Современное российское налоговое законодательство с момента возникновения на рубеже 20-го и 21-го веков проходит длительный путь совершенствования и закрытия пробелов. Несмотря на политику ориентации Налогового кодекса и судебной практики на налогоплательщиков, параллельной концепцией является развитие налогового контроля — и расширением прав и полномочий налоговых органов, и вменением новых отчетных обязанностей плательщикам, и внедрением высокотехнологичных инструментов анализа информации.
Такие процессы обусловлены целями и задачами Правительства повышать эффективность налоговой системы — увеличение поступлений главным образом за счет вовлечения в облагаемую базу избегающих фискальных платежей субъектов, а не за счет поднятия ставок, введения новых сборов и налогов.
Инновационной поправкой последних лет стал проект об онлайн-кассах, радикально изменивший обязанности субъектов, занятых в торговле, и ужесточивший контроль и поток информации. Комбинация интернет-технологии и прежних принципов отчетности позволяет ФНС выйти на новый уровень в развитии налоговой системы России.
При этом, разумеется, существуют огромные проблемы отдачи для граждан и связанного с этим недовольства, поэтому многие физические и юридические предприниматели противились введению «кассовой реформы». Тем не менее, закон вступил в силу и имеет серьезные последствия для нарушителей.
Общие положения
Законопроект разрабатывался Федеральной налоговой службой при поддержке Минфина несколько лет. В 2020 году в качестве опыта в нескольких субъектах России цифровые кассы вводились в общее пользование. Результаты короткого эксперимента — он длился всего полгода — авторы проекта признали успешными, хотя в тесте были задействованы только 3 тысячи аппаратов.
После длительного периода критики другими государственными ведомствами — например, Минэкономразвития, и частными лицами, проект был принят в июле 2020 года и обрел статус федерального закона за 290-ым номером. Не являясь самостоятельным актом, он лишь внес поправки в уже существующее законодательство о контрольно-кассовой технике 2003 года под 54-ым номером и самые серьезные перемены в сфере торговли.
В чем суть нововведения — теперь все представители ритейла обязаны переходить на новый вид чековых аппаратов — онлайн-кассы, с 1 февраля 2020 года, оснащенных несколькими обязательными элементами, что позволяет в прямом эфире передавать сведения о каждой проведенной операции в инспекцию по месту учета.
Вся процедура приобретения или переоборудования ложится на налогоплательщиков и является затратной и трудоемкой. Под требования закона попали даже те субъекты, которые прежде освобождались от необходимости иметь ККТ — предприниматели, применяющие ЕНВД и ПСН.
Однако законодатель пошел на встречу представителям бизнеса и предусмотрел поэтапное вступление положений документа. Также в качестве компромисса Президент России дал указание Правительству предложить законодательный акт, который предоставит пользователям новых ККМ специальный налоговый вычет.
Основные понятия, которыми оперирует 290-ый закон:
Оператор фискальных данных | ФНС в силу внедрения новых технологий не раз прибегает к помощи электронных операторов; например, налогоплательщики, обязанные отчитываться в электронном виде, вынуждены заключать договор с оператором ЭДО для получения цифровой подписи; также и в случае нового закона пользователи ККТ заключают соглашение с лицензированной частной организацией, оказывающей услуги посредника между ККТ и инспекцией; закон возложил и на операторов ряд обязанностей, в частности, хранение информации о кассовых операциях не менее 5 лет; такие организации могут работать только после прохождения государственной аккредитации; действующий реестр ОФД также размещен на портале службы. |
Фискальный накопитель | Заменитель электронной защищенной ленты прежних аппаратов; накопитель отвечает за шифрование информации и отправку оператору. |
Фискальные данные | Сведения о расчетах по кассе. |
Период эксплуатации фискального накопителя | В законе указаны сроки пользования одним накопителем с момента его включения и активации:
А также период хранения отслужившего накопителя — 5 лет. |
Если торговец не ведет бухгалтерский учет, то процедура переоборудования пройдет для него быстрее и легче, чем для работающих с 1С предпринимателей, которым также необходимо настроить новый прибор в этой программе.
Что говорится в законе
Субъекты 290-го закона, т.е. кто обязан применять онлайн-технику:
- уже работающие с кассами плательщики согласно 54-му закону — все организации и ИП, осуществляющие расчеты, за исключением круга лиц;
- субъекты, осуществляющие продажу алкогольными напитками;
- интернет-магазины.
Что касается предпринимателей на ЕНВД и патенте, прежде освобожденным от кассовых обязанностей и ведущих расчеты путем выдачи бланков строгой отчетности, то, как упоминалось, с лета 2020 года и они переходят на онлайн-операции, но в несколько ином виде — за ними остается право работать с бланками, однако сами БСО должны соответствовать новым условиям и печататься с помощью автоматизированных аппаратов, которые по сути являются теми же онлайн-кассами.
Закон оговаривает ряд лиц, освобождаемых от ведения аппаратов нового образца:
- торговля газетами, журналами, периодикой;
- ценными бумагами;
- продажа кондуктором или водителем общественного транспорта билетов или талонов проезда;
- услуги по общественному питанию в образовательных организациях общего образования для их учеников и сотрудников;
- продажа товаров в вагонах поезда, другие виды разносных продаж — на тележке, лотке, с корзины;
- продажа на ярмарках и рынках;
- продажа мороженым и не содержащими алкоголя напитками в киосках;
- продажа из цистерн;
- сезонные продажи овощей и фруктов вразвал;
- уход за престарелыми, больными, детьми;
- ремонт обуви;
- изготовление ключей и других металлических галантерейных предметов;
- услуги по распиловке деревьев, вспахиванию полей и огородов;
- прием стеклотары;
- услуги по аренде собственной жилой недвижимости индивидуальным предпринимателем;
- услуги вокзальных носильщиков;
- услуги по осуществлению религиозных церемониях и продажа религиозных предметов на территориях, отведенных религиозным организациям;
- аптеки, расположенные в сельских фельдшерских пунктах, в которых нет других аптек.
Как видно, в перечень вошли виды хозяйствования, в которых монтаж кассы — затруднителен и нецелесообразен.
Также освобождены от ККТ лица, торгующие в труднодоступных и отдаленных территориях. Вместо этого они обязаны по запросу покупателя выдавать документ о расчете с указанием основных реквизитов сделки.
В отдаленных от связи территориях, критерии идентификации которых определены в законодательстве в сфере связи, торговцы вправе не использовать онлайн-кассы с 1 февраля 2020 года, но могут пользоваться обычными кассами на протяжении всего времени хозяйствования, если подтвердят обстоятельства работы документально.
Закон обязывает перейти на аппараты нового поколения продавцов марок и лотерейных билетов, владельцев торговых машин.
Главные моменты
Нюансы выбора
Итак, особенности инновационного кассового оборудования, которые обязательно нужно учесть при выборе или демонтаже техники:
- функция печати на чеке qr-кода, т.е. двухмерного щтрих-кода, включающего ссылку на информации по зашифрованному номеру, который можно сканировать не только кассовым сканером, но и другими приборами, например, мобильным телефоном;
- оснащен фискальным накопителем;
- настроен на канал связи с оператором фискальных данных;
- после каждой операции формирует цифровые квитанции и направляет оператору фискальных данных, а также покупателю — при его желании.
При этом предпринимателю необязательно приобретать новый аппарат со всеми перечисленными функциями, допустима модификация имеющейся машины. Главная задача — настроить интернет-связь.
Любая онлайн-касса — и новая, и переделанная — регистрируется в инспекции ФНС и включается в единый свод интернет-ККТ, размещенный на портале службы.
Многие предприниматели озабочены тем, как на практике будет происходить проведение расчета на интернет-аппарате — насколько процесс отличается от прежнего, сколько времени занимает считывание данных и передача оператору.
Проведение покупки через новый прибор выглядит следующим образом:
- оплата покупки, услуги, заказа;
- формирование электронной квитанции;
- запись квитанции в фискальном накопителе и присвоение реквизита — подписи;
- обработка квитанции в накопителе и передача сведений оператору;
- прием информации оператором и подача в кассу отчета о получении;
- обработка сведений оператором и направление в налоговый орган;
- по запросу покупателя — отправка квитанции на его электронный адрес или телефонный номер.
При этом клиенту выдается и бумажный чек.
Что отражается в чеке:
- название предпринимателя, организации;
- адрес покупки;
- номер чека и признак — приход, расход, возврат;
- имя кассира;
- название, количество, стоимость и цена покупки — отдельно каждого вида товара, услуги;
- НДС, стоимость с и без НДС;
- скидка;
- способ оплаты — наличный и безналичный;
- заводской номер на фискальном накопителе;
- присвоенный инспекцией аппарату номер;
- ИНН предпринимателя, организации;
- система налогообложения;
- дата и время покупки;
- номер смены;
- номер чека, фискальный признак.
Также на чеке печатается двухмерный код.
В строке адреса возможно обозначение одного из следующих:
Фактический адрес продаж | При продаже в торговой точке. |
Номер и модель машины | При торговле в транспорте. |
Адрес сайта | При интернет-продаже. |
Где можно восстановить пенсионное страховое свидетельство — читайте по ссылке.
Вовлечение в кассовый закон интернет-магазинов — еще один шаг ФНС по общему расширению налогооблагаемой базы.
Бланк заявления о регистрации ККТ:
Для интернет-магазинов
Прежде освобожденные от кассовых обязанностей онлайн-магазины теперь переходят на аппараты нового образца. Для приобретения и установки техники у них есть время до 1 июля 2020 года.
В отличие от остальных предпринимателей, владельцы электронных магазинов могут устанавливать ККТ без функции печати бумажного чека. Им достаточно отправлять электронную квитанцию — по желанию покупателя.
Инструкция для 1С
Как настроить онлайн-кассу в программе 1С:
- Установить драйвер аппарата.
- Подключить к ККМ интернет — обычно с помощью модема.
- Открыть в 1С справочник «Подключаемое оборудование».
- Определить вид — «ККТ с передачей данных».
- Программа сформирует новый компонент в списке устройств.
- Ввести все данные продавца и кассы.
- Произвести тестирование функционирования оборудования.
Далее нужно аналогичным образом добавить в программу фискальный накопитель — при монтаже абсолютно нового или замене прежнего по истечении периода эксплуатации:
- Открыть окно «Операции с фискальными накопителями».
- Выбрать опцию «Регистрация».
- Ввести необходимые данные, проверить автоматически отраженные сведения; здесь возможно добавление дополнительного специального режима.
Как и прежде, возможна настройка установленных элементов, перерегистрация, доступны меню смен кассиров, установка передачи электронных квитанций на абонентские номера или электронные адреса, формирование корректировочных чеков и т.п.
Особенности санкций
Налоговые санкции для нарушителей норм 54-го закона существовали и прежде, теперь к ним прибавилась ответственность за несоблюдение новых сроков перехода на аппараты последнего образца.
Так, предприниматели и компании, ведущие торговлю без кассы — как новой, так и старой, привлекаются к штрафам, размер которых зависит от общей суммы операций, проведенных без ККМ.
Вторичное нарушение кассового законодательства ведет к приостановлению деятельности лица и отстранению от должностных обязанностей руководителей хозяйственного субъекта.
Нарушение новых требований 290-го закона пока предусматривает предупреждения плательщиков и твердые размеры неустойки.
Обязательство перехода на онлайн-кассы с 1 февраля 2020 года
Постепенное введение массовой обязанности работать с инновационными аппаратами началось с текущего года.
1 февраля — лимит для пользователей успеть зарегистрировать старое оборудование. После этой даты налоговые органы прекращают прием документов по ККТ без передачи данных. Однако за предпринимателями, пользующимися ими, сохраняется право на дальнейшую работу с имеющейся техником до июля года.
Что стоит учитывать
Подробный алгоритм
Регистрация электронной ККТ возможна не только в инспекции по месту постановки на учет, но и в любом налоговом органе на территории страны.
Для того, что инспекция приняла документы для записи аппарата, обязательно необходимо предварительно заключить договор с оператором фискальных данных. Без предъявления такого соглашения нет смысла идти в налоговую. Также следует удостовериться в наличии имеющихся моделей аппарата и накопителя в реестрах ФНС.
Также требованием ФНС является наличие договора со службой сервиса — либо это компания, у которой приобретен аппарат, либо сторонняя организация.
Необходимо произвести все действия для работы ККМ — наличие интернет-соединения, обновления программы, снятие с учета прежней, обычной кассы — для этого обращаются в ЦТО машины, снимают электронную ленту и затем направляют заявление о снятии в налоговый орган.
Дальнейшие действия:
- Заполнить заявление о регистрации ККТ — его форма КНД 1110061 утверждена ФНС.
- Сдать в инспекцию одним из способов — лично, по почте, по ТКС.
- Получить ответ инспекции и присвоенный регистрационный номер.
- Внести в фискальный накопитель данные продавца, полученный номер, настройки операций.
- Отправить в инспекцию отчет о регистрации — формируется в программе автоматически.
- Получить в ответ от ИФНС карточку о регистрации; инспекция обязана выслать карточку в течение 5 дней после получения отчета.
Также доступен «старый» способ регистрации, когда владелец аппарата в назначенный день привозит ККТ вместе со специалистом службы сервиса для фактической проверки.
Принцип работы и сроки
Закон предусматривает следующие этапы перехода:
- введение закона с 2020 вместо 2020 года;
- с 1 января 2020 года — закон обрел юридическую силу;
- с 1 февраля — прекращается регистрации старых касс и замена электронных контрольных лент;
- с 31 марта — обязательный переход на аппараты нового поколения всеми торговцами спиртными алкогольными напитками;
- с 1 июля — все обязанные вести ККТ обязаны переоборудовать либо установить новые аппараты;
- с 1 июля 2020 года — пользователи специальных режимов в виде патента и «вмененки» переходят на онлайн-кассы в виде автоматизированных аппаратов по бланкам строгого отчета.
Преимущества смены
ФНС выделила неоспоримые для государства достоинства перемены:
- оптимизация правовой системы в сфере потребления — покупатели получают больше доказательных фактов для охраны своих прав и интересов;
- в силу удаленного контроля — общее уменьшение иных контрольных мероприятий;
- оптимизация поступлений налогов и сборов в бюджеты России;
- реальное отражение операций предпринимателя.
https://www.youtube.com/watch?v=niraoNgrfsg
Штрафы
Градация санкций в зависимости от количества нарушений и суммы операций без использования ККМ:
Юридическое лицо | Должностные лица | Предприниматель | |
Нарушение в первый раз | От 30 тыс. рублей до ¾ или полной суммы продаж без ККТ | От 10 тыс. рублей до ¼ либо ½ суммы продаж без ККТ | |
Вторичное и более нарушнеие | Блокирование деятельности на 90 дней | Отстранение от должности на 1-2 года | Блокирование деятельности на 90 дней |
Штрафы за другие неправомерные действия:
Юридическое лицо | Предприниматель | |
Не выдана квитанция или бланк пассажиру транспорта | 30 тыс. рублей | 10 тыс. рублей |
Нарушение срока или игнорирование требования налоговой инспекции представить документы через канал ККТ | 5-10 тысяч рублей либо предупреждение | 1,5-3 тыс. рублей либо предупреждение |
Не выдан чек покупателю — как бумажный, так и цифровой | 10 тыс. рублей или предупреждение | 2 тыс. рублей или предупреждение |
Не соблюдаются правила работы с ККТ | 5-10 тыс. рублей или предупреждение | 1,5-3 тыс. рублей или предупреждение |
Нарушены требования к ККТ или правилам ее регистрации | 5-10 тыс. рублей или предупреждение | 1,5-3 тыс. рублей или предупреждение |
Как видно из таблиц, санкции оборачиваются не только штрафами, но и замораживанием деятельности, что является крайне убыточной ситуацией для любого представителя ритейла, связанной как с падением выручки, так и с потерей клиентов и конкурентоспособности на рынке. В силу таких последствий каждого торговому субъекту требуется изучить 54-ый закон РФ в последней редакции и соблюдать его положения.
Образец заполнения формы расчета суммы экологического сбора смотрите здесь.
В нашей статье указаны регионы участники пилотного проекта ФСС России.