардов рублей;
  • доходы от взимания платы с большегрузов идут государству;
  • инвестор получает субсидии — не меньше 11 миллиардов рублей ежегодно до конца периода действия соглашения, 46 процентов из этих средств ежегодно индексируются на прирост инфляции.

Однако как такового конкурса так и не было: право сразу получила компания «РТ-Инвест Транспортные системы», которая является результатом организационных действий «Ростехнологий» и «РТ-Инвест». Компания получила кредит от Газпробанка на сумму 27 миллиардов рублей, оставшиеся 2 миллиарда вложены в проект из собственных средств.

По договору компания распределяет получаемые государством средства следующим образом:

Необходимые расходы 59 процентов
Погашение кредита 35 процентов
Обновление оборудование через 12 лет 8 процентов
Чистая прибыль 6 процентов

Собственником системы останется Российская Федерация, но оперировать ее работу должна РТИТС. Владелец компании — Игорь Ротенберг.

После представления проекта «Платон» — плата за тонну — концессионер приступил к реализации возможности ознакомиться с системой пользователям. Летом 2020 года были запущены сайт системы и постоянная горячая линия, доступ к заблаговременной регистрации в сервисе.

Уже в ноябре систему запустили на всех федеральных дорогах России.

Были внесены поправки в налоговое законодательство, освободившие плательщиков «Платона» от транспортного налогообложения, поскольку целевым смыслом обоих платежей является реконструкция и восстановление дорог, и двойное взимание платы для этих целей с владельцев 12-тонников было бы несправедливым.

В начале 2020 года по запросам представителей среднего и малого предпринимательства в механизме появилась функция постоплаты. Прежде грузовладельцы оплачивали проезд до начала движения, теперь им позволили рассчитываться с государством по факту грузоперевозки, после получения средств от клиента.

Для пользования услугой необходимо иметь бортовое оборудование, период работы в системе не менее двух месяцев, а также у субъекта не должно быть недоимки по платежам.

В общем за весь период функционирования «Платона» вплоть до 15 марта 2020 года в бюджет поступило почти 22 миллиарда рублей. В проекте зарегистрировано 275 тысяч пользователей, владеющих более 800 тысячами большегрузов.

Цели системы:

  • распределение платежной нагрузки по факту причинения ущерба дорогам; по оценкам Министерства транспорта один 12-тонник, проезжая по общей дороге, наносит урон, который могут нанести 20 тысяч легковых машин; в силу такой ситуации справедливо направить большую часть нагрузки — 56 процентов — на виновников разрушения дорожного полотна;
  • расширение платежной базы за счет включения в систему теневых перевозчиков; по данным консалтинговой компании Роланд Бергер около 90 процентов грузоперевозчиков России относятся к малого предпринимательству и теневой сфере; предусмотренные «Платоном» механизмы контроля и проверки — те же мобильные станции — значительно сокращают возможности для незаконных автовладельцев бесплатно проезжать по российским трассам;
  • ремонт дорог, поскольку все средства от системы попадают в Дорожный фонд России.

Структура системы сложная и многоуровневая, но все части механизма работают слажено и плотно взаимодействуют друг с другом, организованно передавая информацию из одного звена в другое для дальнейшей обработки.

Из каких организаций состоит система:

  • администрирование и контроль — Центр управления и мониторинга;
  • работа с информацией — Центр обработки данных;
  • отделения для работы с клиентами — 138 локальных центров консультирования и сервиса;
  • автономная информационная система определения географического положения;
  • информационная система автоматического расчета;
  • система мобильного контроля — 100 оборудованных машин с видеофиксацией;
  • стационарные станции — контрольные рамы для сканирования в количестве 481 станции;
  • интернет-портал «Платона» — многофункциональный сайт;
  • постоянная горячая линия и центры телефонной связи;
  • терминалы для самообслуживания — 500 штук;
  • терминалы от контрагента КИВИ с опцией для «Платона» — 150 штук;
  • бортовое оборудование — 2 миллиона;
  • маршрутные карты — выдано 12 миллионов за все время деятельности системы.

В «Платоне» аккумулируются сведения обо всех федеральных дорогах общего пользования России. Оператор системы ведет сбор, обработку, архивирование и передачу данных о перемещениях 12-тонников по контролируемым трассам в автономном режиме, образуя единый информационный свод об объектах и субъектах системы.

Каждый владелец большегруза обязан пройти регистрацию в системе и записать в этот реестр информацию о себе и своих машинах.

Перемещение грузовиков прослеживается с помощью механизма навигации через спутниковую систему и определения геокоординатов, сведения о движении мгновенно проходят обработку в системе.

Однако плательщик «Платона» все равно обязан составить соглашение с оператором системы о безвозмездном пользовании и получить бесплатное бортовое оборудование. Соглашение можно заключить в любом территориальном центре сервиса и поддержки. Также автовладелец может выбрать альтернативный вариант и обойтись без бортового устройства — оформляя на каждый проезд маршрутную плановую карту.

Через бортовое оборудование происходит передача информации о перемещениях большегруза через спутник посредством сотового канала связи в Центр обработки. С помощью систем геонавигации и автономного расчета производится вычисление пройденного расстояния по государственным дорогам, тарификация и итоговая сумма платежа.

В исчисление не входят платные дороги и нефедеральные трассы. Информация о движении направляется в органы Автоинспекции и главный административный Центр для хранения.

Мобильные наземные станции являются дополнительной мерой контроля и сканируют грузовики при проезде через них. Такая проверка идентифицирует бортовое оборудование, считывает информацию о счете по нему и имеющихся на счете средствах, либо обнаруживает использование маршрутной карты.

Если в машине установлено бортовое устройство, Центр управления производит удаленное взимание платы и перечисление ее в Дорожный фонд. В случае дорожных карт расчет осуществляется мобильными машинами системы. Они же работают с клиентами на тех участках дорог, на которых отсутствуют контрольные рамы.

Основные параметры

Главные принципы

Для включения в систему владельцы большегрузов должны пройти регистрацию.

После этой процедуры для проезда по государственным дорогам нужно оформить карту — на сайте системы, в локальном сервисном центре либо через телефонное приложение «Платона». При формировании карты указывается маршрут движения, на основании которого система вычисляет размер платежа.

Либо можно прикрепить к фуре бортовое оборудование для автоматического считывания данных. Оборудование компактное, крепится на лобовое стекло машины. Заключение договора и выдача осуществляются также в территориальном центре «Платона».

Устройство передает информацию через спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS, на основе которых оператор разово снимет средства за позедку с расчетного счета пользователя, поэтому счет следует пополнить заранее.

Условия и требования

Все владельцы грузовых машин с РММ от 12 тонн должны платить в «Платон».

Освобождение предусмотрено для некоторых категорий:

  • если большегруз ориентирован на перевозку пассажиров, за исключением грузовиков, в которых возможна и транспортировка груза, и людей (фургоны);
  • цель работы 12-тонника — спасательные, противопожарные, медицинские, правоохранительные нужды, необходимо наличие специальных синих и красных маяков и звукового сигнала машины;
  • для военных целей.

Тарифы и порядок внесения суммы

С момента запуска системы тарифы не менялись. В соответствии с 504-ым Постановлением Правительства установлен основной тариф 3,5 рубля за километр, который далее был увеличен до 3,73 рубля. Однако бурная критика «Платона», массовые демонстрации на различных концах страны побудили власть ввести «легкий режим» взимания платы и установить понижающие коэффициенты — 0,46 и 0,82.

Однако затем Правительство приостановило размер тарифа с коэффициентом 0,41 на неопределенный срок, и владельцы фур до сих пор платят 1,53 рубля.

На сайте системы указано, что с 15 апреля 2020 года коэффициент будет поднят до 0,51, что означает уплату 1, 90 рубля за километр.

Как оплатить «Платон» пользователям, пополнив лицевой счет:

  • через терминалы самообслуживания и КИВИ;
  • в центре сервиса и поддержки;
  • через топливные карты — эта возможность появилась в системе не так давно; карты для безналичного расчета с АЗС используются автовладельцами уже более столетия и привычны для пользования; пока в «Платоне» могут применяться карты Е 100 и DVK; на сайте «Платона» указано, что со временем будет добавлена функция использования и других фирм топливных карточек;
  • через банковские карты — могут применяться карточки любых банков; перевод осуществляется в «Личном кабинете» системы либо в приложении для телефона; при выполнении операции указываются все данные карточки — владелец, номер, срок действия, код с оборотной стороны;
  • через отделение банка — также форма безналичного перевода, требующая указания персональных данных пользователя и реквизитов «Платона», которые доступны на сайте системы; удобный способ — пополнение через Сбербанк, используя онлайн-сервис.

Доступные способы, как оплатить Платон

Способ как оплатить «Платон» один — с расчетного счета. Разнообразие способов пополнения этого счета приведено выше. С лицевого счета взимание положенной суммы происходит автоматически дистанционным управлением системы либо на местах стационарного контроля.

Важные аспекты услуги

Порядок регистрации

Запись в «Платон» производится бесплатно. Однако при даче недостоверной, неполноценной, ложной информации, лицо привлекается к ответственности и санкциям.

Регистрация происходит различными способами:

Появившийся в системе пользователь получает идентификационные данные, с помощью которых он будет позиционировать себя при обращении в телефонный центр или дальнейшее пользование терминалами, и личный расчетный счет.

Работа в личном кабинете

Сайт «Платона» предоставляет возможность своим пользователям вести «Личный кабинет», где можно осуществлять через него оплату, оформление дорожной карты, проверку правильности вычислений, состояние расчетов и т.п.

«Кабинет» разработан с удобным интерфейсом и понятной структурой сервисов, чтобы каждый владелец мог без труда ориентироваться в нем. Доступ к услуге можно получить в территориальном центре поддеркжи.

Последние изменения

Как говорилось, Правительство внесло изменения в тарифы системы, добавив новый коэффициент, который начнет действовать уже в этом месяце.

Также поправки коснулись применения бортового оборудования других изготовителей. Такие устройства позволено использовать только после 30-дневного тестирования и записи в общем реестре системы.

Доработана проблема излишне уплаченных сумм — теперь в системе есть механизма возврата этих средств. Доступно аннулирование карты маршрута, если по ней не наступил срок начала движения.

Прежний лицевой счет претерпел изменение официального названия в расчетную запись.

Аналоги, претензии и критика

Еще на стадии разработки начались массовые протесты дальнобойщиков против «Платона». Недовольство касалось не только высокого размера платежа, больших штрафов и сложной процедуры оформления движения, но и оператора системы и личности самого господина Ротенберга, так как концессионер был утвержден без планируемого изначально конкурса.

В связи с демонстрациями и бурными обсуждениями системы представителями бизнеса Правительство пошло на встречу своим гражданам, отложив запуск системы и снизив тарифы.

В городах России большегрузы перекрывали федеральные трассы, что влекло образование многокилометровых пробок. Автовладельцы требовали упразднить «Платон». Самые известные забастовки прошли в Екатеринбурге, Перми и Твери.

Крупнейшая демонстрация недавно прошла в республике Дагестан, где на 57 километров стали фуры со своими владельцами.

Известна хакерская атака на «Платон» во второй день работы системы. Однако специалисты организации восстановили работу проекта уже на следующий день.

Однако подобные системы давно функционируют в странах Европы — взимание на проезд по государственным дорогам колеблется от 8 до 22 центов евро. Применяются те же карты и бортовые машины.

Известен аналог системы в Австралии. Во всех странах, применяющих подобный механизм, производится реконструкция дорожного полотна, строительство новых трасс, улучшение имеющихся дорог.

Штрафы

Штрафы разнятся в зависимости от того, кто должен отвечать за нарушения.

Причины для санкций:

  • отключенное бортовое оборудование;
  • оборудование сломано;
  • отсутствие оборудования или карты;
  • проезд по иному, чем обозначено в карте, маршруту при отсутствии БУ;
  • выезд без пополнения расчетного счета.

Размеры в рублях:

5 тысяч Для водителя.
40 тысяч Ответственный за перемещение транспортного средства.
450 тысяч Санкция для организации.

Второе и последующие нарушения:

50 тысяч Ответственный за перемещение.
50 тысяч ИП.
1 миллион Организация.

Некоторые дальнобойщики утверждают, что систему можно обмануть, если использовать проезд автопоездом, например. Однако такие лица рискуют претерпеть значительный финансовый урон, если нарушение будет обнаружено. Заплатить фискальный платеж намного выгоднее, чем штраф.

Взимание неустойки с автовладельцем производят сотрудники Автоинспекции, которым поступает информация из центров «Платона». Инспекторы ГИБДД в обычном режиме выписывают штрафы по результатам медиаданных, поступающих с объектов видеонаблюдения.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий