Обзор таблицы кодов бытовых услуг населению с 2020 года

Правительство недавно опубликовало подробный перечень кодов экономической деятельности и бытовых услуг в своем распоряжении №2496-р 24.11.16.

Начиная с 2020 года, перестает действовать существующий классификатор бытовых услуг ОКУН ОК 002-93. Начиная с этой даты, начинают использоваться новые классификаторы, такие как ОКВЭД2, ОКПД2, КДЕС и КПЕС 2008.

Для того же, чтобы правильно использовать их в своей документации, лучше, чтобы всегда под рукой была таблица кодов бытовых услуг населению с 2020 года.

Замечания по закону

На данный момент бытовые услуги, перечисленные в ОКУН, частично указываются в ОКВЭД2 и ОКПД2. Далее при возникновении такой необходимости услуги гражданам также будут указываться в ОКПД2 и ОКВЭД2 посредством внесения в них различных изменений, так как именно эта позиция была отражена в письме Налоговой службы №ЕД-4-2/21612 от 20 октября 2020 года. Другими словами, постепенно классификатор услуг будет объединяться также с другими классификаторами.

Стоит отметить тот факт, что в своем письме №03-01-15/3-74, которое было опубликовано 04.04.12, Министерство финансов указало на то, что действующим законодательством не утвержден перечень видов деятельности, для которых предусматривается возможность использования специализированных бланков строгой отчетности при проведении наличных или безналичных расчетов.

Также отсутствует какое-либо положение, указывающее на то, что указанный перечень бытовых услуг является исчерпывающим.

Последние новости и изменения в таблице кодов бытовых услуг населению

Главным изменением законодательства 2020 года является то, что для плательщиков единого налога на вмененный доход был введен специализированный общероссийский классификатор, который получил наименование ОК 029-2014. Начиная с 1 января этого года, все предприниматели, которые работают на льготных режимах налогообложения (УСН, ПСН и ЕНВД), должны будут использовать новый перечень кодов бытовых услуг, который был указан в соответствующем распоряжении Правительства №2496-р, опубликованном 24 ноября 2020 года. Данный документ включает в себя достаточно подробный перечень кодов тех видов деятельности, которые рассматриваются законом как бытовые услуги, а также кодов услуг, значащихся таковыми.

По сегодняшний день как сотрудники Налоговой службы, так и частные предприниматели в процессе определения видов деятельности, по отношению к которым могли использоваться специализированные режимы налогообложения, пользовались соответствующим Общероссийским классификатором бытовых услуг ОК 002-93, но с 2020 года этот нормативный акт теряет законную силу, в связи с чем законодательство полностью переходит на обновленный классификатор ОК 029-2014.

При этом стоит отметить тот факт, что для обеспечения предпринимателей возможностью использования режима ЕНВД, соответствующие законодательные нормы нужно принять во всех субъектах, в которых предусматривается возможность использования данного режима. Для тех же, кто не успеет провести данную операцию, правительство предусматривает отсрочку до 1 марта.

На сегодняшний день преимущественное большинство местных властей справилось с поставленной задачей, в связи с чем для предпринимателей не возникло никаких сложностей в том, как перейти в новый налоговый период.

Обязательны ли онлайн-кассы

В соответствии с законом №290-ФЗ, в соответствии с которым были внесены корректировки в №54-ФЗ, опубликованном 22 мая 2003 года, компаниям и частным предпринимателям предусматривается возможность предоставления льготы в виде отсутствия необходимости использования специализированного кассового оборудования при проведении расчетов со своими потребителями.

Но при этом есть некоторые условия, в соответствии с которыми ограничивается возможность не использования контрольно-кассового оборудования, и при этом все они должны соблюдаться одновременно:

  • компания должна иметь право не использования специализированного оборудования в соответствии с предыдущей редакцией закона №54-ФЗ;
  • компании, работающие в сфере предоставления услуг, могут не пользоваться кассовым оборудованием при проведении расчетов со своими клиентами, но только в том случае, если они предоставляют им бланки строгой отчетности;
  • оформление бланков строгой отчетности должно осуществляться в том порядке, который действовал до 15 июля 2020 года, то есть до того момента, как в законную силу вступила новая редакция №54-ФЗ.

При этом стоит отметить тот факт, что предыдущая редакция предусматривала следующий порядок использования бланков строгой отчетности:

  • Право использования такой отчетности предусматривалось только тем компаниям, которые работали в сфере оказания услуг, причем сама она приравнивалась к кассовому чеку, то есть должна в обязательном порядке предоставляться клиенту даже в том случае, если от него не поступало просьбы об оформлении соответствующих документов.
  • Требование о выдаче бланков распространялось на любые наличные или безналичные платежи, осуществляющиеся с помощью специализированных карт в форме эквайринга. То есть с непосредственным участием потребителя и продавца.
  • Выдавать бланки могли любые компании, предоставляющие гражданам какие-либо услуги, вне зависимости от того, какие они использовали системы налогообложения в процессе ведения своей деятельности.
  • Оформление с помощью таких бланков предусматривалось для любых расчетов, осуществляющихся между продавцом и его клиентами, которыми выступали обычные граждане или же частные предприниматели, в связи с чем компании имеют право оформлять бланки строгой отчетности при необходимости оплаты услуг, предоставленных любым лицам.
  • Сами бланки строгой отчетности, а также порядок их оформления, хранения и предоставления потребителям был утвержден Правительством в соответствующем постановлении №359, которое было опубликовано 6 мая 2008 года, и в частности, в этом документе указывался полный перечень реквизитов и возможность их выпуска с использованием типографии или специализированного автоматизированного оборудования.

За счет соблюдения всех указанных условий частные предприниматели или юридические лица могут отказаться от использования контрольно-кассового оборудования и в принципе никоим образом не взаимодействовать с онлайн-кассами вплоть до 1 июля 2020 года.

Стоит отметить тот факт, что в старой редакции №54-ФЗ ничего не говорится о том, что услуги, предоставляемые компаниями, должны в обязательном порядке присутствовать в Общероссийском классификаторе, в связи с чем многие предприниматели задаются вопросом о том, предусматривается ли возможность использования бланков строгой отчетности по тем услугам, которые там не указаны.

Если компания не собирается каким-либо образом конфликтовать или спорить с Налоговой службой, эксперты рекомендуют ей переходить на использование онлайн-касс еще в 2020 году. Несмотря на то, что четкое указание на необходимость принадлежности услуги к указанному классификатору, отсутствует в старой редакции данного закона, по этому поводу неоднократно высказывались представители Министерства финансов и Налоговой службы, и их выводы были сделаны не в пользу налогоплательщиков.

Таким образом, представители этих органов всегда указывали на то, что использование бланков строгой отчетности предусматривается только по отношению к тем услугам, которые прописаны в Общероссийском классификаторе.

Таким образом, если компания предоставляет услуги, отсутствующие в указанном документе, то в таком случае она должна в обязательном порядке пользоваться специализированным контрольно-кассовым оборудованием при проведении расчетов с физическими лицами. Именно по этой причине переход на использование онлайн-касс в 2020 году для таких организаций является обязательным, но есть и другая позиция, которая предусматривает переходить на эти устройства только в следующем году.

Некоторые специалисты говорят о том, что переход на использование онлайн-касс является правом, а не обязанностью компаний, так как старая редакция законодательства не включает в себя прямого указания на обязательное присутствие услуг в ОКУН, а также подобное разъяснение отсутствует и в постановлении Правительства №359, в соответствии с которым устанавливается порядок оформления бланков строгой отчетности.

Более того, в процессе публикации писем как Министерство финансов, так и Налоговая служба говорили о том, что деятельность относится к бытовым услугам на основании указанного классификатора, но представленные в нем перечни сами по себе не являются исчерпывающими или закрытыми, потому что в большинстве из них указывается наименование «прочие услуги». Именно эта формулировка предусматривает возможность не пользоваться контрольно-кассовым оборудованием, оформляя вместо него бланки строгой отчетности.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий