Отчетность на предприятии
Любой коммерческий деятель вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом, должен в обязательном порядке подавать государственным органам различную отчетность, подтверждающую ведение им деятельности в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом стоит отметить тот факт, что в законах сегодня прописано достаточно большое количество норм и правил, в соответствии с которыми нужно подавать отчетность различным компаниям, а также указан перечень норм, которые могут применяться в случае несоблюдения установленных требований.
Именно поэтому всем организациям лучше заранее разобраться в том, какую нужно составлять отчетность и как ее правильно подавать.
Определение понятия
Отчетность представляет собой систему связанных между собой характеристик, отражающих условия и результаты ведения деятельности определенной компании, а также составляющих элементов на протяжении истекшего периода.
Оформление отчетов представляет собой окончательный этап учетного процесса, в связи с чем указанная документация включает в себя обобщающие итоговые показатели, отраженные в конце отчетного периода посредством проведения соответствующей обработки информации текущего учета.
В этой документации могут указываться как качественные, так и количественные показатели в натуральном или ценовом выражении, причем достаточно важно учитывать тот факт, что отчетная информация в принципе не может отражать какие-либо хозяйственные операции, которые отсутствуют в учетной документации, в связи с чем именно поданная отчетность является наиболее важным источником сведений, на основании которых проводится процедура анализа и принятия ответственных решений.
По объему отчетность распределяется на общую и частную. Последняя категория включает в себя данные о результатах деятельности определенная структурной единицы компании или же об отдельных направлениях деятельности и результатах по определенным географическим регионам, в то время как общая отчетность позволяет узнать только обобщенную информацию о деятельности компании.
В зависимости от назначения документация бывает внутренней или внешней. В данном случае внешняя отчетность используется для того, чтобы проинформировать заинтересованные компании или физических лиц о том, как ведет свою деятельность указанное предприятие и в каком оно находится финансовом положении. Внутренняя же отчетность обосновывается необходимостью ведения корректного внутреннего управления различными процессами.
В зависимости же от периода отчетность может быть годовой или периодической. Если оформление документации осуществлялось на какую-либо дату посреди года, то в таком случае ее принято называть периодической, в то время как годовая подается только по результатам деятельности компании в течение календарного года.
Значение в управлении организацией
В условиях современной рыночной экономики финансовая отчетность представляет собой ключевой источник информации, с помощью которого могут приниматься обоснованные управленческие решения. Одним из наиболее важных требований к принятию тех или иных управленческих решений является использование каких-либо фактов, имеющих отношение к финансовому положению компании и результатов той деятельности, которую она ведет,и все эти факты указываются в информации из бухгалтерского учета. Таким образом, финансовая отчетность представляет собой конечный продукт ведущегося в компании бухгалтерского учета, и в системе управления она используется самыми разными пользователями.
Внешние пользователи в данном случае включают в себя две группы, то есть сюда входят все лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в получении информации о деятельности указанной компании. Первая группа включает в себя собственников компании, а также кредиторов, инвесторов и всевозможных контрольных учреждений и прочих компаний, которые относятся к настоящим или же потенциальным партнерам указанной организации.
Собственники с помощью отчетности определяют сумму прибыли компании, а также могут понять, как изменяется собственный капитал организации. Кредиторы могут использовать данные из отчетности для того, чтобы определить, насколько надежным и выгодным будет решение о внесении инвестиций в указанную компанию, в то время как налоговые органы занимаются обеспечением контроля над информацией о рассчитанных и перечисленных налоговых выплатах.
Потенциальные партнеры организации и те лица, которые уже состоят с ней в близких деловых отношениях, могут оценить ее приблизительное финансовое положение, прогнозируют динамику стоимости, а также могут искать какие-то новые инструменты для сотрудничества.
Вторая группа же в преимущественном большинстве случаев включает в себя тех людей, которые имеют косвенный интерес к деятельности компании, так как защищают интересы лиц из первой группы. В частности, это касается всевозможных фондовых бирж, аудиторских и консультационных компаний, информационных агентств и еще целого ряда других представителей различных сфер деятельности.
Формы и состав отчетности
Стандартная отчетность компании должна включать в себя следующие данные:
- бухгалтерский баланс;
- информация по всей полученной прибыли компании и ее затратам;
- различные приложения;
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение.
Формы же, в которых подается указанная документация, сами по себе являются следующими:
1 | Включает в себя пассивы и активы, которые должны совпадать между собой по итоговым показателям. Активы включают в себя подробную информацию об имуществе компании, в то время как пассивы перечисляют общую сумму капитала и задолженности перед всеми указанными кредиторами. |
2 | Отчетность о доходах и затратах. Отражает финансовые результаты компании, достигнутые ей на протяжении отчетного периода, то есть как именно она получала прибыль, в каком размере и при каких затратах. |
3 | Изменения капиталов, включая резервный, добавочный и уставной. |
4 | Отчетность о передвижении средств, то есть не только самих денег, но и всех основных средств, которые впоследствии при необходимости могут переводиться в финансы. |
5 | Приложения. |
6 | Отчетность, подтверждающая целевое использование полученных денег. Данная отчетность подается только теми компаниями, которые относятся к категории некоммерческих. |
https://www.youtube.com/watch?v=RYsNJSFqLww
Особенности составления
В данном случае наиболее важная документация – это баланс и отчетность о финансовых результатах компании, в то время как все остальные бумаги нужно подавать в зависимости от деятельности конкретной компании и типа ее организации. После оформления соответствующей отчетности она должна в обязательном порядке подписываться руководителем компании, и только после проведения этой операции ее можно будет считать окончательно оформленной. Подача отчетности осуществляется в службу статистики и Налоговую службу.
При этом стоит отметить тот факт, что заполнение отчетности должно осуществляться в полном соответствии с установленными требованиями, а именно:
- все документы должны заполняться исключительно на русском языке, а все показатели указываются в рублях – официальной валюте России;
- информация должна указываться в тысячах без указания каких-либо десятичных значений;
- не предусматривается возможность внесения в документацию соответствующих корректировок или подчистки данных;
- в обязательном порядке данные должны согласовываться с коэффициентами, зарегистрированными в предыдущих периодах;
- в обязательном порядке на составленной отчетности должна стоять подпись уполномоченного директора компании или бухгалтера;
- хранение документации осуществляется на протяжении пяти лет как минимум.
В некоторых ситуациях при утрате документов или некорректной работы бухгалтеров может потребоваться восстановление соответствующей документации, которое чаще всего проводится посторонними предприятиями или же новыми сотрудниками, которые недавно были приняты на работу.
Процедура восстановления начинается с оценки имеющейся документации и определения объема бумаг, которых не хватает. После этого осуществляется сверка с Налоговой службой и соответствующими внебюджетными фондами, а также документация сверяется с контрагентами, вследствие чего подается запрос на получение копий недостающих бумаг.
В конечном итоге документация подготавливается и отчетность, которая не была сдана, передается государственным контрольным органам.
Финансовый анализ работы предприятия
Результаты оценки хозяйственной операций компании для вкладчиков и других заинтересованных лиц являются крайне важными, и в частности, это документация является даже более важной по сравнению с балансом организации.
Обуславливается такая значимость тем, что проверка отчетности включает в себя не какие-то одномоментные, а динамические данные о тех результатах, которых компания достигла на протяжении определенного промежутка времени, а также там можно найти информацию о том, за счет каких факторов удалось достичь указанных показателей и насколько масштабной является деятельность организации.
Указанная документация позволяет приблизительно понять возможные тенденции развития указанного субъекта, а также его возможности как на данный момент, так и в ближайшем будущем.