Порядок восстановления бухгалтерского учета

Российское законодательство четко определяет порядок, с соблюдением которого должен вестись бухгалтерский учет компаниями. Главное требование – его непрерывность от создания юридического лица до завершения его деятельности.

Восстановление бухгалтерского учета необходимо в том случае, если по какой-то причине порядок будет нарушен или будут выявлены ошибки в ведении бухгалтерской или налоговой документации. Это не только даст возможность получить достоверные данные про реальное экономическое состояние организации, но и поможет избежать последствий при проведении проверок контролирующими структурами.

Восстановление учета в организации проходит несколько этапов. Компании, которые предоставляют подобную услугу, могут работать как над частичных восстановлением, так и полностью привести в порядок бухгалтерию, которая не велась с самого начала существования фирмы.

Что это такое?

Бухучет – это непрерывная деятельность не только в сфере учета, но и составления отчетных документов. По разным причинам контроль над ведением учета может быть утрачен, в этом случае его нужно как можно скорее восстановить. Важно, чтобы все проведенные хозяйственные операции были четко и правильно задокументированы.

Восстановление бухгалтерского учета представляет собой комплекс мероприятий по реанимации заброшенного учета, основывающийся на первичных документах, которые есть в наличии, а также документах, которые создаются, для того, чтобы привести осуществленные хозяйственные операции в соответствие с положениями действующих законодательных актов про бухгалтерский учет.

ФЗ Про бухучет №129

В каких случаях проводится восстановление бухгалтерского учета фирмы

Бухгалтерский и налоговый учет нуждаются в приведение в соответствие с законодательными требованиями, если при проведении внутреннего контроля были выявлены такие проблемы:

  • ошибочные или некорректные проводки, которые привели к неправильному формированию стоимости объектов, неточностям в балансе или расчете налогов;
  • были утрачены первичные документы или учетные данные;
  • ведение учета длительное время игнорировалось, не сдавались нулевые декларации;
  • выяснилось, что главный бухгалтер не компетентен;
  • в первичке выявлены недостоверные сведения;
  • фирму, которая вовсе не вела учетную деятельность, хотят сохранить ее владельцы.

Могут быть и другие случаи и проблемы, которые повлекли за собой необходимость восстановления в организации бухгалтерского учета.

Цели и задачи

Цель восстановления бухучета – приведение его в состояние, которое соответствует законодательным требованиям, что избавит компанию или частного предпринимателя от предъявления претензий со стороны надзорных служб, наложения штрафных санкций. Кроме этого подобные действия избавят от приостановки или прекращения деятельности, а также серьезных финансовых потерь.

На первый взгляд может показаться, что стоимость услуг аудиторских фирм по восстановлению учета слишком высока, однако, если сопоставить ее с размером возможных потерь, то становится понятно, что даже применение лишь административных санкций обойдется компании в куда большую сумму. Запущенный бухгалтерский учет может превратиться в неконтролируемый, в результате убытки способны даже превысить оборот организации.

Что касается задач, которые ставят перед собой нанятые специалисты, то они устанавливаются индивидуально для каждого конкретного случая и зависят от результатов, которые желает получить заказчик. Для этого проводится консультация с заказчиком.

Порядок и возможные этапы процесса

Выделяют такие основные этапы восстановления бухучета:

Проведение комплексного анализа работ
  • Определяется масштаб проблемы. На этом этапе анализируются имеющиеся у заказчика бухгалтерские документы и делается диагностика бухучета и налогового учета организации.
  • Именно на этом этапе определяется точный объем услуг и формируются ключевые задачи на весь период. В ходе его реализации обсуждаются условия, на которых будет происходить сотрудничество, и решается вопрос, где будет осуществляться работа с документацией: в офисе компании или проверка будет проводиться удаленно, например, в офисе аудиторской фирмы. И в первом, и во втором случае заказчик должен обеспечить беспрепятственный доступ к имеющейся документации.
  • Результатом данного этапа должен стать отчет, в котором будет отображено текущее состояние дел в фирме, также документ должен содержать рекомендации, каким образом эти ошибки можно исправить.
  • Когда заказчик ознакомился с выводами экспертов, рассчитывается цена на аудиторские услуги. Если условия сотрудничества не вызовут никаких разногласий, подписывается соответствующий договор.
Составление и утверждение плана мероприятий Подобная программа включает все необходимые мероприятия и сроки их проведения.
Внесение исправлений и создание новых регистров учета Данный этап предполагает реализацию всех запланированных мероприятий. Происходит сбор договоров, первичной документации: восстанавливаются и запрашиваются бумаги, которые отсутствуют. Откорректированная и собранная документация становится основой для создания новых регистров бухгалтерского учета.
Подготовка правильной отчетности и ее сдача Первый шаг данного этапа – сверка взаиморасчетов с контрагентами. Подобная работа даст возможность подтвердить остатки на счетах. После этого по данным, которые были восстановлены, формируется вся отчетность, производится обновление налоговых регистров, подготавливаются уточенные декларации. После этого происходит сдача восстановленной отчетности в налоговую и другие организации, а также урегулируется вопрос по начисленным штрафам и пеням.
Разработка рекомендаций по дальнейшему ведению отчетности
  • После выполнения полного объема работ специалисты разрабатывают рекомендации по ведению учета и подготовке отчетности в дальнейшем. Основой для рекомендаций становятся ошибки и нарушения, которые были выявлены в ходе проверки.
  • Рекомендации носят прикладной характер и включают конкретные предложения, а также формы документов, которые разрабатываются конкретно для заказчика и его вида деятельности.
  • Если придерживаться этих инструкций, можно избежать повторения ситуации с некорректным ведением финансово-хозяйственной деятельности организации.

Факторы определяющие стоимость услуги

На стоимость услуг по восстановлению бухгалтерского учета влияют самые разные факторы.

Среди них:

Объем работ, который предстоит выполнить Чем больше объем, тем дороже обойдутся услуги. Если речь идет про ведение учета в маленькой компании, которая имеет небольшие обороты и однотипные операции, это обойдется дешевле, чем оказание услуг крупной структуре, которая имеет несколько направлений деятельности, включая операции с ценными бумагами и внешнеэкономическую деятельность.
Срочность выполнения работ
  • Сроки могут колебаться от нескольких недель до месяцев. Если заказчик хочет ускорить процесс, то исполнитель будет согласен на подобное только при условии внесения клиентом дополнительной платы. Зачастую за срочность нужно быть готовым заплатить на 10-30 % больше, чем составила бы оплата при обычных условиях.
  • Подобное увеличение стоимости является вполне обоснованным, поскольку при одном и том же объеме услуг, приходится сокращать время на их предоставление. А это означает, что или имеющиеся специалисты должны больше работать, или нужно привлекать дополнительных сотрудников, которые возьмут на себя выполнение ряда обязанностей.
Какой способ используется для восстановления В зависимости от ситуации возможно полное или частичное восстановление. В первом случае в порядок приводится весь бухгалтерский учет заказчика. Во втором работа аудиторов направлена лишь на один или несколько отдельных участков.

Система налогообложения

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение такого показателя, как система налогообложения, которая используется компанией-заказчиком. Это также один из ключевых факторов, который оказывает влияние на формирование стоимости услуг аудиторской фирмы.

Российское законодательство устанавливает, что налоги и сборы организации исчисляют и уплачивают в порядке, который предусмотрен системой налогообложения. Их размер и порядок расчета и подачи зависит от того, на общей, упрощенной, вмененного дохода, патентной или системе единого сельхозналога находится компания.

Чаще всего восстановление учета проводится на общей системе и упрощенке (УСН), поскольку именно они являются самыми распространенными системами налогообложения в России. Значение имеет и форма бизнеса заказчика. Так, восстановить учет для ООО обойдется дороже, чем для индивидуального предпринимателя (ИП).

Образец договора

Договор про оказание бухуслуг по восстановлению учета состоит из следующих обязательных разделов:

  • название документа;
  • город, где договор заключен;
  • дата, месяц, год подписания;
  • название фирмы-клиента и компании-исполнителя, обязательно с указанием особ, которые имеют право подписывать данный документ;
  • предмет контракта: здесь указывается, в каком объеме будет оказана помощь (перечень услуг), период их оказания; некоторые права и обязанности сторон; каналы, по которым производится обмен данными и документами и прочие моменты;
  • стоимость услуг и порядок расчетов;
  • какую ответственность несут стороны за невыполнение условий контракта, предоставление недостоверной информации, несвоевременную подачу отчетов и т.д.;
  • раздел про конфиденциальность, который определяет, что вся информация, которая передается одной стороной другой, является конфиденциальной в пределах коммерческой тайны, которая определяется действующими законодательными актами;
  • сроки, на протяжении которых действует контракт: чаще всего договор набирает силы сразу после подписания (в этом же разделе стороны имеют право зафиксировать возможность изменения условий договора при условии, что заключено дополнительное соглашение).

Договор про оказание бухуслуг по восстановлению учета

По закону требуется заключение двух экземпляров документа, которые имеют одинаковую силу. Каждая сторона получает свой подписанный экземпляр контракта.

К данному контракту прикладывается два приложения.

В первом указывается полный перечень бухуслуг, которые будут оказаны, среди них такие:

  • подготовка стандартных отчетов;
  • консультирование по бухучету;
  • ввод первички в программу бухучета;
  • формирование проводок;
  • подготовка авансовых отчетов;
  • расчет зарплаты и соответствующих налогов;
  • постановка на учет основных средств;
  • подготовка квартальной и годовой отчетности и налоговых деклараций и т.д.

Во втором приложении указывается перечень документов, которые передаются клиентом исполнителю, среди них:

  • копии уставных документов: свидетельство про госрегистрацию, про взятие на налоговый учет, уведомление про регистрацию в ПФ и ФСС, устав и пр.;
  • документы правоустанавливающего характера: приказы (утверждение учетной политики, назначение руководителя), справки на директора, контракты с ключевыми поставщиками;
  • оригиналы налоговой отчетности.

Образец подобного договора можно найти выше.

Что получается в итоге?

Стоимость, которую устанавливают аудиторские компании на свои услуги часто выглядит пугающе для владельца бизнеса. Однако грамотный управленец всегда анализирует все возможные риски. При этом становится очевидно, что, если вести некорректно бухгалтерский учет, средства, которые он потеряет, составят еще более внушительную сумму.

В чем же состоят преимущества от заказа услуги по проведению восстановительных мероприятий бухгалтерского и налогового учета в организации для собственников проблемных компаний:

  • у контролирующих органов нет оснований для выдвижения претензий и выставления штрафных санкций;
  • в будущем появляется возможность получать правдивую информацию про состояние компании, а это позволяет строить реалистичные планы и привлекать за счет инвесторов дополнительные финансы;
  • возникает возможность контролировать состояние финансов и имущества.

Это означает, что один раз оплатив услуги аудиторов, компания-заказчик в будущем избежит необоснованных и незапланированных расходов и начнет контролировать финансово-хозяйственную деятельность в полном объеме.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий