На сегодняшний день практически все предприниматели периодически подвергаются всевозможным проверкам со стороны налоговой службы, однако при этом многие не понимают, как проводится данная процедура и в чем она заключается.
На самом деле лучше заранее разобраться в том, как правильно проводится налоговая проверка для того, чтобы быть готовым к тому, какие именно показатели подвергаются проверке, и при этом понимать, что входит в полномочия сотрудников налогового органа.
Однако действующее законодательство постоянно меняется, в связи с чем даже многие опытные специалисты не знают об особенностях, которые предусматривает налоговая проверка в 2020 году.
Существующие виды
Первым видом можно назвать неналоговые проверки, которые осуществляются в случае использования контрольно-кассового оборудования, проверяя его работоспособность и соответствие установленным требованиям. Помимо этого, налоговые органы также могут проводить детальную проверку производства и оборота алкогольной и других видов продукции.
Стандартное ведение деятельности налоговых органов заключается в камеральной проверке, которая представляет собой детальное изучение деклараций, поданных налогоплательщиком, а также других документов, на основании которых рассчитываются и выплачиваются налоги. Помимо этого, специалисты могут также проверять другие документы, которые есть у налогового органа и которые показывают детали деятельности плательщика.
При этом стоит отметить, что если камеральная проверка проводится в любом случае, то выездные проверки чаще всего осуществляются внезапно, так как даже не предусматривают по закону необходимость предупреждения об их проведении налогоплательщика. Под такой проверкой предусматривается целый ряд действий, направленных на проведение проверки учетной и другой первичной бухгалтерской документации, а также любых других документов, которые могут потребоваться для того, чтобы удостовериться в законности ведения деятельности налогоплательщика.
В частности, такие выездные проверки осуществляются в том случае, если по требованию государственных органов налогоплательщик не подал необходимые документы.
Также проводится встречная проверка, которая предусматривает сопоставление нескольких экземпляров аналогичной документации. Таким образом, проводить подобный анализ органы могут только по отношению к той документации, которая оформляется в нескольких экземплярах, и в частности, это касается поступления и отпуска материальных ценностей.
Экземпляры документов располагаются в разных компаниях или структурных подразделениях какой-то одной организации, но в случае правильного отражения хозяйственной деятельности все они будут иметь аналогичное содержание, так как в противном случае их должны оформлять в одном экземпляре.
Помимо этого, существует еще несколько отдельных видов проверок:
Комплексная | Предусматривает проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности компании за конкретный промежуток времени касательно всех вопросов, касающихся соблюдения действующих норм законодательства. |
Тематическая | Включает в себя проверку определенных нюансов финансово-хозяйственной деятельности компании, и проводится только при наличии такой необходимости. |
Целевая | Проверка, направленная на анализ соблюдения деятельности компании норм налогового законодательства, принятым для конкретного направления или определенным операциям. |
Внезапная | Отдельная разновидность выездной проверки, которая не предусматривает необходимость отправки обязательного уведомления налогоплательщику. |
Контрольная | Проводится для того, чтобы определить корректность проведения ранее выполненной проверки. |
Повторная | Осуществляется по тем же видам налогов и по тем же периодам, по которым ранее уже проводилась налоговая проверка. |
Новые правила и изменения
Среди ключевых изменений, внесенных в действующее законодательство, стоит выделить несколько основных пунктов:
- теперь нужно сдавать гораздо меньше документов, так как контролерам запретили требовать те данные или документы, которые уже предоставлялись ранее, а также если они уже есть в официальных реестрах;
- гораздо проще оформлять жалобы на государственных служащих, так как это можно сделать с помощью личного кабинета, расположенного на официальном сайте налоговой службы;
- решение налоговой службы может приостанавливаться, так как с лета 2020 года можно не исполнять вынесенное решение до того момента, пока оно обжалуется;
- отсутствует штраф за первое нарушение, и представителям малого и среднего бизнеса вместо этого выносится предупреждение;
- предоставляется меньше времени на подачу возражений, и теперь их нужно оформлять в течение десяти рабочих дней;
- при проведении проверки теперь будет поступать на порядок больше запросов, и в частности, это касается дополнительных сведений по имеющимся налоговым льготам;
- бумажная документация не принимается от тех организаций, которые обязаны сдавать отчетность по НДС в электронном виде;
- информация из ЕГРЮЛ будет подвергаться более частой проверке.
Помимо всего прочего, с 2020 года контролем предоставляется право приостановить государственную регистрацию компании при проведении проверки данных, внесенных о ней в ЕГРЮЛ, но сделать это можно на срок до одного месяца.
Порядок проведения
Несмотря на то, что камеральные и выездные проверки проводятся в разном порядке, можно выделить несколько основных этапов, на основании которых можно примерно понять формат проведения таких процедур:
- Ознакомление работников проверяющих органов с документацией компании, причем, если при камеральной проверке анализируется только декларация, то при выездной ознакомляются с полным пакетом документов.
- Налогоплательщику направляется требование о предоставлении нужного пакета документов, что всегда предусматривается в случае выездной проверке, но при камеральной требуется только в том случае, если будут определены какие-либо ошибки в декларации.
- Проводится изучение документации, предоставленной плательщиком, после чего направляются запросы о проведении каких-либо мероприятий налогового контроля.
- Оформляется результат проведенной проверки с оформлением необходимых документов.
- Возражения налогоплательщика рассматриваются уполномоченными лицами налоговых органов и в судебном порядке.
- Проводятся дополнительные мероприятия, направленные на налоговый контроль.
- Заканчиваются дополнительные мероприятия.
Образец заполнения бухгалтерской справки можно найти на этой странице.
Требования к выездной налоговой проверке
Налоговые инспекторы стараются получить максимум документов, и действующее законодательство не устанавливает каких-либо четких ограничений того перечня бумаг, который ими может потребоваться. С одной стороны, это осуществляется по той причине, что сотрудники налоговых органов не должны знать определенные специфические особенности разных видов бизнеса, а с другой, нередко инспекторы требуют выдачи им абсолютно всего, сами не зная того, чего конкретно хотят.
В преимущественном большинстве случаев подача компании списка документов, составленного на двух или даже трех страницах, является неправомерным, и в данном случае объем требуемой документации должен непосредственно зависеть от того, какая именно проверка проводится у предпринимателя.
При этом стоит отметить тот факт, что с 1 июля 2020 года было принято решение сократить перечень документов, которые могут запрашивать инспекторы при проведении различных проверок, и в частности, это касается той документации, которая может быть получена не от самого предпринимателя, а от каких-либо государственных структур, и в частности, это может касаться справок об отсутствии долгов по страховым взносам и еще целого ряда других документов.
Всего под данный запрет попало более 150 документов, и с более подробным их перечнем можно ознакомиться в распоряжении Правительства №724-р, которое было издано 19 апреля 2020 года.
Камеральный контроль
Сотрудниками налоговой службы должна проводиться регулярная камеральная проверка тех организаций, которые работают на их территории, и в процессе проведения такого анализа проверяются те документы, которые были получены от самих налогоплательщиков в соответствии с действующими требованиями Налогового кодекса. Такую проверку нужно проводить сразу же после того, как отчетная документация передается сотрудникам налоговой службы, и обнаруженные ошибки уже послужат основой для того, чтобы доначислить бюджетные платежи.
Среди основных целей, для которых проводится камеральная проверка, стоит выделить:
- обеспечение контроля над соответствием деятельности компании действующего налогового законодательства;
- определение каких-либо нарушений и взыскание необходимых сумм;
- привлечение к ответственности тех лиц, которые нарушают установленные нормы действующего законодательств.
В процессе проведения камеральной проверки налоговые органы должны провести анализ предоставленных им бумаг на протяжении трех месяцев с момента поступления, причем обо всех обнаруженных несоответствиях или ошибках проверяемой компании должно быть отправлено соответствующее уведомление.
Срок для предоставления документов, которые могут потребоваться для исправления всех найденных ошибок, составляет пять дней, и в случае получения компанией убытка организация должна будет подать соответствующие пояснения инспектору в аналогичные сроки, в то время как сам он имеет право отправить приглашение представителю организации для того, чтобы получить те или иные пояснения.
О результатах проведенной проверки сотрудник налоговой службы должен оповестить свое руководство, и в случае обнаружения каких-либо существенных нарушений оформляется акт проверки и предлагается уже проведение выездной проверки.
Сравнение
Для того, чтобы понять разницу между двумя видами проверки, стоит рассмотреть их ключевые особенности:
Особенности камеральной проверки | Особенности выездной проверки |
Должна проводиться по всем сданным налоговым документам | Проводится только по определенным налогоплательщикам при возникновении такой необходимости |
Проводится непосредственно в отделении налоговой инспекции | Проводится на объекте налогоплательщика или в налоговой инспекции, если плательщик не сможет предоставить отдельное помещение |
Для проведения проверки не требуется никакой разрешительной документации | Проверка проводится только при наличии соответствующего приказа от руководителя |
Срок проведения проверки составляет три месяца с момента подачи документов | Максимальный срок проведения налоговой проверки составляет два месяца, и только в исключительных случаях она может проводиться в течение четырех или шести месяцев |
При обнаружении ошибок в предоставленных документах налогоплательщику предоставляется право предоставить какие-либо пояснения или внести корректировки в поданные документы. | В последний день проверки налогоплательщику выдается справка с указанием предмета проведенной проверки, а также ее сроков. |
Если предоставленные пояснения не удовлетворяют запросы налоговых органов, составляется акт о результатах проведенной проверки. | Акт о результатах проверки должен быть составлен в обязательном порядке вне зависимости от того, были ли найдены нарушения. |
Прочие условия
Об особенностях проведения налоговых проверок нужно знать не только сотрудникам налоговых органов, но и самим предпринимателям, так как им нужно быть готовым к различным ситуациям.
