Какой установлен период для выездной налоговой проверки

Налоговые органы в сознании граждан и особенно предпринимателей имеют негативную коннотацию. Во-первых, сами фискальные платежи в условиях российской организации негласного коллективного договора предстают безвозмездным отчуждением, т.е. не имеющим отдачи.

Во-вторых, система документооборота и отчетных обязанностей, возложенные на налогоплательщиков, отличается сложностью, бюрократическими элементами, временными и материальными затратами. В-третьих, полномочия налоговых органов в сфере контроля оборачиваются для бизнес-единиц проверками, в результате которых будет обнаружено не одно нарушение.

Если с камеральными проверками приходится сталкиваться постоянно в силу сплошного метода проверки всей представляемой отчетности, то выездные назначаются при соблюдении строгих условий планирования.

Наиболее острым и стрессовым вопросом для налогоплательщиков является период выездной налоговой проверки — возрастает риск обнаружения нарушений за несколько лет, документация прошлых лет может быть утрачена, сотрудники, ведущие учет и отчетность, — отсутствовать, обстоятельства тех или иных бухгалтерских записей — забыты.

Наличие таких факторов обуславливает необходимость тщательной организации учета, всего документооборота, и изучения действующего законодательства по выездному налоговому контролю.

Центральные условия

Слово «выездной» означает выезд инспекторов органа ФНС на территорию субъекта контроля. Прежде главным разграничением между выездными и камеральными проверками обозначался именно этот фактор — место проведения проверки. Но с 2019 года по 134-ому закону инспекторы получили полномочия осматривать территорию плательщика по некоторым основаниям, что размыло прежде твердую границу между двумя видами мероприятий.

Однако выездная проверка остается наиболее широкой, углубленной и охватывающей процедурой по многим признакам.

Что говорит законодательство

Основной источник норм выездных проверок — это 5-ый раздел первой части Налогового кодекса, посвященный контролю, 14-ая глава в нем, содержащая статьи о видах и порядке контроля, а наиболее узкие положения проверок «на месте» изложены в 89-ой статье.

Также имеются большой объем решений судов, составляющих судебную практику по теме, и многочисленные письма, разъяснения и сообщения ФНС и Минфина.

Последняя редакция 89-ой статьи от 2019 года вобрала поправки, внесшие более ясные формулировки, уточнение числовых и количественных значений.

Общие моменты

Этот вид проверки осуществляется путем выезда работников инспекции на территорию субъекта, где осуществляется облагаемая деятельность. Также местом проверки считается место нахождения обособленного подразделения — например, для зарубежных предприятий, работающих в России через филиалы.

Если субъект не имеет помещения для работы проверяющих, то возможен перенос места контрольных мероприятий в здание инспекции.

Решение о проведении контроля и непосредственно проверку производит налоговый орган, в котором осуществлена постановка на учет субъекта. По отдельным подразделениям, филиалам и представительствам субъекта, имеющим самостоятельный баланс, проверку выполняют соответствующие инспекции.

Решение о проведении выездного контроля выносится только начальником налогового органа или заместителем — в отличие от камеральных проверок, где основанием является поступившая отчетность.

Новая форма решения утверждена приказом ФНС в 2019 году.

Обязательные реквизиты:

  • название предприятия либо имя физического лица — полностью и сокращенно;
  • предмет;
  • период выездной налоговой проверки;
  • имена участников проверяющей группы.

Предметом считается контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их уплаты. Лапидарная формулировка скрывает необходимость проверки почти всех финансовых и экономических операций и записей лица сплошным способом.

Проверки могут подвергаться один или несколько налогов, в т.ч. всех налогов, сборов и взносов.

Охватываемый контролем промежуток — 3 прошлых года. Однако по сути может проверяться больший период — включая текущий. По корректировочной декларации анализируется тот промежуток времени, который отражен в данном документе.

Запрещено осуществлять проверку по одному предмету за один период более 2 раз. Не дозволяется производить более 2 проверок в одном году — независимо от предмета и периода. Так, если в 2019 и в 2019 годах анализировались данные по НДС за 2019 года, то в третий раз проверить этот налог за указанный год невозможно. При этом в кодексе существует термин «повторная проверка», который предполагает игнорирование перечисленных запретов при наступлении определенных условий.

В вопросе запрета на осуществление более 2 мероприятий в год существуют строго ограниченные исключения — например, при ликвидации или реорганизации предприятия проверка инициируется независимо от времени и предмета предыдущей.

Еще одним запретом считается поправка, вступившая с 2019 года. Согласно 348-му закону в кодексе появилось понятие «налоговый мониторинг» — добровольная инициация плательщиком проверки своей отчетности. В рамках такого новшества запрещено проверять выездным методом период, за который исполняется мониторинг.

Исключения:

  • завершение мониторинга раньше планируемого срока;
  • подача уточненной декларации за период, анализируемый мониторингом, в которой отражена меньшая сумма к уплате, чем в первичном отчетности;
  • игнорирование вынесенного по результатам процедуры мнения инспекции;
  • производство контроля за деятельностью инспекции вышестоящей инспекцией; например, межрайонная ИФНС проверяет налоговый орган по муниципальной или городской территории.

Допустимо включение в одну проверку филиалов лица. Также филиалы и представительства могут проверяться отдельными контрольными мероприятиями в части регионального и местного налогообложения. Период для такой самостоятельной процедуры — 1 месяц.

В ходе контроля проверяющая группа наделена законными правами на:

  • истребование документации;
  • изъятие документации при отказе выдать ее по требованию;
  • проведение осмотра территории;
  • инвентаризации;
  • вызов понятых;
  • привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.

Все документы, составляемые инспекторами, заполняются на территории субъекта. Итоги мероприятия оформляются справкой соответствующего образца, экземпляр которой вручается и плательщику.

В чем ее особенности

Первая особенность выездных проверок состоит в методе выбора субъектов для проведения этой формы налогового контроля. Далеко не каждые организации или физические лица находятся в «группе риска». В действительности органы ФНС заранее составляют планы по ВНП, включая в них лишь тех налогоплательщиков, которые подпадают под установленные критерии выборки.

Эти критерии утверждены ФНС в 2007 году приказом 3-06/333 и включают 11 показателей отбора, например:

  • рентабельность субъекта ниже рентабельности предпринимателей этой же отрасли экономики;
  • отражение в отчетах почти одинаковых сумм расходов и доходов;
  • заявление на крупные налоговые вычеты.

Крупнейшие плательщики зачисляются в планы независимо от показателей деятельности раз в 3 года.

К другому отличию ВНП относится участие в процессе не только инспекторов, то и самого проверяемого, а также иных лиц — экспертов и специалистов, свидетелей и переводчиков.

Наличие различных методов и прав налогового органа, в т.ч. принудительных, как выемка, ужесточают специфику выездного контроля.

Документы и прочие риски

Основным объектом ревизии являются документы по хозяйственным и финансовым операциям лица. Несмотря на обязанность предоставлять периодическую отчетность в виде деклараций и бухгалтерских данных, при столь углубленной форме контроля инспекторам могут потребоваться и другие документы, которые лицо не подает в ИФНС.

При этом инспекторы несут ответственность за сохранность налоговой тайны и вправе рассматривать оригиналы документов только на территории субъекта.

Само истребование имеет письменную форму, экземпляр передается начальником проверяющей группы руководителю фирмы или физическому лицу вместе с распиской для подписи о получении запроса.

Если лицо отсутствует, в силу чего нет возможности передать ему требование лично, бумага направляется ему почтой либо по ТКС.

Такими же способами происходит представление запрошенных документов в налоговый орган — в течение 10 рабочих дней. Бумажные копии документации заверяются подписью проверяемого субъекта. ИФНС не вправе требовать заверения копий нотариусом.

Проверяемый субъект уполномочен просить предоставить отсрочку для сбора необходимых данных с указанием причин — на следующий день после вручения ему требования. Такое уведомление передается начальнику инспекции, который после оценки обоснованности причин отсрочки принимает решение о ее предоставлении либо отказе. Решение должно быть принято не позже 2-х дней после получения уведомления.

Проверяемому лицу следует помнить, что нарушение сроков для исполнения требования влечет инициацию налоговой санкции — штрафа в размере 200 рублей за каждый невыданный документ. К тому же, возможностью ВНП является принудительное изъятие документации — выемка.

Таким образом, шансы скрыть нежелательные сведения достаточно низки. Несколько лет назад налоговые органы получили также право на требование документов у контрагентов субъекта, так что даже частично скрытые данные, вероятно, смогут определить одним из способов.

Что касается выемки, то процедура производится следующим образом:

  • руководитель проверяющей группы составляет постановление о проведении изъятия документов (при необходимости — предметов);
  • начальник инспекции заверяет постановление;
  • руководитель ревизии предлагает проверяемому субъекту представить документы добровольно;
  • в случае отказа осуществляется сама выемка — исключительно днем, с понятыми, иногда приглашается специалист; всем участникам дается возможность ознакомиться с постановлением;
  • в ходе процедуры допустимо вскрытие помещений с нанесением минимального ущерба материальным ценностям;
  • весь процесс описывается в протоколе; составляется подробная опись изъятых бумаг и предметов; понятым демонстрируется каждая изъятая вещь;
  • допустима выемка оригиналов документов, если копии отсутствуют, но с обязанностью немедленно их изготовить и заверить, после чего оригиналы возвращаются проверяемому; при невозможности копирования документов до конца процедуры они изымаются и должны быть возвращены владельцу до истечения 5 дней;
  • предметы и бумаги упаковываются, сшиваются, нумеруются и заверяются печатями;
  • экземпляр протокола вручается проверяемому.

Как видно, право принудительного изъятия строго регламентирован и не допускает превышения полномочий больше, чем необходимо для целей проверки.

Сколько длится период выездной налоговой проверки

Что касается длительности одной проверки, то она исчисляется с даты издания решения начальника инспекции до даты формирования справки о проведенном контроле и в стандартной ситуации длится не более 2 месяцев. В случае большого объема проверяемого материала начальник инспекции вправе продлить срок до 4 и 6 месяцев.

На практике длительность процесса увеличивается за счет приостановления течения срока по различным основаниям:

  • при истребовании документации у лица, контрагентов — приостановление возможно один раз по каждому лицу;
  • при запросе сведений в зарубежных органах власти;
  • при производстве экспертизы;
  • для перевода текстов документов на заграничных языках.

Остановка и продолжение проверки в перечисленных ситуациях оформляется решением начальника инспекции и подразумевает остановку всех действий проверяющей группы.

В сумме длительность всех единиц приостановления не может превышать полгода, кроме случая ожидания ответа от зарубежного органа власти — замораживание проверки допускается еще на три месяца.

Таким образом, максимальная длительность проверки составляет 18 месяцев — без учета процедур, следующих за мероприятием.

Что меняет требования

Если назначено по НДС

Контроль за начислением и уплатой НДС занимает особое место в работе органов ФНС. По данному налогу инспекторам камерального отдела даже представлены расширенные полномочия — выезд на место.

Поощрение законодателем жестких мер надзора в этой области обусловлен системой расчета налога и его возмещением — возвратом огромных сумм из бюджета. Естественно, такие операции требуют тщательного слежения.

Также часто предприниматели работают по нескольким режимам, и тогда необходима проверка правильность раздельного учета.

Больше, чем за 3 года

Судебная практика в вопросах налогообложения насчитывает случаи, когда можно охватить контролем не только 3 прошедших года, но и больший срок.

Например, постановление ФАС СЗО 2012 года за номером 14239/2010 одобрило проведение проверки по решению, которое принято в конце одного года, но достигло адресата в следующем, за те годы, которые предшествовали году вынесения решения. Так, если начальник инспекции принял решение в конце декабря 2019 года, но генеральный директор фирмы получил экземпляр в январе 2019-го, то проверяемым периодом может быть как отрезок 2013-2015, так и 2019-2016.

Другим судебным решением — пятое постановление Пленума ВАС в 2001 году, позволена проверка прошедших 3-х лет, а также текущего года — например, первого квартала 2019 года.

При подаче корректировочной декларации с пониженной суммой к уплате выездная проверка проводится по указанному в ней периоду независимо от его давности.

Другие случаи:

  • участники соглашений о разделе продукции;
  • участники свободной экономической зоны в Калининградской области

В действительности инспекции ФНС стремятся разрабатывать планы ВНП таким образом, чтобы «пробелов» в периодах не оставалось, т. е. не возникали годы, в которые плановые субъекты не подвергались контролю.

Детали выбора участника

Как говорилось, на отбор субъектов ВНП влияют плановые показатели из Концепций планирования, а также статус налогоплательщика — крупнейший, пользователь спецрежима «Соглашение о разделе продукции», заявитель «уточненки», взаимозависимые партнеры, при ликвидации или реорганизации и т. д.

Как происходит планирование:

  • план формируется на каждый квартал — в него включаются не только субъект контроля, но и сами инспекторы; для этого анализируются их профессиональные качества и трудовая нагрузка;
  • отбор субъектов — плановых и выборочных — по анализу результатов камеральных ревизий, показателей деятельности, количеству нарушений, поступивших сведений из других органов и т.п.;
  • составление общего перечня субъектов, которые будут проверены в течение года.

Повторный контроль

Повторная ВНП, как упоминалось, производится независимо от временных и количественных ограничений кодекса.

Основания:

  • назначение проверки вышестоящей инспекцией для контроля за деятельностью нижестоящей;
  • подача корректировочной декларации с меньшей заявленной суммой налога, чем прежде.

Если в ходе повторной проверки будут обнаружены нарушения, не выявленные в предыдущих мероприятиях контроля, к субъекту не предъявляются санкции. Исключение — сокрытие этих нарушений прежде производилось по договоренности проверяемого и проверяющего.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий