СУОТ (Система Управления Охраной Труда) — это система управления организации, которая обеспечивает управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, непосредственно внутри организации. Польза документа заключается в том, что положение о системе управления охраной труда обеспечит всем работодателям выполнение своих обязанностей, касающихся системы управления охраной труда.
Например:
- точная формулировка положений по охране труда;
- подбор нужной структуры СУОТ на предприятии;
- составление всех необходимых мер безопасности;
- введение и оповещение всех работников по любому поводу, связанному с их безопасностью во время работ;
- подача документов в соответствующие органы.
Требования СУОТ должны соблюдаться как персоналом, так и всеми лицами, присутствующими на территории предприятия: клиенты и посетители.
Назначение
Согласно требованиям ГОСТа, любое предприятие обязано оберегать своих сотрудников, при этом не важна степень опасности работы. Следовать определенным нормам обязаны все работодатели на территории Российской Федерации.
Положение о СУОТ является обязательным документом, который регулируется определенными органами и системами. Если же сотрудник организации захочет ознакомиться с документом, то работодатель обязан его предоставить.
Законодательные нормы
Составление положения – это обязанность любого работодателя, но при этом нет никаких нормативных актов, которые точно скажут, как должен выглядеть документ. Нормативные акт не принимаются и не будут приняты ближайшее время, ведь на данный момент система работает и в настоящем виде.
Ссылаясь на Трудовой кодекс, можно с точностью заявить, что компетенция ложится на федеральные органы власти, которые должны контролировать и утверждать документы СУОТ. То есть, исходя из этого, сами власти и занимаются формированием социально-трудовых отношений и их регулированием.
Хотя такое положение не является утвержденным официально, хотя проект разрабатывается и постоянно улучшается, чтобы предстать в итоге в идеальном виде. Многие ведомства обсуждают такую возможность, определяя плюсы и минусы введения такой политики.
Однако, существуют стандартны охраны труда, которые и регулируют документ. Сюда могут включаться как стандарты, используемые на территории Российской Федерации, так и заграницей. Этот пункт уже будет зависеть полностью от работодателя.
Проект положения содержит в себе:
- Список внутрикорпоративных положений и их четко определенную структуру.
- Положения, которые определяют важность сферы охраны труда для всей фирмы. Сюда включается действующая политика и планы на будущее, цели.
- Положения, согласно которым регулируется действие системы охраны труда в организации.
- Положения, полностью контролирующие процесс погружения сотрудника в область охраны труда.
- Положения, которые управляют организацией документов и их образования в системе охраны труда на предприятии.
В феврале 2020 года произошло заседание, на котором принимали участие сразу три стороны. По итогам переговоров, было решено дорабатывать проект системы организации безопасности труда, который имеет множество неточностей и других проблем.
Самая главная причина отказа – документ бы предполагал, что любой работодатель попадает под риски, которые совершенно не оправданны. Так как функциональность и дееспособность документа была поставлена под сомнение, было решено отложить рассмотрение и дать время доработать проект.
На данный же момент любому работодателю приходится самостоятельно определять формы заполнения документа. Формирование требует времени, сил и профессиональности, ведь без специализированного подхода можно допустить ошибку, неточность, которые приведут к обесцениванию документа.
Обязательность утверждения системы управления охраны труда
С августа 2020 года, работодателям наконец-то дали примерный образец приказа СУОТ, по которому должен составляться документ. Произошло это после утверждения приказа министерства труда, который предоставил простой и правильный вариант оформления СУОТ.
СУОТ – это тот вид документов, который может заполнять и составлять сам работодатель либо же перекладывать обязанность на третьих лиц, то есть специальным организациям. Как правило, такие фирмы точно знают, как нужно составлять и заполнять документ, благодаря чему можно обойти все подводные камни, ошибки и опечатки. Предоставлять услуги могут как частные лица, так и целые компании.
САНПИН школы с изменениями на 2020 год можете скачать тут.
После утверждения приказа министерства труда к обычному СУОТ добавился также и приказ об его утверждении. Как говорится, это дополнение необходимо, чтобы показать все положения и подтвердить работоспособность и реальность систему управления охраной труда. У этого документа есть одна тонкость – приказ должен составляться с учетом мнения сотрудников либо лиц, которые могут представлять их интересы. Так можно обезопасить СУОТ, согласовав его со своими работниками.
Образец приказа о внедрении системы управления охраной труда
Приказ не дал много информации и ничего кардинально не изменил, а сам документ не имеет дополнительных требований. То есть достаточно выпустить приказ о СУОТ предприятия как отдельное распоряжение либо же ввести уже работающую для организации СУОТ со всеми ее спецификами и особенностями. Этот документ также должен подписать именно руководящее лицо.
В ходе проверок именно он станет тем человеком, на котором будет лежать вся ответственность за безопасность. Грамотно и достоверно составить СОУТ необходимо не только для работников, но и руководящего лица.
Образец приказа о внедрении СУОТ
Приказ о внедрении СУОТ имеет несколько реквизитов, которые удобнее всего делить на два вида, тем самым составляя следующую таблицу:
Общие реквизиты, заполняемые любым предприятием, в независимости от деятельности и формы управления | Название предприятия |
Дата заполнения | |
Номер приказа | |
Наименование приказа | |
Подпись руководителя, также прилагается и расшифровка | |
Указание лица, которое обязано руководить выполнением приказа и соблюдать все правила и требования, прописанные в положении | |
Специальные реквизиты, расставляемые в случае необходимости | Утверждение СУОТ и соответствующее распоряжение |
Указание лица, отвечающего за охрану труда на всем предприятии | |
Указание лица, ответственного за реализацию документации и ее грамотному внедрению в жизнь компании и работников |
При этом нет специального пункта, устанавливающего специальное правило по проставлению печати на документе. СУОТ может иметь печать, но также легко обойдется и без нее, все зависит от того, какая выбрана организация документа. Поэтому образец приказа СУОТ является только наглядным примером, отталкиваясь от которого стоит начинать создание собственного приказа.
https://www.youtube.com/watch?v=sB2w1L2lNL8
Пример Положения
Типовое положение о системе управления охраной труда на предприятии с численностью работников до 15 человек.
Такое положение допускается на предприятиях, в котором работает менее пятнадцати человек. Для такого предприятия, как и для всех других важным является выполнение всех государственных нормативов. Простым в таком положении будет то, что оно основывается на уменьшении уровней управления.
По общепринятому правилу п. 19 приказа 438Н в уровни управления охраной труда на производстве входят:
- рабочие на производстве;
- производственный участок;
- цеховой уровень;
- филиал организации;
- структурная совокупность;
- предприятие в целом.
Под каждым уровнем определяются определенные обязанности в соответствии с пп. 22-25 Типового регламента. СУОТ на производстве должен включать в себя обязанности охраны труда, которые касаются каждого работника, руководителя и мастера.
В любом из приказов в обязательном порядке должны присутствовать следующие разделы. В «Общих положениях» необходимо указывать все основания, на которых строилась система.
В качестве нормативных документов могут быть любые из них, главное, отталкиваясь от этого, прописать главные цели, а также задачи, которые будут решаться уже по мере реализации СУОТ. В качестве примера, можно взять: СУОТ для бухгалтера, принципы и цели СУОТ в детском учреждении, задачи СУОТ для унитарных предприятий и так далее.
Второй раздел называется «Политика предприятия в сфере охраны труда».
В 2020 году выбираются главные направления, например:
- Обеспечение сохранности жизни и здоровья работников.
- Развитие общества в соответствии со всеми нормами социума, закона и правовых поправок.
- Работа над реализацией целевых программ по улучшению условий труда в федеральных или отраслевых масштабах.
- Улучшение условий труда, благодаря использованию передовых технологий, оснащения и постоянному повышению квалификации каждого работника в отдельности.
- Реализация мероприятий, нацеленных на улучшение условий, которых требует охрана труда.
- Профилактика работников, защита их от несчастных случаев и других вариантов нанесения вреда здоровью.
- Расследование заболеваний, несчастных случаев, установление виновных, разработка средств по их предотвращению.
- Защита интересов работников, прописанных в нормативных документах. Сюда входят как здоровые, так и пострадавшие люди, члены семьи, родственники.
- Обязательное страхование собственных работников, для финансовой защиты от несчастных случаев или заболеваний.
- Обеспечение средствами защиты для каждого работника (средства зависят от вида деятельности предприятия), специальными помещениями за счет работодателя.
- Выплата и честная реализация компенсаций для работников, занятых в деятельности с опасными, тяжелыми или вредными условиями труда.
- Распространение условий по улучшению условий и охраны труда среди других компаний и граждан в целом.
Третий раздел строится по плану: оценка риска и мероприятия по предупреждению несчастных случаев. Четвертый раздел – контроль за действиями всей системы.
Про отпуск при рождении ребенка отцу 2020 мы подробнее поясним в этой публикации сайта.
Здесь мы расскажем про обозначения в табеле учета рабочего времени.