Нюансы кадровой работы на предприятии
Организационные мероприятия по ведению кадрового делопроизводства являются прямыми обязанностями сотрудников службы персонала. В случае создания новой организации или реорганизации старой руководству и отделу кадров необходимо учитывать следующие основные моменты: поиск сотрудников, прием на работу и увольнение персонала и так далее.
Отдел кадров является обязательным структурным элементом в любой крупной компании с постоянным штатом сотрудников. В обязанности рассматриваемого подразделения входит множество функций, которые должны реализовываться в обязательном порядке в зависимости от конкретной ситуации.
Для понимания особенностей кадровой работы необходимо ознакомиться с понятием, установленными функциями и задачами, с регламентирующей документацией, со структурными моментами деятельности, с порядком оформления трудовых отношений, а также с документацией по персоналу.
Что это такое
Кадровая работа представляет собой комплекс мероприятий и мер, которые направляются на эффективное использование навыков каждого конкретного сотрудника предприятия для реализации его конечных целей. В случае, если компания обладает заинтересованными в стабильной трудовой деятельности кадрами, то организация способна вести постоянную конкурентную борьбу на рынке.
Ключевые особенности кадровой работы на предприятии заключаются в следующем:
- содержание работы со штатом сотрудников существенно ограничивается возможностями организации – например, кадровая деятельность маленькой компании должна быть незамысловата (происходит выполнение только необходимых функций);
- в подавляющем большинстве случаев организации не располагают специализированной кадровой службой – взаимодействие с персоналом осуществляется одним или двумя уполномоченными лицами или самим руководителем;
- кадровые мероприятия носят неформальный характер и в большей степени определяется особенностями уполномоченного сотрудника;
- функции подразделения предприятия, занимающегося кадровым обеспечением, реализуются в прерывистом режиме – например, найм персонала осуществляется далеко не на постоянной основе.
Функции и задачи
Основные задачи кадрового подразделения организации могут быть разделены по направлениям.
Для учетной работы предусматривается реализация следующих задач:
- прием сотрудников на работу;
- учет штата работников;
- увольнение персонала;
- взаимодействие с работниками, которые на временной основе находятся в отпусках или проходят лечение по больничному листу.
Что касается планового направления деятельности, то в данном случае решаются следующие задачи:
- подбор и градация потенциальных работников для компании;
- распределение сотрудников по структурным подразделениям;
- перемещение работников внутри одного отделения;
- оказании помощи новым лицам по вопросу адаптации в коллективе.
Для отчетного направления деятельности предусматриваются следующие основные задачи:
- изучение сотрудников, находящихся в составе постоянного штата;
- оценка профессиональной деятельности лиц;
- аналитические мероприятия;
- подготовка отчетной документации.
Для методической направленности кадровой деятельности устанавливается решение следующих проблем:
- документирование трудовых мероприятий сотрудников;
- планирование кадровых операций;
- руководство.
Стоит отметить, что все задачи структурного подразделения, занимающегося кадровым обеспечением, напрямую зависят от специфических особенностей трудовой деятельности.
В данных рамках учету подлежат следующие факторы:
- размер предприятия;
- направление деятельности, например, торговля или оказание услуг;
- стратегия развития компании;
- общее время работы предприятия на рынке;
- общее число сотрудников и так далее.
Управление кадрами представляет собой классический подход к взаимодействию персонала в рамках компании. Все характерные функции сосредоточены в специализированном подразделении и направлены на обеспечение сотрудников.
К ключевым задачам управления персоналом можно отнести:
- обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами;
- разработка трудового поля с приемлемыми условиями для эффективного использования навыков и опыта лиц;
- модернизация применяемой в организации системы оплаты трудовой деятельности;
- повышение удовлетворенности работником от исполняемых функций;
- предоставление лицам возможности для повышения навыков и карьерного роста;
- непосредственное участие в формировании стратегии компании.
Регламентирующие документы
Деятельность подразделения, занимающегося персоналом предприятия и общая система кадрового производства напрямую зависит от положений действующего федерального законодательства и внутренней документации компании. Соответствующая особенность может быть связана с нюансами трудовой деятельности в рамках массивного персонального и конфиденциального документооборота.
Документооборот в кадровом департаменте осуществляется на основании следующей нормативной документации:
- Конституция РФ;
- Гражданский и Трудовой кодексы;
- Законодательные акты, регламентирующие профильную деятельность компании;
- Местные законодательные акты;
- Внутренняя документация, включая приказы руководящего состава.
Важно помнить о факте того, что сотрудники органа кадрового обеспечения должны в обязательном порядке соблюдать положения нормативных актов и, в большей степени, действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Структура кадровой работы предприятия
Структура кадрового подразделения напрямую зависит от численности работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в компании и вектор развития деятельности самой организации. Определением фактической численности сотрудников рассматриваемого отдела занимается непосредственный руководитель предприятия. В случаях, если кадровый отдел сам имеет несколько структурных подразделений, то каждое из них должно возглавляться уполномоченным руководителем.
Стоит отметить, что в непосредственные обязанности кадрового инспектора входят следующие:
- формирование базы данных, содержащей в себе актуальную информацию о каждом сотруднике;
- учет трудовой документации;
- оформление больничных листов;
- осуществления дисциплинарного контроля и так далее.
Отдел кадров в своей структуре может иметь отделения, занимающиеся следующими мероприятиями независимо друг от друга:
- организацией трудовой деятельности;
- подбор штатного и внештатного персонала;
- улучшение квалификации сотрудников;
- планирование структурных мероприятий, влияющих на организационную деятельность;
- осуществление аттестации персонала;
- охрана трудовой деятельности.
Процедура оформления трудовых отношений
Начало осуществления кадрового производства инициируется с момента поиска информации о потенциальном сотруднике. В первую очередь важно определиться с вариантом нахождения новых работников.
Среди таких вариантов необходимо рассмотреть следующие:
- специализированные агентства, занимающиеся трудоустройством физических лиц;
- ярмарки, в рамках которых работодатели размещают актуальные вакансии;
- учебные заведения через специальный департамент;
- доски объявлений о должностях на различных Интернет-ресурсах и прочее.
Стоит отметить, что каждый вариант поиска сотрудников имеет собственные достоинства и недостатки. В любом случае уполномоченный представитель кадровой службы должен использовать все методы для закрытия актуальной вакансии. Желательно, чтобы ход каждого конкретного собеседования фиксировался в документальном порядке. Это необходимо для принятия взвешенного и компетентного решения по каждому кандидату.
В случае отказа от приема на работу каждый соискатель извещается о причине соответствующего решения в течение пяти рабочих дней. В случае приема на работу кадровый отдел должен обязательно позаботится об оформлении документов на конкретного работника.
Этапы оформления нового сотрудника на место постоянного трудоустройства следующие:
- заключение трудового соглашения;
- издание специального приказа о приеме;
- внесение особой пометки в трудовую книжку;
- оформление личного дела;
- ознакомление работника с внутренним распорядком и нормативной документацией.
Документация по персоналу
Осуществление деятельности кадровой направленности предусматривает оформление специализированной учетной документации по каждому конкретному сотруднику. В частности, происходит разработка расписания для штата и личных карт для каждого работника. Данные документы формируются в обязательном порядке организациями всех без исключения форм собственности.
Стоит отметить, что штатное расписание должно быть в каждом конкретном случае актуальным и отвечать нуждам компании. В такую документацию входит действующее название всех должностей, количество тарифных ставок для оплаты трудовой деятельности и так далее.
Что касается личных карточек, то они представляют собой унифицированную документацию, которые включают в себя краткую информацию о деятельности конкретного сотрудника. Они хранятся в специальных условиях и местах с повышенной защитой от возможного хищения.
Общий документооборот в кадровых службах выражается в разработке приказов и прочих распорядительных бумаг. Соответствующая документация может затрагивать как отдельных работников, так и весь штат сотрудников в целом. Рассматриваемые приказы могут отличаться по формату оформления, а также по особенностям придания им юридической силы.
Подавляющее большинство приказов, относящихся к деятельности физических лиц на предприятии носят унифицированный характер. Такие документы должны быть обязательно согласованы со всеми заинтересованными сторонами и предоставлены к ознакомлению конкретному работнику под подпись. Копии данных распоряжений находятся на постоянном хранении в личном деле работника даже после его увольнения.