Движение денежных средств является неотъемлемым процессом, который присутствует в деятельности любой современной компании, но при этом не все понимают, в чем заключаются его ключевые особенности.
В частности, не все знают о том, как определить точные значения движения денежных средств в соответствии с установленными схемами, хотя это одна из наиболее важных процедур, которые требуются для проведения анализа деятельности предприятия.
Именно поэтому любому предпринимателю важно знать о том, как рассчитывается бюджет движения денежных средств и как выглядит его схема.
Общий обзор
Чтобы спрогнозировать возможную прибыль и исключить возможность возникновения так называемых «кассовых разрывов», финансистам компании требуется определение такого показателя как бюджет движения денежных средств, под которым подразумевается план перемещения наличных компании.
В данном показателе отражаются практически любые возможные финансовые поступления, а также факты снятия средств для проведения различных хозяйственных операций. Таким образом, данный инструмент показывает практически любую возможную прибыль, включая предоплаты за предоставленные товары, авансовые платежи, а также всевозможные задержки в финансировании.
Правильное построение данного бюджета представляет собой приоритетный фактор управления деятельностью компаний, причем оформляется он с разной периодичностью. Главное не забывать о том, что сам по себе бюджет имеет достаточно гибкую форму, в связи с чем наиболее практичным является месячный план, который разбивается по дням и утверждается в конце каждого месяца.
Используемые денежные средства имеют достаточно высокий процент ликвидности, а также предоставляют компании полную свободу в выборе хозяйственной деятельности.
Регламент бюджета движения денежных средств
Регламент бюджетирования должен включать в себя два основных элемента, то есть рассчитываться косвенным или прямым способом, где каждый формат применяется для достижения определенных целей.
Бюджет, который оформляется прямым образом, используется для того, чтобы добиться бездефицитности, а также определить излишки движения средств, которые позволят обеспечить организацию дополнительными доходами с применением целого ряда финансовых инструментов.
Стоит отметить, что при консолидации бюджета должен выстраиваться такой регламент, с помощью которого можно будет обеспечить максимальную точность и определенность выплат, и в особенности это касается поступления движений денежных средств. В особенности это важно для тех организаций, которые имеют определенные проблемы с ликвидностью, а также испытывают острую нехватку движения.
Помимо всего прочего, учитывая тот факт, что именно финансовый директор точно знает подробности проведения различных финансовых операций компании, именно он должен заканчивать оформление бюджета движения денежных средств компании, что, соответственно, увеличивает его нагрузку и, соответственно, сокращает время, оставшееся на выполнение остальных функций, которые также не могут быть повторно поручены.
Прочие моменты теории
Помимо уже упомянутых моментов, бюджет движения финансов включает в себя также целый ряд других важных параметров, которые нужно учитывать в процессе проведения расчетов.
Принципы составления
Бюджет движения денежных средств представляет собой схему, в которой фигурируют исключительно события с определенным денежным выражением. В качестве первичной документации, которой оформляются подобные операции, являются всевозможные выписки по операциям с банковскими счетами, а также расчетно-кассовые ордера организации, в то время как сам бюджет несколько схож с такой бухгалтерской формой как «Отчет о ДДС».
Также существует бюджет доходов и расходов, который фиксирует полный перечень операций, обеспечивающих компанию прибылью. Этот документ включает в себя полный перечень прибыли и затрат, а на его основе проводится расчет рентабельности и себестоимости различных организаций. В качестве первичной документации, с помощью которой проводится оформление операций в данном бюджете, используется акт выполненных работ и предоставленных услуг, а также акты, в соответствии с которыми проводились процедуры приема-передачи каких-либо ценностей.
Помимо этого, в учете могут использоваться и те документы, которые использовались в процессе переоценки материальных и нематериальных ценностей, а также остальные операции, которые осуществляются в неденежной форме.
Заявочно-договорная методика
В процессе планирования поступлений денежных средств по данной методике рассчитываются прогнозируемые поступления денежных средств в соответствии с плановой информацией по прибыли за указанный период, а также возможного погашения дебиторской задолженности потребителями.
Поступления рассчитываются с учетом сложившейся практики взаимоотношений с потребителями, для чего при помощи статистических методов осуществляется анализ текущей деятельности компании, чтобы определить следующие параметры:
- сроки гашения имеющейся дебиторской задолженности;
- процент авансов, получаемых от общей суммы продаваемой продукции;
- сроки, которые должны пройти с момента получения аванса до того, как предприятие исполнит соответствующие обязательства;
- общий процент имеющейся безнадежной задолженности в общей сумме счетов, предъявленных клиентам.
Каждый из указанных показателей определяется по каждому отдельному виду деятельности на основании бухгалтерской базы компании. После того, как будет рассчитана общая сумма запланированных поступлений, может быть определена уже предельно возможная сумма выплат за указанный промежуток времени.
В то же время выплаты будут планироваться в соответствии с утвержденными соглашениями и заявками. В пределах данной методики предусматривается формирование договорной базы, в которой будут зарегистрированы все хозяйственные или финансовые договора, которые были заключены с данной компанией.
Чтобы запланировать выплату денежных средств в соответствии с разовыми взаимоотношения с контрагентами, которые не были оформлены договорами, используется документ «заявка», который оформляется подразделением для расходов по текущей деятельности компании. Главным условием заявки является наличие документов, которые подтверждают обоснованность каждой прописанной статьи затрат.
Формирование
Разработка бюджета начинается с определения источников возможных финансовых поступлений на протяжении конкретного бюджетного периода, после чего все обнаруженные источники распределяются на несколько категорий, таких как:
- денежные поступления от операций;
- приход средств, полученных из внешних источников;
- другие виды прибыли.
Вполне естественно, что здесь достаточно большую роль будет играть специфика конкретного вида деятельности. Прибыль в основном отражается теми денежными средствами, которые поступают на протяжении определенного бюджетного периода, а источники таких поступлений бывают внутренними или внешними. При этом, если последние включают в себя всевозможные инвестиции или кредиты, то внутренние поступления представляют собой реализационные и внереализационные виды прибыли.
Затраты имеют три категории, то есть перевод средств осуществляется в целях финансирования:
- конкретных операций компании;
- вложений капитала;
- займов или кредитов;
- кредитных процентов;
- расчеты с инвесторами;
- предоставления дивидендов;
- взносы в государственный бюджет.
Данный процесс планирования позволяет укрепить стратегические цели предпринимателей, а результат данного формирования может быть положительным, отрицательным или же сбалансированным.
Какой размер среднего коэффициента оборачиваемости оборотных средств считается нормальным — смотрите тут.
Считать его положительным можно в том случае, если запланированные поступления средств будут превышать сумму планируемых расходов, вследствие чего образуется свободный остаток. Если он значительный, то в таком случае излишек переносится на банковский депозит компании или же используется в целях приобретения различных ценных бумаг.
Если же запланированные поступления средств не позволяют покрыть предусмотренные платежи, то в таком случае полученный результат считается отрицательным.
Планирование потоков
По основной деятельности потоки планируются специалистами финансовых отделов, которые проводят данную операцию в соответствии с графиком поступления денежных средств от реализации продукции, графиком закупок материальных ресурсов и услуг, а также выплаты сумм налогообложения. Все эти графики должны быть оформлены в процессе составления соответствующих бюджетов, причем в процессе их оформления могут использоваться коэффициенты инкассации, по которым определяется сумма выплаты по периодам в виде определенной части от закупок и отгрузок.
Также в компаниях осуществляется планирование потоков по инвестиционной деятельности, и данная процедура проводится в соответствии с графиком поступлений или выплат, которые проводились по внереализационным операциям. Данная процедура также проводится специалистами отдела финансов, но при необходимости могут также привлекаться уполномоченные экономисты, занимающиеся составлением инвестиционных бюджетов.
Планирование потоков по финансовой деятельности начинается после непосредственного планирования потоков по инвестиционной и основной деятельности компании, а также станет понятно, присутствует ли дефицит или же излишек имеющихся денежных ресурсов.
В процессе планирования потоков по финансовой деятельности также проводится составление графика выплат и поступлений кредитов. Помимо этого, планированием потоков по финансовой деятельности компании осуществляется уполномоченным специалистом отдела финансов.
Прочие сферы влияния
Помимо уже упомянутых показателей и операций, существует еще несколько важных нюансов, которые нужно учитывать в процессе оформления бюджета движения денежных средств.
Модель изменений
Разрабатывая модель БДДС, не стоит забывать о том, что в конечном итоге должна получиться интегрированная модель, в которой все используемые бюджеты будут иметь четкую связь между сбой. При этом на практике в процессе разработки финансовой модели нередко оказывается так, что планирование прибыли в бюджете расходов и доходов осуществляется гораздо сложнее по сравнению с затратами, но в то же время поступления планируются гораздо проще по сравнению с платежами, так как спланировать поступления можно в соответствии со статистическими данными, в то время как платежи определить заранее достаточно сложно.
Помимо этого, БДДС для компании является также показателем напряженности работы различных подразделений, и если в организации правильно поставлено планирование, то в таком случае финансирование, выделяемое руководством, сможет обеспечить полное выполнение бюджета каждого отдельного подразделения.
Если в процессе оформления план-факторного анализа выполнения БДДС оказывается, что его выполнение касательно выплат составляет менее 95%, это говорит о том, что произошло завышение планового бюджета и, соответственно, запланированных затрат, в то время как возможный финансовый результат деятельности организации был занижен.
Классификация доходов и расходов
Для того, чтобы провести систематизацию прибыли и расходов по статьям, компания должна разработать собственную систему, по которой будет осуществляться классификация прибыли и затрат.
Принципы распределения и степень уточнения устанавливается в соответствии со спецификой деятельности компании, а также требованиями, которые предъявляются к управленческому учету. За счет грамотной разработки классификации прибыли и затрат можно обеспечить максимально подробное отслеживание движения финансов по основным направлениям деятельности компании.
Наиболее содержательным разделом бюджета является текущая или операционная деятельность. Список статей получения денег в данном разделе должен включать в себя множество пунктов, включая поступления от основного вида деятельности компании, так и те доходы, которые идут от других видов деятельности.
Затраты, указанные в разделе текущей деятельности, должны включать в себя следующие статьи:
- налоговые платежи;
- выплата заработной платы;
- оплата энергетических ресурсов;
- оплата необходимых материалов и сырья;
- расходы, выделенные для оплаты информационных технологий и услуг связи;
- оплата затрат, необходимых для проведения различных ремонтных работ;
- оплата услуг транспортировки;
- выплата таможенных сборов;
- арендные и другие аналогичные виды затрат.
Перечень статей в данном случае указывает ключевые особенности компании, а также соответствует имеющимся потребностям управленческого учета.
Детали управления
В большинстве современных организаций присутствует собственный платежный календарь, которым детализируется бюджет движения денежных средств по незначительным периодам, сокращая его вплоть до каждого дня.
Использование данного инструмента осуществляется для того, чтобы обеспечить оперативное управление денежными средствами на каждый день, и без использования данного инструмента невозможно добиться эффективного управления финансовыми потоками и, соответственно, выполнить принятый бюджет.
При использовании годового регламента бюджет на протяжении года может не подвергаться каким-либо изменениям, если после выполнения ежемесячного анализа не будут определены какие-либо значительные отклонения, но если же речь идет об оперативном управлении денежными средствами, то в данном случае придется брать в учет также и несущественные отклонения, в связи с чем оформление платежного календаря осуществляется на месяц в еженедельной или ежедневной форме.
Инструмент контроля
Сведение возможных поступления денежных средств, а также всех запланированных платежей в единый регистр позволяет заранее смоделировать наиболее точную финансово-хозяйственную деятельность компании на установленный бюджетный период, корректируя только различные показатели. Благодаря этому руководство компании может принимать заранее просчитанные и сбалансированные решения, основываясь на долгосрочной стратегии и особенностях определенных ситуаций. Для любой сферы деятельности крайне важно определить имеющиеся недостачи или же избытки финансовых ресурсов еще в процессе планирования.
Превышение запланированных платежей над поступлениями говорит о том, что компания испытывает необходимость в получении дополнительного финансирования. Нередко случается так, что для обеспечения баланса между оттоком и притоком денежных средств приходится прибегать к стандартной экономии, то есть проводить попытки сокращения затрат любыми методами.
Практика использования бюджетирования в различных организациях показала, что за счет использования данного инструмента можно существенно оптимизировать финансовые потоки, обеспечивая себе максимальную отдачу от каждого вложенного рубля.
Таким образом, грамотная организация бюджетирования, а также контроль движения средств с использованием БДДС представляет собой одно из наиболее важных условий, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости любых видов бизнеса.
Как проводится регистрация обособленного подразделения юридического лица — смотрите тут.
Правила расчета коэффициента автономии финансовой независимости вы можете увидеть в этой статье.