Действующее законодательство предусматривает определенный перечень документов, которые должны заполняться любым предприятием или частным предпринимателем, в штате которого есть наемные сотрудники.
Одним из таких документов является бланк штатной расстановки, который позволяет определиться с тем, кто занимает какую должность и как ведется работа на предприятии в целом.
При этом стоит отметить, что многие уполномоченные лица, занимающиеся оформлением подобных бумаг, могут даже не знать о том, как правильно заполняется бланк штатной расстановки и насколько вообще необходим этот документа на современном предприятии.
Суть понятия
Бланк штатной расстановки представляет собой специализированный документ, в котором собирается информация обо всех штатных единицах, работающих на указанном предприятии с обязательным указанием ФИО сотрудника и предусмотренного для него оклада (предусматривается возможность указания минимального и максимального пределов, если работник получает не четко фиксированную сумму), а также перечне тех вакансий, которые остаются свободными.
На сегодняшний день законодательством не устанавливаются какие-либо унифицированные формы, в соответствии с которыми должен заполняться такой документ, и единственное, что можно выделить – это рекомендации к заполнению, которыми должны руководствоваться сотрудники государственных учреждений и которые основываются на стандартной форме Т-3 штатного расписания.
В связи с этим частным организациям нужно самостоятельно заняться разработкой этого документа и отразить его в своей учетной политике.
Назначение
Штатная расстановка достаточно часто используется в работе тех лиц, полномочия которых связаны с ведением кадровой работы на предприятии. Форма этого документа, как говорилось, не утверждается, но на сегодняшний день в преимущественном большинстве случаев ее разрабатывают на основании формы №Т-3, в которую просто добавляют специальный столбец с указанием ФИО сотрудников компании, которые находятся на тех или иных должностях.
Благодаря наличию такого документа в отделе кадров всегда можно быстро определиться с точным количеством вакантных должностей, а также полностью закрыть какие-либо штатные единицы в случае приема на работу совместителя или же в том случае, если какая-либо должность распределяется сразу между несколькими лицами.
Нужно ли вести документ
Действующее законодательство не включает в себя какие-либо нормы, в соответствии с которыми работодатели должны были бы в обязательном порядке заниматься ведением штатной расстановки, в связи с чем они могут делать это полностью на свое усмотрение. При этом стоит отметить, что данный документ может вестись не только в бумажном, но и в электронном виде при использовании таких программ как Microsoft Word или Excel.
Ведение штатной расстановки, а также постоянное поддержание ее в актуальном состоянии представляет собой достаточно простую процедуру, даже если выполнение этой функции не было автоматизировано с помощью специализированного программного обеспечения.
Сотрудники кадрового отдела в преимущественном большинстве случаев указывают в данном документе полный перечень информации о сотрудниках, включая их уход или выход из длительного отпуска, наличие статуса инвалида и еще целый ряд других сведений, которые могут быть полезными при работе и учете этого лица. К примеру, основываясь на штатной расстановке, в дальнейшем будет гораздо проще оформлять различную отчетность для руководителей по самым разным вопросам.
Некоторые директоры периодически уточняют, кто из рабочего состава на данный момент пользуется своим временем отпуска, и кадровый отдел, используя бланк штатной расстановки, сможет быстро подготовить отчетность с указанием всей необходимой информации.
Отличия от расписания
Должностные инструкции, включающие в себя полный перечень обязанностей, предусмотренных для определенного сотрудника, служат основанием для оформления официального штатного расписания, в котором указывается планируемое распределение работ между всеми сотрудниками компании.
В соответствии с учредительной документацией в этом бланке устанавливается и закрепляется структура предприятия, а также общая численность и состав сотрудников:
- должности, являющиеся значимыми для ведения производственной деятельности компании;
- перечень отдельных структурных подразделений;
- общее количество штатных единиц персонала;
- установленные оклады, конечная величина ФОТ, применяемые надбавки.
Помимо этого, данный документ в обязательном порядке должен включать в себя следующую информацию:
- иерархическая структура подразделений предприятия;
- полный перечень должностей и профессий, которые требуются для ведения успешной работы компании;
- планируемое количество сотрудников, которое требуется для полноценной реализации производственного плана;
- точное указание суммы труда не только отдельно по разным должностям, но и в целом по предприятию.
В Трудовом кодексе рекомендуется в соответствии с штатным расписанием компании устанавливать нужные специальности и должности. При этом стоит отметить, что действующим законодательством предусматриваются унифицированные наименования должностей, которые закреплены в классификаторах.
В частности, их можно увидеть в Едином квалификационно-тарифном руководстве по профессиям и работам, а также Общероссийском или общеотраслевом справочниках профессий.
Стоит отметить, что эта бумага имеет сама по себе обезличенный и обобщенный характер, потому что сам документ не является отражением фактического расположения сотрудников по рабочим местам компании.
Расстановка же представляет собой таблицу расписания с добавочными графами, в которых указывается четкая информация по всем сотрудникам предприятия, что используется потом для оформления всевозможной отчетности о трудовой деятельности организации.
Бланк акта на списание автотранспортных средств можно скачать здесь.
Опять же, унифицированная форма такого бланка на сегодняшний день отсутствует, и любая компания должна заниматься самостоятельной разработкой этого документа с включением в него всей нужной информации и реквизитов.
В штатной расстановке указывается следующий перечень данных:
- полный перечень подразделений компании;
- полные наименования должностей;
- общее количество штатных единиц организации;
- оклады и тарифы, прописанные в разрезе профессий;
- сумма всевозможных доплат и надбавок к стандартной зарплате;
- личные данные сотрудников, работающих на тех или иных рабочих местах, а также тех, кто замещает определенные должности;
- регистрационная информация из приказов.
Такой документ также позволяет упростить работу кадровой службы компании, ведь с его помощью можно постоянно отслеживать кадровые вакансии, контролировать факт заполнения вакантных мест при приеме на работу по совместительству в случае, если определенная ставка распределяется сразу между несколькими лицами.
Таким образом, штатное расписание представляет собой обязательный нормативный документ с унифицированной формой, информация в котором обезличена, в то время как штатная расстановка компаниями разрабатывается полностью самостоятельно.
При этом расстановка представляет собой более точную информацию с указанием фактических реальных величин, в то время как расписание предусматривает указание только обезличенных данных с плановыми показателями.
Образец заполнения бланка штатной расстановки
Сразу стоит отметить тот факт, что данный образец может использоваться и для стандартной работы, но если у руководства компании есть желание разработать собственный вариант, то в таком случае в него можно добавить все нужные графы или исключить лишние.
Основываясь на образец, можно отразить, какие именно единицы были заняты в штатном расписании с указанием обязательной информации о сотруднике, который занимает ту или иную должность, его табельного номера и условий, на которых осуществляется оплата труда.
В обязательном порядке нужно указать в документе следующие разделы (столбцы):
- наименование отделения, в котором работает указанный сотрудник;
- уникальный код, присвоенный данному подразделению;
- табельный номер;
- полное наименование должности с указанием разряда, класса или квалификации, если это предусматривается;
- тарифная ставка и другие выплаты, выделенные в пользу указанного лица на протяжении года;
- всевозможные надбавки, предусмотренные за ненормированный рабочий день, знание дополнительных языков или интенсивность выполнения своих непосредственных обязанностей на благо компании;
- ФИО указанного лица, по которому заполняется данная информация;
- примечание, в котором может указываться какая-то важная информация о работе этого сотрудника.
Сроки хранения
На сегодняшний день предусматривается специализированный перечень типовых управленческих архивных документов, которые могут появляться в процессе работы любой государственной компании, а также государственных организаций или органов местного самоуправления.
Также стоит отметить, что в соответствии с приказом Министерства культуры №558 от 25 августа 2010 года для штатных расстановок предусматривается собственный срок хранения, равный 75 годам.
Образец уведомления о начале отпуска содержится в этой статье.
Бланк статистической формы П-4 можно скачать здесь.