На что обратить внимание
В первую очередь, при посещении предприятия налоговыми инспекторами у ревизоров нужно спросить решение о проведении проверки и их удостоверения. Если возникают какие-либо сомнения касательно подлинности поданной документации, нужно сделать звонок в налоговую инспекцию, после чего проверить, указаны ли данные лица в решении о проведении данной проверки. Если хотя бы один из инспекторов не значится в этом документе, можно не допускать его к проведению каких-либо контрольных работ.
Отдельно стоит проверить решение на наличие каких-либо отклонений от установленных норм, так как при их наличии можно в принципе отказать в проведении каких-либо проверочных работ, но это даст только временный результат. Помимо этого, можно отказаться от проведения проверки и в том случае, если ранее уже проводилась проверка по этим вопросам за данный налоговый период.
Не стоит забывать о том, что нужно сделать копию решения, так как в противном случае вряд ли получится доказать несоответствие этого документа установленным нормам законодательства.
Сколько это будет стоить
Ежегодно налоговая служба подготавливает доклад, в котором указывает результаты проведения проверок в различных сферах бизнеса, и по состоянию 2020 года средняя эффективность каждой налоговой проверки выросла в сравнении с предыдущим годом и составляет 13.7 миллионов рублей, в то время как, к примеру, в 2013 году данная сумма составляла около 7.1 миллионов рублей. Таким образом, риск-ориентированный подход к проведению таких процедур налоговыми органами воспринимается положительно.
Конечно, средняя сумма дополнительных взысканий в размере 13.7 миллионов рублей вряд ли позволит понять точную цифру того, какие финансовые санкции стоит ждать в случае оформления выездной налоговой проверки, но при этом можно предположить ее возможные последствия для собственного бизнеса, и они могут быть достаточно серьезными.
Работа с документами
Пока налоговая проверка приостановлена, налоговые органы должны в обязательном порядке возвращать предпринимателю все подлинники предоставленных им документов за исключением тех бумаг, которые контролеры получили в процессе проведения выемки. Помимо этого, если проверяющие на этот момент располагались на территории предприятия, им нужно будет ее покинуть, закончив все ревизионные операции.
Общий срок остановки налоговой проверки может составлять не более шести месяцев, но если они не могут получить на протяжении этого промежутка времени ответ со стороны иностранного государства, предусматривается возможность продления этого срока дополнительно еще на три месяца.
При этом стоит отметить, что начать налоговую проверку уполномоченные органы могут только после того, как предоставят налогоплательщику решение о ее проведении и собственные служебные удостоверения одновременно. Другими словами, само по себе удостоверение без решения не предоставляет лицу никакого права заниматься проверкой деятельности компании.
Риск попадания в план
Список проверок оформляется сотрудниками налоговой службы на основании результатов проведенного анализа всей имеющейся у них информации, включая те сведения, которые были получены от сторонних источников.
Главной целью данной процедуры является определение возможности получения необоснованной налоговой выводы, в связи с чем можно перечислить несколько основных факторов, увеличивающих риск появления проверяющего на предприятии:
- наличие информации об уклонении от выплаты налогов или их необоснованном сокращении;
- рост затрат организации на протяжении нескольких лет;
- приближенность имеющихся показателей к крайним значениям, предоставляющим право на использование каких-либо особых систем налогообложения;
- отражение суммы затрат за указанный отчетный период с приближенным значением к сумме полученной прибыли;
- слишком большое количество соглашений с контрагентами или посредниками, которое не имеет никакого обоснования с точки зрения разумной экономической выгоды;
- сокращение общей суммы налоговых платежей ниже уровня, который является средним по аналогичным объектам;
- слишком большое количество использованных налоговых вычетов на протяжении отчетного периода;
- динамика роста затрат сильно превышает рост прибыли;
- отсутствуют какие-либо объяснения по обнаруженным несоответствиям;
- появляется информация о том, что компания занималась порчей или уничтожением финансовой документации.
Акты и решения осмотра
Если справка составляется инспекторами на территории предпринимателя сразу по окончании проведенной проверки, то акт оформляется в налоговой инспекции на протяжении двух месяцев с момента оформления справки. В акте отражаются все обнаруженные нарушения с обязательным указанием статей Налогового кодекса, предусматривающим за эти нарушения ту или иную ответственность.
После истечения пятнадцати дней с момента уведомления о представлении возражений, инспекторами материалы проверки отправляются своему руководителю или другому уполномоченному лицу, которое проводит их рассмотрение и принятие соответствующего решения в течение не более одного месяца.
После рассмотрения материалов налогоплательщик может быть привлечен к соответствующей налоговой ответственности или дополнительным мероприятиям налогового контроля.
Как связаны между собой добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль — читайте здесь.
Как правильно описать уменьшение или увеличение уставного капитала в бухгалтерском балансе — поясним вот тут.