Порядок использования электронных больничных листов

Электронный документооборот был введен Минтруда в 2020 году. Он предполагает замену привычных бумажных справок на электронные. Законопроект был предложен для экономии ресурсов, чтобы вместо стоящей денег бумаги, все документы хранились в электронном виде.

Также инновация уменьшит количество махинаций, которые сейчас наблюдаются в медицинской сфере. Тестирование проекта началось еще в 2020 году, но так как проект дорабатывался, полноценный запуск перенесли на 2020 год.

При этом для клиентов медицинских учреждений практически ничего не изменится, нововведения коснутся в основном медиков, которым придется обучиться новому порядку ведения дел. А граждане смогут избавиться от вороха бумажек и сэкономить таким образом время.

Суть нового проекта

Благодаря переходу на электронную систему, работодатель не будет вынужден проводить расчет пособий вручную, медики избавятся от необходимости работать с бумагами, а пациенты наконец-то смогут получать документ без неточностей и ошибок.

Также электронный документооборот предполагает борьбу с фальшивыми справками и чрезмерной загруженностью врачей. Ведь если бумажку проконтролировать достаточно сложно, то в электронной базе данных любую выданную справку можно будет проверить в два клика. Для россиян же возможна регистрация в кабинете ФСС, где они смогут не только просмотреть историю больничных листов, но и ознакомиться с пособиями.

Также проект поможет собирать статистические данные, которые касаются заболеваний. Так можно будет оперативно реагировать на начало эпидемий, проводить сбор информации о патологиях, а также предупреждать экономические потери.

Зачем это нужно

Прежде всего, электронный документооборот разработан для экономии бюджета. Ведь в Министерстве труда подсчитали, что такая инновация поможет всего за период в три года, с 2020 по 2020 годы, сэкономить более 42 млн. рублей.

Также электронные больничные можно назвать логичной стадией развития медицинской сферы. Базы данных в больницах уже перешли на электронный формат, попасть на прием к специалисту также возможно в пару кликов. И только справка, получаемая у медиков, остается анахронизмом и отнимает у врачей время и силы.

В целом электронный документооборот предназначен для оптимизации времени, как медицинских работников, так и пациентов, которые теперь могут не стоять часами в ожидании бумажной справки, а просмотреть ее дома, сидя за компьютером.

Принцип работы электронного больничного листа

Несмотря на громкое название, электронный лист не отличается от бумажного варианта. Он выполняет все те же задачи — предоставить работодателю информацию о перенесенной или имеющейся болезни, а также стать причиной для компенсирования заработной платы. Ожидается, что врачи станут более внимательными к пациенту, ведь будут избавлены от необходимости подолгу заполнять бумажки.

Теперь информация о пациенте, его болезнях и прочих медицинских показателях, помещается в электронную базу, или же электронную медкарту с помощью специального программного обеспечения. Делается это на первом приеме, когда справка о нетрудоспособности открывается. После вписывания информации, врач больше не будет ее повторять на следующих приемах, чем экономит свое время и избавляется от шанса на ошибку.

Суть работы заключается в том, что врач авторизуется в кабинете и электронной карте, при этом выбирает работу с листом о нетрудоспособности. При закрытии больничного он будет должен проставить галочки в нужных местах, руководствуясь инструкцией, после чего подтвердить данные цифровой подписью.

После того, как больничный закрывается, данные об этом попадают как в Фонд соцстрахования, так и по месту занятости человека, причем передача идет по защищенным каналам. Уже там бухгалтера и кадровики проводят расчеты зарплаты по полученной информации.

При работе с больничными листами электронного формата работодатель сможет ознакомиться с названием медицинского заведения, номером и датой оформления больничного документа, увидеть период болезни и данные пациента. При этом в электронной версии будет видна причина, по которой сотрудник был нетрудоспособен, но диагноза видно не будет.

Таким образом, работодатель не будет иметь подробностей о личных проблемах сотрудника, но обман и махинации с болезнями будут исключены. Пока на обработку документа выделяется десять рабочих дней.

Как заполняется в 2020 году

Несмотря на изменения формата, заполняется электронный больничный лист в 2020 году, так же, как и бумажный вариант.

В документе есть специальные графы, которые подлежат заполнению:

  1. Название организации и должность пациента — вносятся в особые ячейки по правилам, то есть одна печатная буква в каждой ячейке.
  2. Форма организации — отмечается вид занятости человека, он может быть постоянным или по совместительству.
  3. Номер регистрации и код, который отображает подчиненность предеприятия.
  4. Идентификационный номер — следует заполнять, когда сотрудник не имеет ИНН или же оформляется декретный отпуск.
  5. СНИЛС — ставится номер свидетельства, полученного в отделении Пенсионного фонда.
  6. Стаж и нестраховые периоды — указывается количество лет работы, в которые производились отчисления в соцстрах, при этом нестраховыми считаются сроки службы в армии.
  7. Средняя зарплата — в листе вводится с первой ячейки, чтобы нельзя было подкорректировать данные в дальнейшем.
  8. Пособие — указывается информация о выплатах, которые были сделаны в три дня больничного, а также средствах, предоставленных ФСС.
  9. Общая сумма средств, которая была выдана сотруднику
  10. Условия начисления — здесь указывается код, который зависит от конкретной ситуации.
Код Расшифровка
43 Имеются льготы
44 Сотрудник работал в условиях крайнего Севера
45 Имеется инвалидность
46 Договор был заключен на срок до полугода
47 Работник травмировался на протяжении одного месяца с момента окончания трудового договора
48 Больничный режим был нарушен по неотложной причине
49 Нетрудоспособность определена на более чем 4 месяца
50 Срок болезни сотрудника — более 5-ти месяцев
51 Определяется неполный рабочий режим

Также в электронных больничных листах есть графы, которые подлежат заполнению врачом:

  1. Наименование медицинского учреждения.
  2. ФИО лечащего врача.
  3. Причина определения нетрудоспособного состояния человека — здесь вписывается основание для подтверждения больничного, где 01 — означает болезнь, 02 — свидетельствует о полученной травме, а 03 — о пребывании пациента на карантине.

Пилотный проект для некоторых регионов

Пока что электронный больничный лист можно получить в Москве, Астраханской и Белгородской областях. В эти регионы система уже введена и даже приносит первые плоды. В Крыму ее запустили с нуля, без долгой подготовки.

Вскоре к программе должны подключиться Новосибирск и область, в больницах которой уже проводится тестовое испытание электронных документов. Сразу в электронном виде листы о нетрудоспособности появятся в вышеупомянутом Севастополе, после чего тенденция распространится на весь Крым.

До нового года пилотный проект может пополниться другими участниками. Пока ведется разработка и утверждение законов, в которых регламентируется применение системы и аспекты ее работы. После поправок, внесенных в правовые акты, проект будет развиваться намного быстрее. По прогнозам специалистов, во всей России электронная документация будет работать до конца 2020 года.

Преимущества системы

Как и любая другая инновация, электронная система медицинского документооборота имеет уникальные плюсы, которые отличают ее от устаревшей бумажной системы.

В их числе:

  • упрощение процедуры оформления пособий работодателем;
  • ускорение работы медиков;
  • экономия бюджетных средств, ранее выделяемых на бумажные формы;
  • минимизирование подделок в медицинской документации;
  • сведение всех медицинских данных человека в единую электронную базу, в которую может попасть и сам пациент;
  • актуальный и оперативный сбор всей информации о заболеваниях с целью предупреждения эпидемических заболеваний, прогноза патологий и экономических потерь.

К тому же, электронный документооборот ожидаемо повысит и качество медицинского обслуживания.Ведь если ранее половину времени приема врач тратил на заполнение бумажных справок, то теперь практически весь прием он может посвятить пациенту и его болезни.

Недостатки

Но несмотря на массу плюсов, у электронной системы медицинской документации есть и определенные минусы.

Так, большинство больниц пока не готовы перейти на эту систему из-за технической отсталости. В особенности это касается регионов и отдаленных населенных пунктов, ведь для приема программы больнице нужно иметь компьютеры, постоянный доступ к сети Интернет и соединение с базой данных. Ведь, прежде всего, документооборот предусматривает постоянную связь между больницами и ФСС.

Также медики могут попросту не быть готовыми к смене принципов работы. Ведь для составления таких справок у каждого врача должна быть электронная подпись. Кроме того, поскольку значительную часть медицинского персонала составляют представители старшего поколения, им понадобится много времени, чтобы понять, как это работает.

Для поддержания работоспособности и настройки системы будут нужны квалифицированные сотрудники. Возможно этому будут обучены уже действующие специалисты, которые также должны будут контролировать безопасность и приватность личных данных пациентов и каналов их передачи.

Сохранится ли бумажная форма

Учитывая перечисленные минусы, можно сделать вывод, что электронный больничный документооборот — мера нужная, но из-за особенностей некоторых регионов, не может там внедряться. К примеру, в отдаленных селах при невозможности оформить электронную справку будет выдаваться бумажный вариант.

Это практически единственная возможность для пациентов из деревень получить подобный документ. Также можно спрогнозировать, когда введут новую систему, ведь по прогнозам переход больниц на электронный вариант справок затянется, и до конца 2020 года не завершится. Ведь необходимо закупить оборудование, наладить каналы связи и обучить персонал использованию такой системы.

В целом электронные больничные листы — важное и необходимое нововведение, которое упростит не только поход в больницу и получение результатов, но и позволит экономить бюджетные средства и время работодателя. Но для внедрения необходима серьезная подготовка и вложения из бюджета, которые пока, к сожалению, могут быть проведены не во всех уголках страны.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий