Периодически, основываясь на особенности экономической политики страны, в законодательстве происходят изменения, охватывающие сферы определения признаков малой формы бизнеса. К наиболее часто встречающимся формам относят ООО, а также ИП и КФХ, при условии соблюдения ими определенных требований.
Налоговым кодексом устанавливаются критерии малого предприятия, определяющие уровень прибыли. А расчет численности сотрудников такой организации включает число работников, с которыми оформлены гражданско-правовые договора, включая сотрудников подразделений и филиалов.
Малым предприятием образованное юрлицо может быть признано, как при создании и постановке на учет, так и в процессе осуществления деятельности в течение года, исходя из критериев доходности и числа сотрудников. Иной порядок предусмотрен для уже действующего бизнеса – по закону требуется соответствие организации основным признакам малого предприятия на протяжении 2 и более лет.
Чтобы быть отнесенным к малой форме бизнеса, новая компания сразу после своего создания, но не позднее 1 месяца, обязана подать соответствующую заявку в налоговый орган. Если предприятие намерено работать в статусе малого бизнеса с использованием предусмотренных по закону налоговых льгот уже в январе будущего года, она обязана сообщить в налоговую о своих планах на будущий год не позднее 31 декабря года текущего.
Особенности бухгалтерской отчетности
Определяясь с налогообложением, руководитель малого бизнеса по своему усмотрению вправе избрать обычную форму, УСНО, ЕНВД. В отдельных случаях для налогообложения может быть применена система, работающая в сельском хозяйстве (ЕСХН). Основным условием станет подтверждение организацией выпуска сельскохозяйственной продукции в качестве основного вида деятельности.
В случае работы малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения, начисление дохода производится кассовым методом. На практике это означает учет средств при их фактическом поступлении на счет или приходу в кассе, без учета объемов сформированных счетов-фактур. В данном случае речь идет об авансовом методе уплаты налога, отчисляемого государству до 25 числа следующего после истечения квартала месяца.
Расчет авансового платежа производится на основании данных о предыдущем периоде с последующим перерасчетом по истечении нового квартала и выполнении доначисления. При превышении авансового платежа рассчитанному по факту разницу заносят на будущий период. Бухгалтерская отчетность подлежит ежегодной подаче в ФНС в срок до конца первого квартала нового года.
К единой федеральной льготе относят право применения в налогообложении на малом предприятии упрощенной системы без требования обязательного составления баланса. В рамках малого бизнеса он заменен более простыми формами отчетности – учетных книг по доходам и расходам организации, оформляемой в соответствии с утвержденной Минфином формой. Данная книга ведется в довольно простом варианте, обходясь без двойной записи, планов счетов.
Начиная с 2003 года упрощенное налогообложение распространило свое действие на фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей.
Какие критерии малого предприятия
Чтобы определить возможность отнесения предприятия к бизнесу малой формы, прибегают к рассмотрению критериев, упомянутых в ФЗ №156, принятом в 2020 году.
ФЗ №156
Согласно принятому в том же году постановлению правительства, при определении крупности организации и его соответствия малой форме бизнеса исходят из следующих категорий:
- величина дохода;
- размер штата работников;
- доля других организаций в уставном капитале компании.
Если первые два критерия малого предприятия в 2020 году изменениям не подвергались, то максимально допустимый размер доли сторонних фирм, участвующих в уставном капитале, существенно возрос с 25,0% до 49,0%. Это повлекло за собой рост числа организаций, соответствующих данному признаку малого бизнеса.
Ввиду того, что ведение предпринимательской и фермерской деятельности не требует наличия уставного капитала, их можно отнести к формам малого бизнеса по первым двум критериям.
Для того, чтобы бизнес был признан малым, руководитель организации может обратиться в налоговую инспекцию.
Доказать свою причастность к данной категории бизнеса можно путем:
- Заполнения деклараций, прочих видов отчетности и документов.
- Предоставления копий учредительной документации, заключенных договоров.
- Оформления заявления о подтверждении фактической принадлежности к малому бизнесу на основании установленных законом признаков.
До августа 2020 года во время переходного периода, на основании ст. 10 ФЗ №408 от 29.12.2015г., действовали старые правила по условиям признания за организацией данного статуса. В январе 2020 года порядок отнесения фирмы или ИП к субъекту малого/среднего предпринимательства был уточнен и с августа стали применяться новые правила.
