Правила проведения проверки контрагента

Правила проведения проверки контрагента

Проверка будущего партнера — важный этап в заключении любой сделки. И Россия в этом плане является прогрессивной с точки зрения законодательства страной. Государством предусмотрен алгоритм подобного процесса проверки. Так, существует три основных этапа: мониторинг открытых электронных источников, справки из ЕГРЮЛ и последний — запрос соответствующих бумаг у самого контрагента.

Практическое выполнение этих шагов может быть затруднительным. Проверка контрагента — это обязанность самого предпринимателя, и никто не несет за нее ответственности. Неправильный выбор повредит не только репутации компании, но и может привести к проблемам с налогами.

Самым важным в подобной проверке должен быть пункт о необоснованной налоговой выгоде. Поскольку минимизация и уклон от уплаты налогов имеют последствия. При этом ответственность будут нести обе стороны. Ведь согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 второй предприниматель должен знать о любых нарушениях со стороны контрагента.

Зачем это нужно

В 2020 году 1 июня вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Они касались налоговой тайны. Благодаря этим правкам стало возможным получить больше информации о контрагентах.

Недобросовестность партнера может привести к тому, что налоговая не признает расходы и вычеты недостоверными.

В связи с тем, что на сегодняшний день существует много транзитных и однодневных компаний, возникает множество споров между предпринимателями и налоговиками. И согласно законодательству, вся ответственность будет на том, кто заключил сделку с таким партнером.

План проверки

Существует два основных фактора, из-за которых необходима проверка контрагента:

Признание договора недействительным Это делается через суд.

Основанием для такого решения могут быть такие ошибки контрагента:

  • подписание соглашения без наличия соответствующих полномочий;
  • несоответствие между предметом сделки и уставными целями партнера.
Предъявление претензии налоговой Ее формулировка будет звучать как “неосмотрительность налогоплательщика при выборе контрагента”. В этом случае обвинение будет включать получение налоговой выгоды из возврата НДС или из учета расходов.
Проверка Налоговая имеет право сделать внеплановый выезд с проверкой предпринимателя.

Поэтому стоит заранее позаботиться о своей финансовой и правовой безопасности. Тем более, что государство создало для этого необходимые условия.

Важные уточнения

10 популярных способов

Исходя из того, что в законе четко не прописан список действий, то их список состоит из 10 самых популярных методов проверки партнера:

Запрос бумаг у контрагента Это нужно сделать до подписания договора. Универсальный список документов предусматривает свидетельство о госрегистрации, постановке на учет в налоговую и устав. Далее нужно запросить справки из ЕГРЮЛ и бумагу об отсутствии долга по уплате налогов.
Сервисы ФНС РФ Для этого можно использовать сайт налоговой — там хранятся краткие сведения о возможном партнере. Также есть возможность узнать не находится ли компания в списках ликвидированных или реорганизованных и другое.
Судебные дела Сайт ВАС РФ позволяет узнать о том, не идут ли судебные разбирательства с участием потенциального партнера. Для этого нужно знать ИНН или ОГРН запрашиваемой организации.
Банкротство Данные о таких процессах отражены на портале единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Исполнительное производство Проверить такие данные можно с помощью сайта ФСПП.
Лицензия Ее предоставляет официальный сайт органа, который выдает данный документ.
Бухгалтерия Обязательно нужно проверить годовой отчет. Его может предоставить как сам контрагент, так и Росстат.
Недостоверные поставщики ФАС предоставляет данные о государственных закупках. Не обязательно там должен присутствовать конкретный поставщик, но проверить стоит.
Проверка полномочий Перед тем, как партнер поставит подпись на документе, необходимо удостовериться, что он наделен такими полномочиями. Его возможности могут быть прекращены или ограничены на момент подписания.
Запрос в налоговую Налоговая инспекция обязана предоставить все документы, которые не являются тайными в соответствии с законодательством. Любые ограничения — нарушение прав предпринимателя.

