Функции расходного кассового ордера

Функции расходного кассового ордера

Современные компании часто проводят различные финансовые операции, для которых законодательством предусмотрены определенные условия, выполнение которых является обязательным.

В частности, одним из важных условий для определенной категории транзакций является наличие такого документа как расходный кассовый ордер, при отсутствии которого проведенная сделка может быть признана недействительной, а нарушители, соответственно, будут привлечены к ответственности.

В связи с этим современным предпринимателям будет полезно узнать о том, что представляет собой расходный кассовый ордер и как его нужно оформлять в 2020 году.

Главные детали

В первую очередь, нужно понять, что представляет собой такой документ и в каких случаях он может потребоваться. Действующее законодательство устанавливает четкие требования по отношению к оформлению расходных кассовых ордеров в тех или иных случаях.

Что это такое

Расходный кассовый ордер относится к категории документов первичного учета кассовых операций, и по этой бумаге осуществляется выдача наличности из кассы компании. В соответствии с действующим законодательством составляться такой ордер должен в соответствии с формой №КО-2.

Бланк должен в обязательном порядке иметь подпись руководителя компании, главного бухгалтера или других лиц, имеющих соответствующие полномочия. При этом стоит отметить тот факт, что директор компании не может подписывать подобные документы в том случае, если его разрешительная резолюция присутствует на прилагаемых заявлениях, счетах или каких-либо других бумагах.

Выдача денег по кассовому ордеру осуществляется только после того, как уполномоченное лицо предъявит свое удостоверение личности, так как из него нужно записать соответствующие данные. Помимо этого, получатель должен в обязательном порядке написать собственноручно расписку о получении денег с указанием их точной суммы. Если этого не будет сделано, то в таком случае выданная сумма будет относиться к недостаче и, соответственно, взыскиваться с уполномоченного кассира.

Роль документа

Оформление кассового ордера осуществляется в следующих целях:

  • подтвердить факт выплаты указанной суммы средств;
  • вести учет наличности, которая была выдана из кассы;
  • упростить контроль над корректностью расчета налоговой базы и доходов организации со стороны уполномоченных органов;
  • упростить ведение бухгалтерского и налогового учета.

Соблюдение формы №КО-2 является строго обязательным, причем документ в обязательном порядке должен изготавливаться с использованием специализированных автоматических средств. Это крайне важное требование, и его несоблюдение в конечном итоге может привести к признанию документа недействительным и дальнейшему наложению административного штрафа на организацию.

Форма КО-2

Общие требования

Есть несколько важных требований, которые предъявляются к процедуре оформления таких документов:

  • составлением кассового ордера должен заниматься не кассир, а главный бухгалтер компании;
  • ордер на приход или расход может выдаваться только в одном экземпляре;
  • ордера заполняются с использованием пера, шариковой ручке или принтере с темными чернилами через специальное оборудование, обеспечивающее полную сохранность записи на те сроки, которые устанавливаются действующим законодательством;
  • запрещено вносить какие-то корректировки в документ, и в случае возникновения ошибок документ нужно уничтожить, и затем составить новый;
  • денежные средства по ордеру можно выплачивать или принимать только в день заполнения документации;
  • категорически запрещено выписывать ордера о получении или предоставлении денег тем лицам, которые занимаются внесением или получением наличности;
  • кассовая документация после составления документов должна оформляться по хронологии, причем каждая бумага должна иметь свой индивидуальный номер, после чего делается их переплет и сохранение в присвоенных папках;
  • если документация содержит себе сумму, выраженную в другой денежной национальной единице, ее нужно будет обязательно прописать в документе.

Нормативная база

В процессе проведения любых кассовых операций нужно основываться на Указаниях Банка России №3210-У, изданных 11 марта 2020 года, так как именно этот нормативный акт считается основным. Все указания, которые он содержит в себе, должны соблюдаться в обязательном порядке, тем более, что он включает в себя только два раздела – указание и отдельное приложение, в котором определяется возможный лимит остатка наличности.

Не стоит забывать о том, что законодательство реформируется буквально каждый год, и в частности, изменения вносятся в указанный выше документ. Именно поэтому ответственным лицам стоит регулярно отслеживать всевозможные обновления, и в первую очередь, это относится к руководителям компаний и главным бухгалтерам.

Правила проверки

Ответственному лицу при оформлении или получении кассового ордера нужно будет проверить следующее:

  • наличие всех необходимых подписей на документе, включая подписи главного бухгалтера, руководителя компании или какого-либо другого сотрудника, имеющего соответствующие полномочия;
  • наличие полного перечня необходимых реквизитов;
  • правильность составления кассового ордера;
  • наличие необходимых бумаг, которые должны прилагаться к такому ордеру.

Если было обнаружено хоть одно нарушение, по причине которого документ перестает соответствовать правилам, полный пакет бумаг должен отправляться обратно в отдел бухгалтерии для проведения последующей доработки. Оформление документов по закону должно осуществляться в полном соответствии с установленной формой, и как только все документы, переданные кассиру, будут проверены, должна проводиться их регистрация в специализированном регистрационном журнале.

Нюансы оформления расходного кассового ордера

Любая компания или частный предприниматель должны оформлять определенный пакет документов при проведении тех или иных хозяйственных операций.

Кассовый ордер предназначен для ведения учета всех финансовых операций, и порядок заполнения его является следующим:

Поле «Организация» Указывается полное наименование организации, в то время как «Структурное подразделение» представляет собой тот отдел, который занимается оформлением ордера.
«Номер документа» Нужно указать уникальный номер данного ордера в соответствии с данными из журнала регистрации. Ведение кассовых ордеров предусматривает необходимость обязательной их нумерации.
«Дебет» Указывается уникальный код того структурного подразделения, которое занимается выдачей денег, а также уникальный номер счета-корреспондента и субсчета, дебет которого показывает расход указанной суммы из кассы. Помимо этого, указывается также код аналитического учета счета-корреспондента.
«Кредит» Нужно записать соответствующий номер бухгалтерского счета, на основании кредита которого осуществляется выдача указанной суммы. В основном рассматривается счет 50.
«Код целевого назначения» Должен включать в себя код, отображающий, в каких целях используются денежные средства, выделенные из кассы. Если подобные коды компанией не используются, нужно поставить прочерк.
«Сумма, руб.коп.» Включает в себя детальное указание суммы, которая расходуется из кассы.
«Выдать» Нужно указать ФИО лица, которое получает указанную сумму наличных средств.
«Основание» Нужно написать, в чем заключается суть проводимой хозяйственной операции. К примеру, речь может идти о предоставлении материальной помощи, предоставлении командировочного аванса и других целях.
«Сумма» Нужно прописью снова указать, какое количество денег передается получателю.
«Приложение» Включает в себя полный перечень первичной документации, на основании которой выдается сумма наличности из кассы.

После того, как все перечисленные данные будут указаны, нужно будет поставить свои подписи руководителю и главному директору, и затем уже заполнить остальные данные тому лицу, которое получает указанную сумму.

Прочие советы по заполнению

Процедура оформления кассового ордера включает в себя множество отдельных нюансов, в которых также стоит разобраться еще до того, как заниматься составлением подобных бумаг.

Утвержденная форма

Заполнение документа должно осуществляться в соответствии с форматом №КО-2, примерное описание разделов которого было показано выше. При этом стоит отметить, что если на получение средств оформлена доверенность, этот факт обязательно нужно указать в самом ордере.

Дополнительные бумаги, прилагаемые к ордеру, могут включать в себя соответствующий приказ о выдаче средств, заявление, квитанцию или какие-либо другие документы. Если после указания всей нужной информации остается свободное место, его нужно в обязательном порядке зачеркнуть, чтобы исключить возможность дописывания каких-то других сведений.

Реквизиты бланка

Реквизиты бланка нужно заполнять в соответствии с той формой, которая была указана выше, и после заполнения всех данных ставятся подписи главного бухгалтера и директора компании. Если их нет на рабочем месте, свою подпись может поставить только тот сотрудник, который имеет соответствующие полномочия, выданные указанными лицами.

Если же к ордеру прилагаются какие-то документы, которые были подписаны руководителем, то в таком случае не обязательно будет ставить соответствующую подпись на нем самом.

Работа с Excel и 1С

Ведение расходного кассового ордера предусматривается в электронном виде, но делать это также нужно в полном соответствии с унифицированными формами. Ведение формы может осуществляться с помощью специализированного программного обеспечения, такого как «1С: Бухгалтерия» или стандартного Microsoft Excel.

Перед тем, как выдавать денежные средства, форму нужно обязательно распечатать на принтере для того, чтобы уполномоченные лица поставили свои подписи и прописали сумму средств к получению.

Помимо этого, в электронной форме может вестись и журнал по форме КО-3, но его также нужно будет распечатать на принтере во время окончания отчетного периода. Достаточно важным требованием в данном случае является обязательная нумерация страниц.

Кто подписывает

На стандартной форме №КО-2 обязательно должны присутствовать подписи нескольких лиц:

  • директор компании;
  • главный бухгалтер;
  • кассир;
  • получатель.

При этом стоит отметить, что подпись должна быть расшифрована, а при наличии определенных факторов, упомянутых выше, руководитель может не ставить свою подпись. В остальном требования должны соблюдаться неукоснительно, так как даже малейшее нарушение формата приводит к тому, что оформленный кассовый ордер признается недействительным.

Возможные штрафы и ответственность

В случае полного отсутствия первичной документации по статье 120 Налогового кодекса предусматривается штраф в размере:

10000 рублей Если нарушение совершено на протяжении одного отчетного периода.
30000 рублей Если нарушение зарегистрировано в разных периодах.
20% от установленной суммы налогообложения (как минимум 40000 рублей) Если нарушение привело к сокращению налоговой базы.

Административная ответственность за отсутствие или несвоевременное составление кассового ордера предусматривает наложение на компанию штрафа в размере 40000-50000 рублей.

Помимо этого, штрафы могут накладываться и на ответственных должностных лиц, но для них сумма является следующей:

4000-5000 рублей Несвоевременное оформление кассового ордера или его полное отсутствие.
2000-3000 рублей Несоблюдение сроков и порядка хранения такой документации.
300-500 рублей Непредоставление первичной документации, которая требуется для ведения налогового контроля.

При этом стоит отметить тот факт, что кассир не относится к категории должностных лиц, поэтому за его ошибки придется расплачиваться главному бухгалтеру или директору компании.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий