Обзор обособленного подразделения организации

Для обеспечения достаточной эффективности деятельности собственного предприятия необходимо обдумывать новые пути расширения производства, не останавливаясь на достигнутом уровне. Обычно в качестве такой меры выступает создание дополнительного структурного подразделения.

Цель его формирования может заключаться в увеличении производственных мощностей, приближении к источникам сырья или точкам сбыта, выведении «грязной» деятельности за черту города. Один из способов достижения данных идей и решения конкретных вопросов руководящего состава заключается как раз в открытии дополнительного офиса.

Очевидно, что развитие любой новой структурной единицы должен контролировать руководитель, бухгалтерский отдел, а также иные должностные лица. Кроме того, подобная деятельность требует значительного вложения ресурсов, а в случае неудачи их потеря может обернуться катастрофой для фирмы.

Поэтому так важно знать ключевые моменты создания обособленного подразделения организации – правильно использованная информация позволит в дальнейшем избежать потери времени и средств.

Обзор понятия

В первую очередь является важным определить, что это такое. Подразделение фирмы можно признать обособленным тогда, когда оно территориально обособленное от главного офиса и имеет стационарные рабочие места.

Стоит выделить признаки такой составной части организации. В качестве первого критерия следует отметить расположение вне территории организации. Что касается второго отличия, то оно заключается в оборудовании и рабочем месте – все это должно быть оформлено на срок, превышающий календарный месяц.

Иногда на практике возникает проблемный вопрос, в соответствии с которым является любопытным: считается ли подразделение обособленным, если рабочие места созданы для работников, не состоящих на учете в организации. Иначе говоря, структурная часть фирма предназначена для сдачи в аренду.

По положениям законного определения можно сделать вывод, что место непосредственно связанно с сотрудников, который оформил трудовой договор с работодателем, поэтому рассматриваемая ситуация не отвечает достаточными критериями для установления ОП.

Главные детали

Признаки рабочего места

Итак, для начала следует еще раз уточнить, что рабочее место – это место расположения работника фирмы, на котором он обязан осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с договором. При этом руководитель организации реализует контроль над объектом.

Очевидно, что полностью оборудованное рабочее место без сотрудника не является достаточным элементом функционирования подразделения. Поэтому работодатель должен оформить специальное соглашение хотя бы с одним специалистом, который впоследствии будет осуществлять установленные задачи по месту нахождения ОП. При этом условия труда должны согласоваться с установленными параметрами.

Если же человек ведет свою деятельность на основании гражданско-правового договора, то это не является достаточным условием для появления рабочего места. Подобный момент объясняется просто – такие отношения не относятся к трудовым.

Итак, можно сказать, что стационарное рабочее место формируется при соответствии определенным условиям, которые необходимы для выполнения обязанностей работником фирмы. Наличие сотрудника в данном элементе также считается признаком рассматриваемой позиции.

Возможные формы

Обособленное подразделение организации может иметь несколько форм, но специалистами выделено две основных: представительство и филиал.

Каждая из них обладает собственными особенностями, поэтому их следует разобрать подробнее:

Филиал Критерий Представительство
Ведение деятельности в новых регионах. Для чего создают. Представляет и защищает интересы организации.
Обладает адресом, отличающимся от адреса головной фирмы. Ключевые признаки. Обладает адресом, не относящимся к адресу головной компаний в документации.
Положения, утвержденные в головной фирме. Регламентирующие документы. Положения, утвержденные в головной компании.
Обладает большими возможностями, если сравнивать с представительством, но образование юридического лица не происходит. Статус юридического лица. Создание юридического лица не происходит.
Может вести ту же деятельность, что и головная фирма. Кроме того, обладает способностью выступать в качестве представительства. Род занятий. Маркетинг, разработка стратегии, иная деятельность, направленная на продвижение организации и привлечение клиентов. То есть в его ведении находится общественная составляющая: мнение социума и популярность продукта среди людей.

Определение по закону

Для более конкретного восприятия определения стоит рассмотреть его формулировку в законе.

С точки зрения налоговой и в соответствии с положениями 2 пункта 11 статьи Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение фирмы – это любое подразделение, не находящееся на территории организации, при этом имеющее оборудованные рабочие места.

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

Что касается места нахождения ОП, то под ним понимают место реализации компанией определенной деятельности.

Существует также определение и в Гражданском кодексе Российской Федерации. В данном случае ОП – это обособленное подразделение организации, которое не располагается по месту ее нахождения, при этом представляет и защищает интересы фирмы.

Регистрация обособленного подразделения организации

После создания обособленного подразделения компания должна в обязательном порядке в течение месяца зарегистрироваться в органах налоговой инспекции по месту реализации соответствующей деятельности.

Точный момент открытия ОП не отражен в нормативных актах, поэтому за день создания принимают день оборудования рабочих мест и начала осуществления предписываемых функций.

Важно помнить, что при открытии филиалов и представительств, а также внесении изменений в учредительные документы необходимо в течение 10 суток уведомить об этом налоговые органы.

При постановке на учет кроме заявления необходимо предоставить определенную документацию, точный перечень который будет рассмотрен немного позже.

После того, как была пройдена регистрация, органы налоговой инспекции представляют компанию к соответствующему коду, который отражает причину оформления. После этого в главный офис направляется уведомление с положительным решением и отражением специальных реквизитов, предназначенных для идентификации ОП.

Когда стоит открывать

Ситуации, способствующие формированию необходимости открытия ОП, могу быть достаточно различными. В качестве примера стоит рассмотреть случай, когда головная фирма с регистрацией в городе федерального значения реализует оптовую торговлю в иных регионах страны.

Для оптимизации деятельности в соответствующих областях ей необходима эффективная организация складов и трудоустройство сотрудников, которые будут контролировать сохранность продукции на местах.

Для этого нужно будет оборудовать стационарные рабочие места на срок, превышающий календарный месяц. В таком случае возникает потребность в открытии обособленного подразделения и его последующей организации.

Также создание ОП является актуальным в следующих случаях:

  • выведение грязного производства за черту города;
  • приближение к точке сбыта;
  • приближение к точке ресурсов;
  • территориальное расширение сети производства в другой город или регион.

Очевидно, что подобное является актуальным для реализации для сравнительно крупных компаний, так как открытие ОП считается достаточно затратным предприятием.

Обязательные требования

Документы и сообщения

При постановке на учет является обязательным предоставление определенной документации. Сразу стоит отметить, что локальные акты фирмы какой-либо ценности в данном случае не представляют, поэтому в налоговые органы направлять их не следует.

Что касается необходимых подтверждающих документов, то можно выделить следующие элементы:

  • Договор аренды помещения.
  • Трудовые договоры с сотрудниками. В тексте бумаги должно быть четко обозначено место нахождения их рабочего места.
  • Первичная документация, которая является свидетельством об осуществлении определенных функций по месту расположения ОП. В качестве примера можно привести накладные или акты приема-передачи.
  • Лицензия. Подобное актуально, если реализуемая деятельность является элементом списка, где требуется разрешение компетентных структур.

Самый ранний из вышеописанных документов, который отражает все соответствующие признаки ОП, и будет учитываться при установлении даты его открытия.

Подробный алгоритм

При создании обособленного подразделения существует определенный алгоритм, который позволяет избежать ненужных действий:

  1. Для начала следует установить, что компания открывает ОП, не относящееся к филиалам и представительствам. Подобное объясняется тем, что порядок регистрации у данных элементов несколько иной.
  2. Далее нужно установить, что сформированное рабочее место имеет признаки стационарного (срок более месяца, наличие работника, выполняющего обязанности). В случае если работа является дистанционной, то создание ОП не требуется.
  3. В течение месяца с момента создания позиции важно уведомить об этом органы налоговой инспекции.
  4. Также на протяжении 30 дней следует зарегистрироваться в определенных фондах. Подобное необходимо, если есть собственный баланс у ОП, расчетный банковский счет и дальнейшие планы на осуществление платежей физическим лицам.
  5. В случае возникновения изменений во внутренних документах необходимо направить сообщение об этом в течение 3 суток в ФНС.

Важно соблюдать данный порядок, так как он является наиболее подробной инструкцией, обеспечивающей создание ОП без каких-либо серьезных ошибок.

Условия уплаты налогов

Обязанность уплаты налога и ведения отчетности корректируется местом расположения обособленного подразделения и наличием самостоятельного баланса.

Для уточнения каждой категории сборов данный вопрос стоит разобрать детальнее:

Налог на добавленную стоимость Уплачивается только головной организацией. Так как плательщики НДС – это обязательно юридические лица, а ОП не является таковым. Им необходимо лишь предоставить счета-фактуры при реализации продукции.
Налог на прибыль При расчете уплачиваемой суммы учитываются показатели среднесписочной численности сотрудников, затраты на заработную плату и остаточная стоимость основных средств по окончании отчетного периода. Декларация должна быть представлена по каждому ОП.
Налог на доходы физических лиц После вступления в законную силу 23 главы НК РФ фирмы с ОП должны выполнить перевод суммы налога не только месту нахождения головной компании, в состав которой входят, но и по месту расположения отдельно по каждому подразделению. Кроме того, обязательна отчетность по форме 6-НДФЛ.
Налог на имущество Уплачивается непосредственно ОП, имеющие отдельный баланс. В противном случае за это отвечает головное предприятие – данный момент актуален с движимым имуществом. Что касается недвижимости, то налог исчисляет подразделение вне зависимости от наличия отдельного баланса.
Транспортный налог Сбор уплачивается по месту нахождения транспортного средства.
Налог с продаж Взимается по месту реализации продукции. В данном случае рекомендуется уточнить в документах, что именно понимается под таким определением, так как зачастую возникают недопонимания.
Единый налог на вмененный доход Уплачивается головной организацией, если ее деятельность реализуется на территории Российской Федерации. В противном случае фирма не должна перечислять сбор.
Страховые взносы в ФСС и ПФР Обособленное подразделение обязано самостоятельно переводить платежи, если эта структурная единица российская и находятся на территории РФ, а также если имеет отдельный баланс и осуществляет денежные выплаты физическим лицам. Если эти условия не выполняются (к примеру, ОП обслуживает иностранный регион), то за взносы отвечает головная фирма.

Как очевидно, налогообложение ОП обладает некоторыми тонкостями. Поэтому перед открытием подразделения рекомендуется изучить данную тему, чтобы в дальнейшем в соответствующих документах отразить актуальные сведения, обеспечивающие оптимальность результата.

Особенности филиала

Филиал является одним из видов обособленного подразделения.

В качестве признаков, характеризующих данное понятие, можно выделить следующие особенности:

  • не имеет статус юридического лица;
  • обладает возможностью осуществлять хозяйственную деятельность;
  • при открытии вносятся ключевые сведения в учредительные документы компании;
  • основная функция – расширения производства, иначе говоря, выполнение деятельности организации вне места ее расположения;
  • собственный баланс и расчетный счет в банке являются обязательными элементами;
  • в качестве документов, устанавливающих права для реализации конкретных функций, выступают положения о филиале.

В сравнении с представительством, а также прочими обособленными подразделениями, филиал обладает большей функциональностью и самостоятельностью. По сути, такая структурная единица может быть кредитная, строительная, образовательная и даже некоммерческая – все зависит от решения руководящего состава.

Ответственность

Законодательством предусмотрены определенные штрафные санкции, которые применяются к лицам, нарушившим сроки подачи уведомлений и документов о регистрации созданного обособленного подразделения.

Итак, ответственные лица будут привлечены к уплате следующих сумм:

При игнорировании временных рамок предоставления заявления о постановке на учет 10 тысяч рублей.
За реализацию деятельности ОП без регистрации 10% от полученного дохода, но не менее 40 тысяч рублей.
Нарушение сроков регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации 5 тысяч рублей. Сумма увеличивается в два раза в случае с задержкой более 90 суток.
Несоответствие временным рамкам постановки на учет в Фонде социального страхования Штрафные санкции такие же, что и в предыдущей ситуации.

Хоть суммы к уплате не слишком значительные, но все же стоит понимать, любое игнорирование норм закона в дальнейшем может сказаться при разрешении какого-либо важного вопроса.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий