Особенности формы 4-ФСС
С начала 2017 года страховые взносы, которые выплачиваются работодателями на случай потери трудоспособности и материнства, контролируют налоговые органы. Единственное исключение из этого правила составляют взносы, которые выплачиваются на травматизм: они, как и раньше, перечисляются в Фонд социального страхования. Учитывая это, все отчеты, кроме формы 4-ФСС, теперь нужно подавать в ФНС.
Отчетность 4-ФСС, которую нужно подавать с начала текущего года, утверждена приказом соцстраха под номером 381 в 2016 году. От формы, которая действовала ранее, новый формат отличается тем, что отсутствуют разделы, в которых отображается информация про взносы на нетрудоспособность и материнство. В связи с этим данный вид отчета существенно уменьшился в объеме.
Расчет, который предоставляется с начала 2017 года, практически идентичен разделу 2 предыдущей формы, которая посвящалась взносам на травматизм. В нем отсутствуют кардинальные изменения.
Новый бланк состоит из титульной страницы и шести таблиц. Обязательными к заполнению являются только 3 из них (1, 2 и последняя). Они заполняются даже тогда, когда в отчетном периоде отсутствовали соответствующие начисления.
Кто и в какие сроки сдает отчетность
Компании-наниматели должны подавать отчет 4-ФСС ежеквартально. Такая же обязанность ложится на индивидуальных предпринимателей, которые имеют нанятых работников. В отчетной форме отображаются сведения, касающиеся начисленных и уплаченных в каждом квартале страховых взносов в органы Фонда социального страхования.
Работодатели должны обратить внимание на тот факт, что с начала 2017 года, в отличии от прошлых лет, в расчете отражается информация исключительно по взносам на травматизм и профзаболевания. Это вызвано тем фактом, что остальные страховые взносы перешли под контроль органов Федеральной Налоговой службы, в связи с чем и была введена новая отчетность.
Что касается сроков сдачи отчетности, то в текущем году они зависят от того, в каком виде подается отчет. Если форма сдается в бумажном виде, отчет нужно подать не позже 20 числа того месяца, который идет за отчетным кварталом. Если же это электронный вариант отчета, то сдать его можно на 5 дней позже, то есть до 25 числа включительно.
Нужно отметить, что в том случае, если граничный срок сдачи выпадает на выходной или праздничный нерабочий день, действует такое же правило, как и в случае с другой отчетностью: срок сдачи переносится на следующий за выходным рабочий день. Это значит, что если крайним днем подачи расчета является суббота или воскресенье, то сдать его нужно в понедельник, при условии, что это рабочий день.
Сроки подачи отчетности на бумажных носителях и в электронном виде соответственно в 2017 году выглядят следующим образом:
За 1 квартал | Сдать отчет нужно до 20 или 25 апреля. |
За полугодие | 20 или 25 июля. |
9 месяцев | 20 или 25 октября. |
За весь 2017 год | 22 или 25 января 2018 года (сдача бумажной версии переносится на 2 дня в связи с тем, что 20 января выпадает на субботу). |
Бланк новой формы 4-ФСС:
Состав расчета
Отчетность 4-ФСС нового образца состоит из титульной страницы и непосредственно расчета, который произведен с учетом начисленных и уплаченных на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и профзаболеваний страховых взносов.
Состоит отчет из 6 таблиц:
Таблица 1 | Рассчитывается база для начисления взносов. |
Таблица 1.1 | Указывается информация, необходимая для произведения исчисления размера взносов нанимателя, которые упоминаются в п. 2.1 ст. 22 Закона федерального значения №125 от 1998 года. В данной таблице указывается информация про персонал, который на временной основе направляется по контракту про предоставление труда работников. |
Таблица 2 | Выполняются расчеты на обязательное соцстрахование. |
Таблица 3 | Отображает понесенные расходы в связи с обязательным страхованием на травматизм. |
Таблица 4 | Включает информацию про количество особ, которые пострадали на производстве за отчетный период, то есть указывается число возникших страховых случаев. |
Таблица 5 | Содержит информацию про результаты оценки условий труда персонала, то есть итоги аттестации рабочих мест, и сведения про медицинские осмотры сотрудников, проведенные состоянием на начало года. |
Работодатели должны знать, что каждый из них в обязательном порядке сдает в орган Фонда соцстрахования титульный лист и 1, 2, 5 таблицы отчета. Три остальных таблицы должны войти в расчет только в том случае, если имеются в наличии соответствующие показатели для их заполнения.
Образец заполнения формы 4-ФСС
Когда бухгалтер компании заполняет 4-ФСС, ему следует руководствоваться инструкцией, которая утверждена приказом под номером 381 Фонда соцстрахования. Данный документ является приложением к приказу №2. Если расчет заполняется в бумаге, может использоваться черная или синяя ручка, записи делаются печатными буквами.
На каждой странице отчета сверху компания-страхователь проставляет собственный номер регистрации, присвоенный в органах соцстраха, а также код подчиненности. Подобные сведения можно найти в уведомлении, которое было выдано при прохождении процедуры регистрации в Фонде соцстрахования. В нижней части страницы страхователь должен поставить дату, когда форма подготовлена, и свою подпись.
На титульном листе проставляется номер корректировки:
Если 4-ФСС за данный отчетный период заполняется и подается впервые | 000 |
Когда подается первый уточняющий расчет | 001 |
В случае, когда уточнение уже не первое, ставится соответствующий номер по порядку | 002, 003 и т.д. |
Сдавать уточняющую отчетность нужно по той же форме, которая действовала в отчетном периоде, за который подается уточнение. Это означает, что в случае изменения бланка с начала года, уточняющую форму за прошлый год нужно подавать на бланке, действовавшем до наступления нового года.
Еще один реквизит, который проставляется на титулке – код отчетного периода. Если речь идет про заполнение формы за первый квартал 2017 года, то код следует поставить 03, а год соответственно 2017.
Все страницы, которые заполнены, должны быть пронумерованы. Их общее число, а также количество страниц, на которых размещены приложения в случае их наличия, нужно указать на титульном листе.
Когда речь идет про отображение денежных показателей, нужно иметь в виду, что вписывать их следует без произведения округления, то есть указываются рубли вместе с копейками. При наличии в форме нулевых показателей в соответствующих ячейках формы ставятся прочерки.
Специфика заполнения каждой таблицы:
Таблица 1 | Отображается расчет налоговой базы для начисления взносов, которые выплачиваются на случай возникновения производственной травмы. Вписывать показатели следует с начала отчетного года по нарастанию. Кроме этого нужно делать разбивку по месяцам того квартала, который является последним в отчетном периоде. |
Таблица 1.1 | Заполнять должны только те наниматели, которые направляли своих сотрудников по соглашениям с другими работодателями для выполнения временной работы. |
Таблица 2 | Используются данные, взятые из бухгалтерского учета нанимателя, про состояние расчетов по данному виду страховых взносов. |
Таблица 3 | Заполнение является обязательным в том случае, если имели место расходы по травматизму, например, выплачивались больничные в связи с наступлением несчастного случая на производстве или получением сотрудником травмы, производилась оплата отпуска для прохождения курса лечения в санатории, финансировались мероприятия, которые носят предупредительный характер. |
Таблицы 3 и 4 | Расположены на одной странице. В таблице 4 нужно указывать число сотрудников, которые пострадали на производстве. Основанием для предоставления такой информации являются соответствующие акты про профессиональные заболевания и про несчастные случаи в ходе выполнения трудовых обязанностей. |
Таблица 5 | Указываются сведения про результаты проведенной специальной проверки, целью которой является проведение оценки состояния условий труда и наличия проведенных обязательных медицинских осмотров сотрудников.
В данной части отчета указывается:
|
На уровне законодательства запрещено исправлять ошибки в отчете с использование корректирующих средств. Если подпись и дата ставятся на каждой странице отчета, то печать нужно ставить только на титульной, в специально отведенном для этого месте, где стоит обозначение М.П., что является сокращением от словосочетания «место печати».
https://www.youtube.com/watch?v=xF4MFYKWyr4
Куда и в какой форме сдавать
Подавать отчет 4-ФСС следует в территориальные отделения Фонда соцстрахования.
По закону:
- индивидуальные предприниматели сдают отчетность по собственному месту проживания;
- компании же по месту расположения;
- если речь идет про обособленные подразделения крупных компаний, которые имеют свой баланс и расчетные счета, то они должны подавать отчетность по месту своего нахождения.
Что касается способов подачи отчета, то для этого можно использовать бумажную или электронную форму. В первом случае нужно распечатать бланк в 2-х экземплярах, заполнить его и подать в Фонд соцстрахования лично или по почте. Одна форма при этом остается у сотрудников Фонда, а вторая возвращается страхователю с пометкой соцстраха про принятие отчета. Подобным образом могут отчитываться только те работодатели, которые имеют в штате менее 25 сотрудников.
Частные предприниматели и юрлица, на которых работает больше 25 особ, должны подавать отчет 4-ФСС только в электронном виде с поставленной на нем электронной подписью. Чтобы оформить подпись, нужно заключить контракт с выбранным оператором и сообщить об этом в Фонд. В результате появляется законная возможность отправлять расчет по интернету.
Когда отчет направляется в таком виде, от ФСС должно быть получено ответное сообщение про успешную доставку сведений. Оно и является подтверждением того, что отчетность была сдана конкретным страхователем. Когда отчет будет проверен, от Фонда придет протокол контроля, в котором будут содержаться итоги проведенной проверки.
Штрафы
В случае несвоевременной подачи отчета по форме 4-ФСС страхователя ожидает наложение штрафных санкций:
- В случае сдачи документа с задержкой, которая не превышает 180 дней, организации придется заплатить 5% от общего размера взносов за каждый допущенный месяц просрочки (в расчет берутся как полные, так и неполные месяцы), однако, не менее 1 тыс. рублей.
- При превышении периода сдачи свыше 180 календарных дней, на компанию будет наложен штраф в размере, который не может превышать 30% от общей суммы взносов. В данном случае штраф также не может быть меньше 1 тыс. рублей.
- Штрафные санкции могут коснуться не только непосредственно компании-нанимателя, но и ее должностных лиц. С директора или главного бухгалтера могут взыскать штраф, размер которого составляет от 300 до 500 рублей.