Размер дохода
Согласно последних изменений, с августа 2020 года при рассматривании вопроса о статусе организации стали исходить не от объемов вырученных средств в процессе деятельности, а от дохода того или иного бизнеса. При этом подлежат учету не только средства от реализации, т.е. непосредственные доходы то деятельности, но и вырученные от внереализационной деятельности доходы.
Согласно новым правилам, учитываются не только средства, полученные организацией или предпринимателем через кассу или на расчетный счет, но и по другим статьям доходов (согласно ст. 250 НК):
- дивидендные поступления;
- оплата штрафных санкций, пени, начисленных согласно условиям заключенных с организацией договоров;
- собственность, перешедшая в собственность организации на безвозмездной основе.
Предусмотрено сохранение ранее действовавших лимитов по доходам, исходя из следующей градации:
Малое предприятие | Получает в качестве дохода сумму в пределах 800 миллионов рублей. |
Микропредприятие | Может получать доходом до 120 миллионов рублей. |
Практическое значение данных нововведений говорит о более сложном механизме получения статуса субъекта малого предпринимательства, так как были оставлены без изменений лимиты учитываемых доходов, а статей учета и, соответственно, самих доходов, стало больше.
Численность сотрудников
Начиная с августа 2020 года, был изменен критерий оценки численности сотрудников – вместо среднесписочной численности принимают к учету среднее количество штата. Практическое значение данного нововведения заключено в отсутствии необходимости учета среди сотрудников работников, оформленных по внешнему совместительству, а также граждан, работающих на основании гражданско-правовых соглашений.
Количественное значение параметра осталось без изменений:
Чтобы признать статус среднего предприятия | Данный параметр должен быть в пределах 101-250 сотрудников. |
На малом предприятии | Может работать штат 15-100 работников. |
Для микропредприятия | Среднее число сотрудников не превышает 15 человек. |
Разберемся, какие аналитические инструменты помогут определить индекс доходности, в этом материале.
Доли в уставном капитале от сторонних предприятий
Чтобы признать организацию малым предприятием, предъявляются особые параметры по доле участия в уставном фонде капиталов сторонних средств.
Если были задействованы государственные или муниципальные средства, деньги от религиозных, общественных организаций, благотворительных фондов, иных фондов, их доля не должна превысить 25,0%. Привлечение иностранных инвестиций и средств организаций, не относимых к числу малого и среднего предпринимательства, не может составлять более 49,0% от общей суммы уставных средств.
Последнее ограничение не применяется в отношении средств по уставному капиталу ООО следующих видов организаций:
- организация занимается внедрением продуктов интеллектуальной деятельности, правообладателями по которым являются бюджетные или автономные научные организации;
- приравнены к участникам отдельного проекта под названием «Сколково»;
- входят в число участников господдержки деятельности по внедрению инноваций.
Как определить статус предприятия
Уточненные сведения о выручке организации можно получить из соответствующих налоговых регистров. Ими могут стать книги учета доходно-расходных операций, записи в которых ведутся в организациях, работающих по упрощенной системе налогообложения. Сведения по среднему числу работников приводятся в ежегодно сдаваемой до 20 января в ФНС отчетности.
Информацию по последнему критерию, доле в уставном фонде, берут согласно сведений учредительных документов. Достаточно ознакомиться с записью о том, каков состав учредителей в организации (документ «Решение об учреждении») или воспользоваться сведениями из ЕГРЮЛ.
Так как все вышеуказанные источники информации в обязательном порядке имеются в налоговой службе, отдельной подготовки и подачи дополнительных документов для признания статуса не требуется.
Таблица
Сводная информация о критериях отнесения к малой форме бизнеса выглядит в таблице следующим образом:
Показатель | Максимальное значение |
Участие в уставном фонде сторонних организаций в лице государственных, муниципальных, религиозных, общественных образований и фондов | Не более 25,0% |
Общая доля привлечения в уставной капитал иностранных инвестиций | Не более 49,0% |
Общая доля организаций, не относимых к числу форм малого или среднего бизнеса | Не более 49,0% |
Среднее количество сотрудников за прошедший год | Не превысило 100 работников |
Общая сумма доходов, включая внереализационные | Не превысило 800 миллионов рублей за год |
Если предпринимателем был избран патентный способ налогообложения, его деятельность автоматически приравнивается к форме микропредприятия.
При частичном соответствии параметрам существуют определенные правила приравнивания организации к малому предприятию.