Также можно проверить данные при помощи сервиса Мое дело “Бюро”, однако он является платным. Следует понимать, что наличие даже одного из признаков недобросовестности может стать для налоговой и суда причиной для рассмотрения дела не в пользу налогоплательщика.

Главные правила методик

В ходе проведения анализа партнера, нужно придерживаться таких правил:

Запросы на предоставление бумаг Они необходимы, т.к. являются доказательной базой при оспаривании претензий со стороны налоговой. При их отсутствии суд признает вину предпринимателя.
Интернет-ресурсы Здесь помогут как сервис официальных сайтов государственных структур, так и средства массовой информации. Однако данные из недостоверных источников применяются только для проведения переговоров с контрагентом и в судебном процессе их применить не удастся.
Информация о налогах Минфин обязал предоставлять данные о регулярности предоставления отчетов, привлечении к налоговой ответственности и о добросовестной уплате налогов. Если же налоговая откажет в такой информации, в суде сам запрос будет выступать доказательством.
Письменные переговоры и репутация Стоит хранить всю переписку с контрагентом, изучить его репутацию в открытых источниках. Все детали сделки также стоит обсудить до заключения сделки.
Адрес регистрации
  • Это обязательный пункт проверки, т.к. фирмы-однодневки хоть и не могут быть образованы без регистрации, но все же найти их по указанным адресам сложно. Необходимо проверить данные по базам адресов массовой регистрации.
  • Существует отдельная база, в которой указаны юр. лица, с которыми нет связи по адресу регистрации. следует запросить копию договора аренды помещения. Запрос можно оформить и в отделение почты по месту регистрации на предмет получения корреспонденции данной фирмой.

У каждого налогоплательщика может быть своя стратегия проверки. Ее необходимо структурировать и обязательно придерживаться при заключении любых сделок.

Проверка контрагентов в 1С
Проверка контрагентов в 1С

Должная осмотрительность

Законодательство не дает четкого определения понятия “должная осмотрительность”. Однако на практике этот термин широко используется. Он подразумевает обязанность налогоплательщика проверять собственных партнеров на предмет “однодневности”.

Речь идет о том, что предприниматель должен изучить деятельность контрагента перед тем, как заключить сделку. Поэтому все, кто претендует на возмещение НДС, обязаны проявлять осмотрительность и проверять добросовестность партнеров.

Предъявить претензию могут не только тем, кто намеренно заключил договор, но и тем, кто не совершил дополнительных проверок.

Проверка российских контрагентов
Проверка российских контрагентов

В принципе, недобросовестность партнера не может свидетельствовать о получении выгоды налогоплательщиком. Однако если ИФНС докажет отсутствие со стороны предпринимателя действий для достижения “должной осмотрительности”, то факт нарушения будет признан судом.

При этом налоговая должна привести неоспоримые доказательства. Поэтому могут быть назначены дополнительные налоговые проверки. В ходе разбирательства ФНС должна доказать неосмотрительность и возможную взаимосвязь с нарушителем.

Минимизация риска

Максимальная щепетильность при проверке контрагента защитит налогоплательщика от любых претензий налоговой. Внутренняя документация фирмы должна содержать все данные о проведении проверки партнера. Ее фиксируют в положениях, регламентах.

Однако стоит учитывать специфику сделки. Так, неэффективным считается проверка сделки на несколько тысяч рублей. Поскольку средства, затраченные на проверку партнера будут больше, чем покрытие рисков в случае недобросовестности контрагента.

С подобными подрядчиками можно договориться о получении документов учредительного характера, и таких, которые подтверждают полномочия их руководителей.

Так что стоит руководствоваться такими факторами:

  • сумма договора;
  • размер НДС и расходы по налогу на прибыль;
  • вид сделки (к примеру, экспортные договора проверяются тщательнее);
  • предмет соглашения (чаще всего налоговая интересуется черными и цветными металлами, консалтинговыми и управленческими услугами).

Изначально стоит разделать всех контрагентов на группы риска. И в соответствии с этим проводить проверки.

Алгоритм проверки контрагента

Условно можно разделить весь процесс проверки партнера на шесть основных шагов:

Документы от контрагента Штатное расписание, движение средств по счету, приказы на вступление в должность директора — эти бумаги позволяют оценить платежеспособность и в принципе работу учреждения.
ФНС (выписка из ЕГРЮЛ доступна в электронном виде) Если в реестре нет компании, лучше отказаться от сотрудничества с ней.
Сервис на официальном сайте налоговой Позволяет проверить контрагента на “однодневность”: выплаты в налоговую, на предмет банкротства, недействительности. Программа 1С могут при помощи веб-сервиса от ФНС просматривать данные о своих партнерах.
Анализ соглашения Предмет, срок, стоимость — все играет роль. Если в нем есть какие-либо неточности или несоответствия, стоит составить свой вариант договора.
Окружающее пространство При общении с директором компании легко можно понять, понимает ли он специфику работы. По справочным системам находят информацию о судах с участием компании. Наиболее популярным является СБИС.
Регламент У каждого налогоплательщика должен быть свой особый алгоритм действий при работе с новым контрагентом. Его стоит постоянно модернизировать и использовать для минимизации собственных рисков.

Из-за большого списка сервисов многие предприниматели теряются в таком разнообразии. Но есть платформа, которая объединяет сразу несколько ресурсов — это Контур.Фокус. Здесь в режиме онлайн размещена вся необходимая информация.

https://www.youtube.com/watch?v=CD1-hkCp8kk

Другие способы

Существует еще несколько способов бесплатно проверить контрагента:

Сайт Он должен быть размещен на платном домене и хостинге.
Дата регистрации сайта Этот показатель говорит о надежности.
Отзывы Возможно в интернете размещены данные о результатах сотрудничества с данной компанией. Если их нет, то есть повод задуматься об эффективности работы партнера. В случае с наличием отзывов, стоит связаться с бывшими клиентами.
Ссылки профилей в биржах При работе с фрилансерами это главное доказательство качественной работы.
Соцсети Также помогут определить сферу деятельности компании и ее представителей.

При отсутствии информации о потенциальном партнере в открытых источниках нужно задуматься о возможных рисках сотрудничества. Ведь в современном мире даже мелкие фирмы занимаются пиаром через интернет. Поэтому хоть какие-то данные там должны быть.

Чем грозит отсутствие контроля

Халатное отношение к проверке может привести к множеству проблем:

  • потери финансов;
  • срыв договора;
  • падения рейтинга доверия к компании;
  • потеря вычета НДС;
  • добавка к НДС;
  • увеличение налога на прибыль;
  • налоговая ответственность за уклонение от уплаты НДС и НП;
  • штрафы, санкции и пени от налоговой;
  • может быть назначена выездная проверка (ВНП) со стороны налоговой инспекции.

Проведение проверок обеспечивается законодательством. А именно — п.12 Концепции проведения выездных проверок.

Использование транзитных и однодневных компаний является причиной к подобным действиям со стороны налоговой. Ведь согласно законодательству — подобное сотрудничество является схемой минимизации налогообложения и способ избежать уплаты налогов.

Для избежания проблем с возможными партнерами, необходимо проводить их проверку. Это нужно делать системно и иметь четкий план действий. Тогда у налогоплательщика будут все документы, доказывающие его “должную осмотрительность”. Да и потери в финансовом и имиджевом плане будут меньше.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Сотрудничество с непроверенными бизнес-партнерами может также грозить предпринимателю риском попасть под внеплановую выездную проверку. Об этом прямо говорится в п. 12 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Проверить контрагента бесплатно можно с помощью большого количества электронных сервисов, предоставляемых государственными органами.

    Ответить