Оформление нового сотрудника – довольно кропотливый процесс, который требует специальной подготовки. Со стороны работодателя этим занимается отдел кадров. Менеджер по персоналу обязан проверять все документы, представленные потенциальным сотрудником организации.
Примером таких документов могут служить:
- паспорт;
- свидетельство об образовании;
- СНИЛС и т.д.
Сотрудникам, которые пришли устраиваться на работу в компанию, нужно учитывать, что представление ложных документов или информации может повлечь уголовную ответственность.
После того, как все представленные документы будут проверены, а также будет вынесено решение о найме сотрудника, начальником отдела кадров готовится приказ об оформлении сотрудника, и на него должно быть заведена личная карта работника, которые используются с целью учета персонала.
Также на основании этих карт составляется картотека персонала. Расположение карточек зависит от количества работников в организации. Они группируются либо по структурным подразделениям, либо по алфавиту.
Что это за документ
Личная карта сотрудника – это специальный документ, который создается для систематизации информации в отделе кадров о каждом сотруднике организации.
Эта карточка имеет форму, которая устанавливается трудовым законодательством:
Форма Т-2 | Используется при оформлении большинства сотрудников. |
Форма Т-2ГС | Может использоваться только для оформления работников на госслужбу. |
Форма Т-4 | Предназначена при оформлении на работу научных сотрудников. |
В ней содержится вся доступная информация о работнике. На каждого сотрудника личная карта оформляется один раз, а хранится весь период его работы на предприятии. Менеджер по персоналу указывает в ней все действия, которые касаются владельца карточки: поощрение, больничный, отпуск, перемещение и т.д. Все внесенные изменения должны подтверждаться росписью сотрудника.
Несмотря на то, что существует унифицированная форма личной карты сотрудника, многие специалисты спорят насчет того, какой вид она должна иметь. Многие утверждают, что предприятие может само выбирать форму, но такая позиция противоречит законодательству.
Процесс оформления личной карты работника начинается после того, как руководителем организации был подписан приказ о найме сотрудника.
Основания для заполнения формы Т-2
Основанием, для того, чтобы начать заполнение личной карты работника являются такие документы:
- приказ о зачислении;
- паспорт;
- трудовая книжка;
- СНИЛС;
- свидетельство об образовании;
- ИНН;
- военный билет;
Документы, необходимые для оформления сотрудника, могут меняться в зависимости от организации, в которую устраивается человек. Отдел кадров вправе потребовать любую информацию, касающуюся работника.
Вся предоставленная информация используется для составления личного дела и личной карты. Если существует необходимость, то менеджер по персоналу может задавать дополнительные вопросы.
Перед подписанием личной карты сотрудник вправе с ней ознакомиться. Вести личные карты сотрудников можно как на электронном, так и на бумажном носителе. Этот вопрос решается руководителем организации.
Образец заполнения штатного расписания на год можно посмотреть здесь.
Какая информация указывается?
Многие специалисты считают, что любой сотрудник должен уметь составлять личную карту. Главным отличием такой карты от личного дела является то, что она – упрощенный вариант организации всех сведений о вновь поступившем сотруднике. Также они должны быть заведены на всех работников, вне зависимости от его должности, в то время как личные дела не обязательно заводить для вспомогательного персонала.
В личной карте работника должна быть указана такая информация:
- Вся информация о сотруднике, примером является: Ф.И.О., информация о месте и дате рождения, указывается гражданство, уровень образования, полученная специальность, место проживания, сведения о составе семьи. При устройстве на некоторые должности, отделу кадров могут еще потребоваться сведения о близких родственниках и наличие судимости у них.
- Информацию о воинском учете.
- Информация по процессу работы. Например, о приеме на работу, перемещении, повышении квалификации, об отпусках и увольнении.
Порядок заполнения личной карты работника
Личная карта сотрудника заполняется в течение всего времени работы. Некоторые сведения вносятся при поступлении на работу, часть добавляется в рабочем процессе, а завершается ведение личной карты введением реквизитов постановления об увольнении.
Особенности личной карты сотрудников состоят в следующем:
- вносимые в нее сведения должны быть документально подтверждены;
- некоторые данные сотрудников подлежат кодированию, а необходимые шифры берутся их классификаторов;
- личные карты содержат данные, разглашение которых сотрудниками кадровой службы запрещено;
- личная карта обязательно подтверждается подписями владельца.
Если личная карточка оформляется с использованием программ, к примеру, как 1С, то необходимые коды будут подобраны автоматически. Табельный номер личной карты будет ей присвоен в день принятия на работу сотрудника и не может быть изменен.
Графа, называющаяся «Алфавит» предназначается для систематизации документации в общей папке. В графе «Характер» указывается постоянная ли работа или же временная.
Образец
Новичкам, при оформлении личной карты лучшим помощником будет служить уже составленный образец, который довольно просто найти на просторах интернета.
Личные карты формы Т-2 состоят из нескольких разделов, подразделяющихся на пункты:
Первый раздел | Сюда вносятся общие данные о сотруднике:
В следующих пунктах указывается информация о стаже работы. В завершении первого раздела указывается реквизиты паспорта, адрес регистрации, а также номер телефона для связи. Этот раздел содержит данные о договоре предприятия с сотрудником. Как говорилось выше, шифры, необходимые при оформлении карты можно узнать в соответствующих источниках. Все данные берутся из представленных документов. |
Второй | Предназначается для мужчин и включает в себя информация о воинском учете. |
Третий | Таблица о поступлении на работу и перемещении. Здесь должна быть указана должность вновь поступившего работника, его зарплата, основание для принятия. В этом разделе также ставится подпись работника. |
Четвертый и пятый | Имеет название «Аттестация». Он заполняется, так же как и 5 раздел, имеющий название «Повышение квалификации», уже во время работы. Сюда вносятся все данные об обучении работников, полученной специальности, повышении их квалификации. |
Шестой | Вносятся данные о переподготовке сотрудников, а также основания, на которых переподготовка была произведена. |
Седьмой | Включает все награды и поощрения, которые были присуждены сотруднику. Обязательно должен быть указан номер и дата приказа о награждении. |
Восьмой | Сюда включается вся информация об отпусках. Также там указывается период отпуска и приказ, на основании которого сотрудник пошел в отпуск. |
Девятый | Здесь должны быть указаны социальные льготы, и порядок их предоставления работнику. |
Десятый | Завершающим разделом личной карты является информация об увольнении. Начальником отдела кадров вносятся данные об уходе работника в день увольнения. В конце документа ставится его подпись и подпись владельца личной карты. |
Бланк для скачивания
Несмотря на условное название «Личная карта», этот документ состоит из нескольких страниц, которые содержат тематические блоки и скрепляются между собой.
Ниже, для примера, приведен фрагмент 1 раздела личной карты формы Т-2, а полный бланк этой формы можно найти в интернете:
Унифицированная форма № Т-2
Утверждена Постановлением Госкомстата России
от 05.01.2004 № 1
Код | |||
Форма по ОКУД | 0301002 | ||
по ОКПО | |||
(наименование организации)
Когда составлена | Табельный номер | Идентификационный номер налогоплательщика | Номер страховки | Алфавит | Характер работы | Разновидность работы | Пол |
Личная карточка работника:
- I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Трудовое соглашение | номер | |
дата |
1. Ф.И.О |
Код | |||||||||||
2. Дата рождения | |||||||||||
3. Место рождения | по ОКАТО | ||||||||||
4. Гражданство | по ОКИН | ||||||||||
5. Знание иностранного языка | по ОКИН | ||||||||||
по ОКИН | |||||||||||
6. Образование | по ОКИН | ||||||||||
Хранение
Процесс хранения личных документов персонала регламентируется законодательством. Они должны храниться в специальных папках для хранения бумаг. Личные дела и приказы о найме на работу хранятся порознь с личными карточками, так же как и документы действующих и уволенных сотрудников.
Поскольку в таких документах содержатся персональные данные каждого сотрудника, хранить их нужно в помещении, недоступном для посторонних людей и желательно в шкафу, который бы закрывался на ключ.
Храниться подобные документы должны в течение всего времени работы сотрудника, после того, как он ушел с работы, они 1 год хранятся в отделе кадров, а потом будут переданы в архив на хранение в течение 75 лет. Любую документацию желательно хранить в темном и сухом помещении, чтобы минимизировать вероятность их порчи.
Об оформлении и оплате декретного отпуска в 2020 году читайте здесь.
А о том, как правильно оформить и оплатить учебный отпуск — следующая статья.