Налоговая система на предприятии
Под налоговой системой традиционно понимается совокупность определенных государством налогов, а также различного рода сборов и пошлин, из которых формируется центральный госфонд финресурсов, а также совокупность правил, методов и форм их взимания.
Налоговая система служит государству для пополнения казны, управления и распределения финпотоков, влияния на социально-экономические процессы, а также контроля за соблюдением стоимостных пропорций при формировании и рассредоточении доходов различных экономических субъектов.
В основе налоговой системы лежат налоги, уплата которых является обязательной для всех лиц с физическим и юридическим статусом, которые признаются законодательством налогоплательщиками.
Личный кабинет налогоплательщика и его функции
В своем персональном кабинете на сайте ФНС каждый налогоплательщик имеет возможность:
- ознакомляться с актуальными данными относительно объектов недвижимого и движимого имущества, сумм налогов, которые были начислены и оплачены, а также сумм переплат или задолженностей перед государством;
- держать под контролем свои расчеты с бюджетом;
- получать уведомления из налоговой, а также платежные квитанции;
- производить оплату как собственно налоговых платежей, так и возникших по ним задолженностей;
- пользоваться специальными программами или онлайн-формой для заполнения и направления в налоговую службу декларации по форме 3-НДФЛ, а затем следить за статусом ее камеральной проверки;
- контактировать с представителями налоговой для выяснения интересующих вопросов и решения проблем без непосредственного посещения отделений ФНС.
Получить доступ в свой персональный кабинет налогоплательщика можно следующими способами:
Посредством ввода логина с паролем, которые содержатся в регистрационной карте |
|
С применением квалифицированной электронной подписи | Для получения квалифицированного ключа, при помощи которого проверяется подпись в электронном формате, требуется обратиться в имеющий аккредитацию Минкомсвязи удостоверяющий центр. Помимо собственно ключа, хранение которого осуществляется на любом удобном носителе, необходимо обязательное наличие специальной программ, называемой криптовайдером. |
Через учетную запись ЕСИА, то есть при помощи реквизитов, которые обеспечивают доступ к аккаунту на Едином портале госуслуг | Для авторизации таким способ требуется заблаговременно обратиться в одно из мест, где расположен оператор ЕСИА, чтобы получить нужные реквизиты. |
Виды деклараций
Важнейшим документом, который обязаны заполнять все налогоплательщики, является декларация.
Она должна подаваться отдельно по каждому из видов налогов:
- единому сельскохозяйственному;
- земельному;
- транспортному;
- за использование природных ресурсов;
- на добычу природных ископаемых и их переработку;
- на добавленную стоимость;
- НДФЛ;
- на получаемую от какой-либо деятельности прибыль;
- имущественные и прочие виды налоговых отчислений.
Несмотря на определенные нюансы и различия в декларациях, непосредственно процесс их заполнения в большинстве случаев одинаков.
Куда подавать отчетность
После заполнения налоговая декларация должна быть направлена в отделение налоговой службы, расположенное:
- в регионе, где функционирует представительство предприятия, его филиал или иного рода подразделение, ведущее обособленную деятельность;
- в месте, где находится имущество, пользование которым предполагает уплату налога;
- по адресу, где физическое лицо или предприятие зарегистрироано.
Наиболее стандартным и традиционным способом подачи декларации является ее предоставление сотрудникам ФНС при личном посещении территориального департамента. Помимо этого, нормы профильного отечественного законодательства предусматривают возможность отправки данной отчетности посредством почты или в онлайн-режиме.
Именно отправка через интернет приобретает все большую популярность среди современных налогоплательщиков, поскольку она отличается особым удобством, простотой и позволяет экономить массу времени, так как не требует личного похода в отделение ИФНС. Для крупных компаний-налогоплательщиков подача в электронном формате деклараций является обязательной и единственно возможной.
Налоговая система РФ
Понятие налоговая система обычно применяется по отношению ко всей совокупности налогов со сборами, а также правилам и порядку, в соответствии с которыми они устанавливаются и взимаются с плательщиков. Отечественная налоговая система функционирует с начала 1992 года в соответствии с нормами Налогового кодекса, в котором детально прописан перечень налогов, нюансы их исчисления, правила уплаты в госказну.
Налог определяется 8-й статьей Налогового кодекса в качестве обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, который взимается из находящихся в собственности или принадлежащих на ином основании физлицам и компаниям средств с целью обеспечения финансового базиса для функционирования государства в целом и отдельных муниципальных образований.
Сбор несколько отличается от налога и представляет собой некий обязательный взнос, который уплачивается физлицами и предприятиями, желающими, чтобы в отношении них были совершены определенные юридически значимые действия со стороны должностных лиц и всевозможных уполномоченных органов. В частности, уплата сборов предусматривается при выдаче лицензионных разрешений или предоставлении иных прав.
В 13-15 и 18-й статьях Налогового кодекса четко прописаны налоги и сборы, являющиеся обязательными для уплаты осуществляющими деятельность на территории РФ предприятиями. Наряду с общегосударственными, российское законодательство предусматривает необходимость региональных и местных налогов.
К категории федеральных (общегосударственных) относят следующие виды налогов:
- на добавленную стоимость:
- на получаемую предприятиями прибыль;
- на извлечение из недр полезных ископаемых;
- за использование водных ресурсов и объектов фауны;
- водный налог;
- госпошлина;
- акцизные сборы.
В разряд налогов регионального уровня входят:
- на принадлежащее компании имущество;
- на использование транспортных средств;
- на ведение игорного бизнеса.
К числу налогов, уплачиваемых в местные бюджеты, причисляется налог за пользование земельными ресурсами.
Отечественной налоговой системой предусмотрен ряд спецрежимов налогообложения, которые применяются компаниями в зависимости от масштабов их деятельности и принадлежности к конкретной отрасли:
- система налогообложения упрощенного типа;
- налог, уплачиваемый на вмененную в соответствии с видом деятельности сумму дохода;
- система налогообложения, задействуемая при реализации соглашений о распределении продукции;
- единый сельхозналог.
Профильное налоговое законодательство, помимо собственно Налогового кодекса, состоит из ряда федеральных законов, принятых в соответствии с прописанными в нем нормами и правилами. Также существуют региональные законы о налогах и нормативные акты местного значения.
Для назначения налога требуется в первую очередь определить его плательщика, а также ряд обязательных элементов налогообложения:
- объект, который будет облагаться налогом;
- база, от размера которой будет вычисляться сумма налога;
- период, отведенный на уплату налога;
- ставка налога, то есть процент, уплачиваемый от базы;
- порядок, в соответствии с которым должна производиться уплата налога.
Отечественным законодательством предусматривается также возможность получения определенными плательщиками налоговых льгот при соответствии их установленным условиям. По аналогии с налогами установление сборов требует четкого определения круга их плательщиков и элементов обложения.
Возможность и случаи применения налоговых спецрежимов устанавливается непосредственно Налоговым кодексом и иными профильными нормативно-законодательными актами, в которых также прописывается порядок их назначения.
Законодательные акты, касающиеся налогов и сборов, обретают силу, как правило, спустя месячный срок после того, как состоялась их официальная публикация. При этом применяться прописанные в них нормы начинают не ранее наступления первого дня налогового периода для конкретного налога.
Физлица и предприятия могут облагаться исключительно теми налогами, которые входят в приведенный в Налоговом кодексе перечень. Установка иного рода налогов законодательством не предусматривается.