Если доход, полученный организацией, соответствует установленному по закону критерию о доходах, а численность работников — в пределах показателя по микроорганизациям, определение статуса происходит на основании принятия наибольшего значения (ст. 4 ФЗ №29-ФЗ, 24.07.2007 г.). Таким образом, организация будет отнесена к категории малого бизнеса.
Льготы для малого бизнеса
Российским налоговым законодательство организованы меры по предоставлению налоговых и иных льгот данной категории бизнеса.
Субъекты РФ, муниципальные образования предусматривают льготные условия по аренде помещений, а также льготные тарифы налогообложения в пределах своих компетенций и с учетом конкретной ситуации на местах.
К числу льгот, на которые вправе рассчитывать малое предприятие, относят:
- ускоренная амортизация основных фондов (оборудование, станки, недвижимое имущество) влечет за собой снижение налогооблагаемой базы;
- льготные ставки по НДС при заключении лизинговых соглашений;
- более простая схема выкупа объектов недвижимости, оформленной в аренду.
Для малого бизнеса сохраняется право выбора системы начисления налогов, включая и общую схему. Данная возможность имеет особое значение, если среди контрагентов организации имеются предприятия, требующие работы с НДС и уменьшения выплат по данному налогу. В данном случае упрощенная система налогообложения теряет свою привлекательность, вне зависимости от степени выгоды и удобства для отчетности ввиду отсутствия необходимости в уплате налога с прибыли, с имущества, НДС.
Льготирование не распространяется на уплату НДФЛ и социальные отчисления.
Для малого предприятия предусмотрен выбор формы уплаты налога с чистого дохода (6%-ный налог) или с доходов минус расходы (15% от разницы) в зависимости от предпочтений организации. Данный вид налогообложения заменяет необходимость налога на прибыль.
Следует учесть, что лишь отдельные виды расходов могут быть отнесены к вычитаемым при исчислении налога затратам без использования показателя «прочие расходы». Данный перечень расходов находится в зоне особого контроля со стороны налоговой службы в процессе проверки деятельности фирмы.
Налоговые каникулы
Особый вид льгот, в применении которого заинтересовано большое количество малых предприятий, представляет собой льгота «налоговые каникулы».
Единственным ограничивающим фактором является тот факт, что лишь вновь созданные организации, причисленные к малому предпринимательству, могут рассчитывать на предоставление отсрочки.
Фактически, налоговые каникулы представляют собой освобождение малого предприятия от необходимости уплаты налогов в течение первых двух лет своей деятельности. Порядок реализации и условия предоставления данной льготы остается в ведении региональных властей. К примеру, в московском регионе предусмотрено обнуление налоговой ставки в рамках данной программы для 30 различных видов предпринимательской деятельности.
Развитие предпринимательства
Положение малого и среднего бизнеса такого, что их число к 2020 году насчитывало около 5,6 миллионов по России (примерно 3,5 миллиона оформлено в виде ИП, и еще 1,8 миллиона – в виде микроорганизаций). Процент, относящийся на долю малых предприятий, совсем незначителен- около 235 тысяч организаций.
На 2020 год в РФ ситуация с развитием выглядит следующим образом: зарегистрировано около 5,8 миллионов организаций, относящихся к малой и средним формам бизнеса. Численность микропредприятий составило 95,0% от общего числа.
Обязательный аудит
Прохождение обязательного аудита призвано защитить интересы общества от недобросовестности некоторых предпринимателей. В некоторых случаях без обращения к аудиторской компании не обойтись.
Законом закреплено право обращения к аудиторской организации предприятий, список которых установлен статьей 5 закона №307-ФЗ.
Регламент проведения аудиторской проверки установлен законом №44-ФЗ в 2013 году.
Применительно к российскому законодательству, под аудитом понимается выполнение мероприятий по проверке достоверности подаваемых сведений, с выражением независимого аудиторского мнения в письменном заключении.
Обязательный аудит вменяется в обязательства организаций, а его неисполнение влечет за собой ответственность в рамках закона. В качестве предмета проверки выступает отчетность по бухгалтерии. Аудит призван не только выявить нарушения и несоответствий, но и помочь оптимизировать процесс налогового учета организации.
Как правильно внести в трудовую книжку сведения о восстановлении на работе — узнайте здесь.
Подробнее о порядке уплаты НДС при импорте товаров из Белоруссии вы можете прочитать в этой статье.