Основные критерии малого предприятия в 2020 году

Периодически, основываясь на особенности экономической политики страны, в законодательстве происходят изменения, охватывающие сферы определения признаков малой формы бизнеса. К наиболее часто встречающимся формам относят ООО, а также ИП и КФХ, при условии соблюдения ими определенных требований.

Налоговым кодексом устанавливаются критерии малого предприятия, определяющие уровень прибыли. А расчет численности сотрудников такой организации включает число работников, с которыми оформлены гражданско-правовые договора, включая сотрудников подразделений и филиалов.

Малым предприятием образованное юрлицо может быть признано, как при создании и постановке на учет, так и в процессе осуществления деятельности в течение года, исходя из критериев доходности и числа сотрудников. Иной порядок предусмотрен для уже действующего бизнеса – по закону требуется соответствие организации основным признакам малого предприятия на протяжении 2 и более лет.

Чтобы быть отнесенным к малой форме бизнеса, новая компания сразу после своего создания, но не позднее 1 месяца, обязана подать соответствующую заявку в налоговый орган. Если предприятие намерено работать в статусе малого бизнеса с использованием предусмотренных по закону налоговых льгот уже в январе будущего года, она обязана сообщить в налоговую о своих планах на будущий год не позднее 31 декабря года текущего.

Особенности бухгалтерской отчетности

Определяясь с налогообложением, руководитель малого бизнеса по своему усмотрению вправе избрать обычную форму, УСНО, ЕНВД. В отдельных случаях для налогообложения может быть применена система, работающая в сельском хозяйстве (ЕСХН). Основным условием станет подтверждение организацией выпуска сельскохозяйственной продукции в качестве основного вида деятельности.

В случае работы малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения, начисление дохода производится кассовым методом. На практике это означает учет средств при их фактическом поступлении на счет или приходу в кассе, без учета объемов сформированных счетов-фактур. В данном случае речь идет об авансовом методе уплаты налога, отчисляемого государству до 25 числа следующего после истечения квартала месяца.

Расчет авансового платежа производится на основании данных о предыдущем периоде с последующим перерасчетом по истечении нового квартала и выполнении доначисления. При превышении авансового платежа рассчитанному по факту разницу заносят на будущий период. Бухгалтерская отчетность подлежит ежегодной подаче в ФНС в срок до конца первого квартала нового года.

К единой федеральной льготе относят право применения в налогообложении на малом предприятии упрощенной системы без требования обязательного составления баланса. В рамках малого бизнеса он заменен более простыми формами отчетности – учетных книг по доходам и расходам организации, оформляемой в соответствии с утвержденной Минфином формой. Данная книга ведется в довольно простом варианте, обходясь без двойной записи, планов счетов.

Начиная с 2003 года упрощенное налогообложение распространило свое действие на фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей.

Какие критерии малого предприятия

Чтобы определить возможность отнесения предприятия к бизнесу малой формы, прибегают к рассмотрению критериев, упомянутых в ФЗ №156, принятом в 2020 году.

ФЗ №156

Согласно принятому в том же году постановлению правительства, при определении крупности организации и его соответствия малой форме бизнеса исходят из следующих категорий:

  • величина дохода;
  • размер штата работников;
  • доля других организаций в уставном капитале компании.

Если первые два критерия малого предприятия в 2020 году изменениям не подвергались, то максимально допустимый размер доли сторонних фирм, участвующих в уставном капитале, существенно возрос с 25,0% до 49,0%. Это повлекло за собой рост числа организаций, соответствующих данному признаку малого бизнеса.

Ввиду того, что ведение предпринимательской и фермерской деятельности не требует наличия уставного капитала, их можно отнести к формам малого бизнеса по первым двум критериям.

Для того, чтобы бизнес был признан малым, руководитель организации может обратиться в налоговую инспекцию.

Доказать свою причастность к данной категории бизнеса можно путем:

  1. Заполнения деклараций, прочих видов отчетности и документов.
  2. Предоставления копий учредительной документации, заключенных договоров.
  3. Оформления заявления о подтверждении фактической принадлежности к малому бизнесу на основании установленных законом признаков.

До августа 2020 года во время переходного периода, на основании ст. 10 ФЗ №408 от 29.12.2015г., действовали старые правила по условиям признания за организацией данного статуса. В январе 2020 года порядок отнесения фирмы или ИП к субъекту малого/среднего предпринимательства был уточнен и с августа стали применяться новые правила.

Размер дохода

Согласно последних изменений, с августа 2020 года при рассматривании вопроса о статусе организации стали исходить не от объемов вырученных средств в процессе деятельности, а от дохода того или иного бизнеса. При этом подлежат учету не только средства от реализации, т.е. непосредственные доходы то деятельности, но и вырученные от внереализационной деятельности доходы.

Согласно новым правилам, учитываются не только средства, полученные организацией или предпринимателем через кассу или на расчетный счет, но и по другим статьям доходов (согласно ст. 250 НК):

  • дивидендные поступления;
  • оплата штрафных санкций, пени, начисленных согласно условиям заключенных с организацией договоров;
  • собственность, перешедшая в собственность организации на безвозмездной основе.

Предусмотрено сохранение ранее действовавших лимитов по доходам, исходя из следующей градации:

Малое предприятие Получает в качестве дохода сумму в пределах 800 миллионов рублей.
Микропредприятие Может получать доходом до 120 миллионов рублей.

Практическое значение данных нововведений говорит о более сложном механизме получения статуса субъекта малого предпринимательства, так как были оставлены без изменений лимиты учитываемых доходов, а статей учета и, соответственно, самих доходов, стало больше.

Численность сотрудников

Начиная с августа 2020 года, был изменен критерий оценки численности сотрудников – вместо среднесписочной численности принимают к учету среднее количество штата. Практическое значение данного нововведения заключено в отсутствии необходимости учета среди сотрудников работников, оформленных по внешнему совместительству, а также граждан, работающих на основании гражданско-правовых соглашений.

Количественное значение параметра осталось без изменений:

Чтобы признать статус среднего предприятия Данный параметр должен быть в пределах 101-250 сотрудников.
На малом предприятии Может работать штат 15-100 работников.
Для микропредприятия Среднее число сотрудников не превышает 15 человек.

Доли в уставном капитале от сторонних предприятий

Чтобы признать организацию малым предприятием, предъявляются особые параметры по доле участия в уставном фонде капиталов сторонних средств.

Если были задействованы государственные или муниципальные средства, деньги от религиозных, общественных организаций, благотворительных фондов, иных фондов, их доля не должна превысить 25,0%. Привлечение иностранных инвестиций и средств организаций, не относимых к числу малого и среднего предпринимательства, не может составлять более 49,0% от общей суммы уставных средств.

Последнее ограничение не применяется в отношении средств по уставному капиталу ООО следующих видов организаций:

  • организация занимается внедрением продуктов интеллектуальной деятельности, правообладателями по которым являются бюджетные или автономные научные организации;
  • приравнены к участникам отдельного проекта под названием «Сколково»;
  • входят в число участников господдержки деятельности по внедрению инноваций.

Как определить статус предприятия

Уточненные сведения о выручке организации можно получить из соответствующих налоговых регистров. Ими могут стать книги учета доходно-расходных операций, записи в которых ведутся в организациях, работающих по упрощенной системе налогообложения. Сведения по среднему числу работников приводятся в ежегодно сдаваемой до 20 января в ФНС отчетности.

Информацию по последнему критерию, доле в уставном фонде, берут согласно сведений учредительных документов. Достаточно ознакомиться с записью о том, каков состав учредителей в организации (документ «Решение об учреждении») или воспользоваться сведениями из ЕГРЮЛ.

Так как все вышеуказанные источники информации в обязательном порядке имеются в налоговой службе, отдельной подготовки и подачи дополнительных документов для признания статуса не требуется.

Таблица

Сводная информация о критериях отнесения к малой форме бизнеса выглядит в таблице следующим образом:

Показатель Максимальное значение
Участие в уставном фонде сторонних организаций в лице государственных, муниципальных, религиозных, общественных образований и фондов Не более 25,0%
Общая доля привлечения в уставной капитал иностранных инвестиций Не более 49,0%
Общая доля организаций, не относимых к числу форм малого или среднего бизнеса Не более 49,0%
Среднее количество сотрудников за прошедший год Не превысило 100 работников
Общая сумма доходов, включая внереализационные Не превысило 800 миллионов рублей за год

Если предпринимателем был избран патентный способ налогообложения, его деятельность автоматически приравнивается к форме микропредприятия.

При частичном соответствии параметрам существуют определенные правила приравнивания организации к малому предприятию.

Если доход, полученный организацией, соответствует установленному по закону критерию о доходах, а численность работников — в пределах показателя по микроорганизациям, определение статуса происходит на основании принятия наибольшего значения (ст. 4 ФЗ №29-ФЗ, 24.07.2007 г.). Таким образом, организация будет отнесена к категории малого бизнеса.

Льготы для малого бизнеса

Российским налоговым законодательство организованы меры по предоставлению налоговых и иных льгот данной категории бизнеса.

Субъекты РФ, муниципальные образования предусматривают льготные условия по аренде помещений, а также льготные тарифы налогообложения в пределах своих компетенций и с учетом конкретной ситуации на местах.

К числу льгот, на которые вправе рассчитывать малое предприятие, относят:

  • ускоренная амортизация основных фондов (оборудование, станки, недвижимое имущество) влечет за собой снижение налогооблагаемой базы;
  • льготные ставки по НДС при заключении лизинговых соглашений;
  • более простая схема выкупа объектов недвижимости, оформленной в аренду.

Для малого бизнеса сохраняется право выбора системы начисления налогов, включая и общую схему. Данная возможность имеет особое значение, если среди контрагентов организации имеются предприятия, требующие работы с НДС и уменьшения выплат по данному налогу. В данном случае упрощенная система налогообложения теряет свою привлекательность, вне зависимости от степени выгоды и удобства для отчетности ввиду отсутствия необходимости в уплате налога с прибыли, с имущества, НДС.

Льготирование не распространяется на уплату НДФЛ и социальные отчисления.

Для малого предприятия предусмотрен выбор формы уплаты налога с чистого дохода (6%-ный налог) или с доходов минус расходы (15% от разницы) в зависимости от предпочтений организации. Данный вид налогообложения заменяет необходимость налога на прибыль.

Следует учесть, что лишь отдельные виды расходов могут быть отнесены к вычитаемым при исчислении налога затратам без использования показателя «прочие расходы». Данный перечень расходов находится в зоне особого контроля со стороны налоговой службы в процессе проверки деятельности фирмы.

Налоговые каникулы

Особый вид льгот, в применении которого заинтересовано большое количество малых предприятий, представляет собой льгота «налоговые каникулы».

Единственным ограничивающим фактором является тот факт, что лишь вновь созданные организации, причисленные к малому предпринимательству, могут рассчитывать на предоставление отсрочки.

Фактически, налоговые каникулы представляют собой освобождение малого предприятия от необходимости уплаты налогов в течение первых двух лет своей деятельности. Порядок реализации и условия предоставления данной льготы остается в ведении региональных властей. К примеру, в московском регионе предусмотрено обнуление налоговой ставки в рамках данной программы для 30 различных видов предпринимательской деятельности.

Развитие предпринимательства

Положение малого и среднего бизнеса такого, что их число к 2020 году насчитывало около 5,6 миллионов по России (примерно 3,5 миллиона оформлено в виде ИП, и еще 1,8 миллиона – в виде микроорганизаций). Процент, относящийся на долю малых предприятий, совсем незначителен- около 235 тысяч организаций.

На 2020 год в РФ ситуация с развитием выглядит следующим образом: зарегистрировано около 5,8 миллионов организаций, относящихся к малой и средним формам бизнеса. Численность микропредприятий составило 95,0% от общего числа.

Обязательный аудит

Прохождение обязательного аудита призвано защитить интересы общества от недобросовестности некоторых предпринимателей. В некоторых случаях без обращения к аудиторской компании не обойтись.

Законом закреплено право обращения к аудиторской организации предприятий, список которых установлен статьей 5 закона №307-ФЗ.

Регламент проведения аудиторской проверки установлен законом №44-ФЗ в 2013 году.

Применительно к российскому законодательству, под аудитом понимается выполнение мероприятий по проверке достоверности подаваемых сведений, с выражением независимого аудиторского мнения в письменном заключении.

Обязательный аудит вменяется в обязательства организаций, а его неисполнение влечет за собой ответственность в рамках закона. В качестве предмета проверки выступает отчетность по бухгалтерии. Аудит призван не только выявить нарушения и несоответствий, но и помочь оптимизировать процесс налогового учета организации.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий