Развитие рыночной экономики в стране предусматривает введение во все сферы хозяйственных отношений новых законов, положений и нормативно-правовых актов. В последнее время все чаще создаются акционерные общества и арендные организации при непосредственном участии физических или юридических лиц. Помимо прочего происходят существенные изменения в основе организационных средств и источников финансирования организаций.
В результате этого бухгалтерские отделы различных предприятий вынуждены применять совершенно новые методики, с помощью которых может быть отражено введение новых имущественных объектов или взаимоотношений в хозяйственный оборот. Основная методика учета была изменена, как и порядок структурирования уставного капитала и других производственных фондов.
Для понимания того, что такое бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к положениям действующего бюджетного законодательства, к установленным требованиям к ведению, к необходимым бумагам, а также к характерным особенностям основных процедурных моментов.
Условия распределения
Требования к ведению
Ведение соответствующего вида бухгалтерского учета сопряжено с целым рядом особенностей. Единая инструкция четко регламентирует общий для всех ситуаций подход к учету в государственных и муниципальных организациях, которые финансируются за счет федерального бюджета. Все осуществляемые операции должны сопровождаться наличием основного первичного пакета документации.
Особенности заключаются и в том, что группировка информации должна производится по датам, на момент фактического осуществления каждой конкретной операции. После завершения соответствующих процессов все сведения заносятся в специальный журнал.
Данные должны быть в обязательном порядке подписаны исполнителем и главой бухгалтерии предприятия. После завершения календарного месяца информация структурируется в хронологическом порядке.
Отчеты составляются и предоставляются представителям контролирующих органов в соответствии с установленными списками и расписанием. Важно обратить особое внимание на то, что балансы коммерческих и бюджетных организаций имеют существенные отличия. Различия заключаются в структуре активов и имеющихся обязательствах.
Бюджетные организации не имеют законных оснований для осуществления коммерческой деятельности, однако прибыль поступает в бюджет предприятия на постоянной основе. Суть ведения соответствующего учета, в свою очередь, заключается в доведении достоверных и корректных сведений о финансовой деятельности организации до лица или организации, которые заинтересованы в получении данной информации.
В качестве пособия может выступить и действующий Бюджетный Кодекс РФ.
Нормативная база
В бюджетное законодательство на ежегодной основе вносится целый ряд изменений и дополнений, которые напрямую связываются с регулированием порядка применения бюджета, ведения учета и с составлением соответствующей отчетности. В данных рамках стоит в деталях рассмотреть перечень нормативной документации для учета в бюджетных организациях в 2020 году.
Единые методические основы ведения соответствующего учета на территории РФ регулируются ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года. Помимо прочего современные требования регламентируются специальной Инструкцией №148, сформированной по приказу Минфина, от 30 декабря 2008 года.
Данная инструкция устанавливает общий порядок ведения учета в организациях, осуществляющих свою деятельность на средства федерального или регионального бюджета. Стоит отметить, что действие данного документа может распространяться только на правоотношения, которые возникли после 1 января 2009 года.
Работники бюджетных организаций должны использовать при ведении учета не только вышеуказанный нормативный акт, но также и оперативно отслеживать актуальные изменения в действующем законодательстве.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеют следующий вид:
- учет может вестись только в рублях;
- учет должен вестись на постоянной основе с момента государственной регистрации предприятия;
- учет должен вестись путем внесения двойной записи на бухгалтерских счетах, которые включаются в действующий рабочий план;
- информация аналитического отчета должна полностью соответствовать оборотам и остаткам в рамках счетов синтетического учета;
- каждая операция хозяйственного или инвентаризационного характера должна подлежать своевременной регистрации без пропусков;
- объекты учета на бюджетных предприятиях в каждом конкретном случае определяются исходя из принятого метода учета.
Необходимые бумаги
Все операции, которые проводятся бюджетными организациями, должны быть в обязательном порядке оформлены первичными бумагами. Нормативные документы и их актуальный перечень содержатся в приложении 2 Инструкции №148. При этом вся применяемая документация может быть условно разделена на две подгруппы.
Первая включает в себе 20 унифицированных форм класса 03. Их можно найти в общероссийском классификаторе управленческих документов – ОКУД. Что касается второй подгруппы, то она формируется из 21 специального документа, которые относятся к классу 05 того же классификатора.
Классификатор ОКУД. ОК 011-93
Среди данных документов стоит выделить следующие:
- формы, связанные со спецификой учета материальных объектов в бюджетных организациях;
- формы, напрямую связанные с учетом кассовых операций и заработной платы сотрудников предприятия;
- прочие формы, обладающие индивидуальной спецификой.
Стоит отметить, что уполномоченные лица, которые могут подписывать первичные документы, назначаются руководством предприятия совместно с главой отдела бухгалтерского учета. Каждый первичный документ должен быть составлен непосредственно в момент осуществления каждой конкретной операции.
Виды организаций
Для понимания понятий, на основании которых формируется бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регламентирующему порядок работы некоммерческих организаций. В подавляющем большинстве случаев под бюджетной организацией может пониматься та, которая была создана самим государством. Эти самые организации могут формироваться Российской Федерацией, ее субъектами или органами местного муниципалитета.
По классификации такие предприятия могут быть:
- автономными;
- казенными;
- бюджетными.
В табличном варианте ниже представлено сравнение трех видов государственных учреждений:
Автономные | Казенные | Бюджетные | |
Регулирующий документ | ФЗ №174 об автономных организациях | Бюджетный Кодекс РФ | ФЗ №7 о некоммерческих объединениях и компаниях |
Деятельность | Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения | Оказание государственных услуг | Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения |
Использование средств от коммерческой деятельности | На усмотрение | Перечисление в региональный или федеральный бюджет | На усмотрение |
Порядок распоряжения имущественными объектами | Необходимо получение согласие фактического собственника объекта | ||
Ответственности | Отвечают по обязательствам активами | Отвечают по обязательствам с помощью денежных средств. | Отвечают по обязательствам активами |
Основной источник финансирования | Субсидии | Бюджетная смета | Субсидии |
Чем характерен бухгалтерский учет в бюджетных организациях
Бухучет представляет собой установленную систему сбора, регистрации и структурирования сведений в денежном выражении об имущественных объектах, обязательствах предприятия, а также об их движении в формате непрерывного учета хозяйственной деятельности.
Среди ключевых задач бухгалтерского учета стоит выделить следующие:
- формирование корректных и максимально полных сведений о деятельности предприятия, а также о его имущественном положении;
- обеспечение сведениями, которые необходим внутренним или внешним пользователям отчетной документации для контроля за соблюдением основных положений законодательства РФ в рамках осуществления операций хозяйственного характера;
- предотвращение рисков минимизации финансовых результатов деятельности организации хозяйственного характера и выявление определенных резервов финансовой стабильности.
Ключевые положения ведения бухгалтерского учета в бюджетных предприятиях регламентируются законодательством о бухучете, учетной политикой организации, а также прочей нормативной документацией.
Основные положения ведения учета заключаются в следующем:
- под учет попадают имущественные объекты, обязательства и хозяйственные операции, совершенные предприятием;
- имущество, находящееся в непосредственной собственности организации, учитывается отдельно от объектов, принадлежащих прочим юридическим лицам, но находящихся в распоряжении предприятия;
- учет должен вестись с момента государственной регистрации организации до фактической реорганизации или полной ликвидации;
- все операции хозяйственного типа в обязательном порядке подлежат своевременной регистрации в рамках бухгалтерских счетов;
- текущие затраты учитываются в каждом конкретном случае отдельно.
Стоит отметить, что бюджетные организации в отличии от прочих некоммерческих или коммерческих предприятий не могут утверждать рабочий план бухучета или выбирать форму учета.
Дополнительные упоминания
Главные объекты
Бюджетное учреждение, как и любое коммерческое, занимается учетом всех финансовых и хозяйственных операций, которые совершаются в момент непосредственного ведения деятельности. Объекты финансовой сферы в подавляющем большинстве случаев не отличаются от тех, которые присущи коммерческому учету. В их качестве могут выступать, активы, доходы и расходы, а также существующие обязательства.
Стоит отметить, что специфика работы бюджетных предприятий предусматривает строгую классификацию и учет деятельности. В основе соответствующего учета лежит имеющаяся бюджетная классификация РФ.
Принцип построения бюджетной классификации основывается на:
- классификации доходов действующего бюджета;
- расходах;
- классификации источников финансирования для ликвидации бюджетного дефицита;
- мероприятиях в секторе государственного управления.
Об особенностях перехода с УСН на ОСНО рассказываем подробно в этом материале.
Правильная организация порядка
Каждые, даже начинающие, бюджетные предприятия должны в самостоятельном порядке позаботится о разработке организационной части ведомственного порядка и методической части, которая напрямую касается ведения учета.
Учреждения могут на законных основаниях раскрывать следующие сведения:
- организацию бухгалтерского отдела предприятия;
- порядок оборота документации;
- перечень лиц, которые имеют полномочия для проставления своей подписи на первичной документации;
- порядок и особенности осуществления процедуры инвентаризации;
- актуальный состав комиссий по инвентаризации;
- срок выделения средств на хозяйственные нужды предприятия и их максимальную сумму;
- порядок оценки имеющихся запасов материальных объектов;
- порядок мониторинга ситуаций хозяйственного характера;
- особенности бюджетного учета в прочих подразделениях предприятия;
- порядок определения себестоимости продукции и так далее.
Стоит отметить, что при формировании ведомственного порядка бюджетные организации должны руководствоваться положениями, которые регламентируются законодательством о бухгалтерском учете. Ведомственный порядок применяется только для рассмотрения тех вопросов, в рамках которых в соответствии с законодательством предусматривается несколько способов ведения учета.
После принятия определенного порядка устанавливается инструкция для ведения бухгалтерского учета. Что касается возможности изменения порядка, то она возможна только при доскональном обосновании и в соответствии со специальным приказом руководства учреждения. Все сопутствующие изменения могут быть введены только с 1 января нового финансового года, который следует за годом утверждения положения.
Стандартный план счетов
Учет для бюджетных организаций регламентируется в соответствии с действующим федеральным законодательством, которое устанавливает порядок бухгалтерского учета.
Государственная учетная политика может быть реализована через:
- план счетов бюджетного счета;
- порядок отражения определенных операций в рамках использования средств государственного бюджета;
- специальную корреспонденцию счетов;
- прочие вопросы учета бюджетного характера.
Все операции, которые проводятся предприятиями, должны быть в обязательном порядке оформлены на основании первичной документации, перечень которой приведен в приложении №2 Инструкции. Для осуществления бухгалтерского учета в рамках бюджетной организации применяются регистры, которые содержат в себе обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 действующей Инструкции.
Стоит отметить, что бюджетный план счетов на данный момент состоит из 6 пунктов:
Активы нефинансового характера | Включается вся информация об основных средствах, о непроизводственных и нематериальных активах, включая землю и недра, а также о начислении амортизации. |
Активы финансового характера | Данный пункт включает в себя все актуальные сведения и особенности денежных средств и документов организации, о ее финансовых депозитах, а также о всех видах долговых обязательств, включая долги перед бюджетом. |
Обязательства | Осуществляется учет всех имеющихся долговых обязательств бюджетной организации по кредитным платежам. |
Финансовый результат | Предназначается для отражения положительной или отрицательной разницы доходов и расходом предприятия. Стоит отметить, что кроме результатов деятельности за текущий отчетный период в данном разделе указываются все финансовые итоги уже прошедших периодов, а также предполагаемые доходы будущих лет. |
Санкционирование расходов бюджетных средств | Данный пункт предназначается для фиксации актуальных сведений о лимитах полученных обязательств бюджетного характера, а также об ассигнованиях. Стоит отметить, что ответственными за ведение учета на счетах соответствующего пункта будут непосредственные распорядители средств и представители казначейства. |
Счета, находящиеся за основным балансом | В данных рамках предусматривается счет для непосредственного учета исполнения имеющихся обязательств, а также государственных гарантий, которые должны быть исполнены в скором времени. |
Обязанности и права руководства
Необходимо достаточно глубоко рассмотреть ключевые обязательства членов бухгалтерского отдела бюджетного предприятия. Заместитель главного бухгалтера, отвечающий за начисление заработной платы сотрудникам организации занимается выполнением работ по начислению всех разновидностей финансовых выплат.
Кроме того, данное уполномоченное лицо осуществляет ввод информации для начисления пособий в компьютеризированные системы через систему 1С, а также начисляет налоговые платежи в бюджеты разных уровней и отчисления в пользу внебюджетных фондов.
Что касается заместителя главы отдела по материальной части, то соответствующее уполномоченное лицо производит учет основных средств и заполняет карты на каждый конкретный имущественный объект, ведет учет амортизации и прочих ценностей материального характера. Стоит отметить, что данный сотрудник отдела бухгалтерии может осуществлять вместо главы отдела нанесение индивидуальных номеров инвентаря на объекты основных средств.
Заместитель бухгалтера имеет законные основания для предъявления определенных требований подотчетным лицам по факту требуемого хранения и учета материальных ценностей. Также он может осуществлять ревизии и вносить предложения по модернизации процесса работы отдела и по порядку перераспределения бюджетных средств.
Заместитель главного бухгалтера по финансовым группам ведет работу по становлению финансовой дисциплины на предприятии. Проводка смет хозяйственного и административного характера осуществляется также данным уполномоченным сотрудником бюджетного предприятия.
Он же осуществляет контроль за бухгалтерским балансом и финансовыми потерями, подготавливает платежные поручения и контролирует их своевременную оплату.
Среди прочих обязанностей рассматриваемого уполномоченного лица стоит выделить следующие:
- оформление первичных бумаг;
- обработка и перечисление средств на счета-фактуры;
- выставление счетов и прочих актов клиентам бюджетной организации;
- ежедневный контроль за оплатой счетов клиентами – сотрудник определяет курсы перечисления средств;
- контроль за возвратом специальных актов выполненных услуг;
- непосредственное участие в анализе экономической деятельности предприятия хозяйственного плана;
- выявление путей для максимальной экономии средств из бюджета.
Исправление ошибок
Если в действующем регистре бюджетного учета обнаруживаются определенные ошибки, то они должны быть исправлены в соответствии с определенным порядком.
Существует следующее пособие для исправления:
- ошибка за определенный отчетный период, которая была обнаружена еще до предоставления актуального бухгалтерского баланса и не предусматривающая изменений в специальном журнале операций, исправляется с помощью простого зачеркивания тонкой чертой таким образом, что зачеркнутое может быть в дальнейшем прочитано;
- над зачеркнутой позицией должна быть в обязательном порядке указан исправленный текст и сумма;
- в специальном регистре учета бюджетных средств, в котором осуществляется исправление ошибки, уполномоченное лицо проставляет на полях пометку «исправлено»;
- если ошибка была обнаружена до момента предоставления баланса и требует изменения в журнале, то она должна быть дополнена специальной записью бухгалтера последним днем отчетного периода;
- если ошибка была обнаружена в регистрах бюджетного учета за определенный промежуток времени, за который бухгалтерская отчетность уже была предоставлена в установленном порядке, то помарка исправляется путем внесения бухгалтером дополнительной записи сразу после момента обнаружения ошибки – стоит отметить, что в обязательном порядке должна быть проставлена дата.
Описание ОКФС простыми словами вы найдете в этой статье.
Формулу расчета коэффициента критической ликвидности можно посмотреть здесь.