2015 год ознаменовался принятием закона, предполагающего создание специализированного реестра представителей малого и среднего препирательства. Создание ресурса возложено на налоговые органы.
Внесение данных в реестр о потенциальных претендентах на поддержку государства или исключение таких лиц из ресурса происходит на основании следующей информации: данные ЕГРИП или ЕГРЮЛ, сведения об организации (количество сотрудников, доходе и бухгалтерской отчетности) и прочие данные.
Каковы особенности и порядок процедуры внесения организации в реестр и каким критериям должен соответствовать потенциальный участник ресурса, претендующий на поддержку государства?
В чем заключается польза
Реестр субъектов малого предпринимательства необходим для исключения маленьких организаций из планов проверок неналоговых структур.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что для маленьких организаций с 2020 года было заложено начало трехлетних надзорных каникул. Соответственно неналоговые проверки в 2020 году больше не будут их касаться. К примеру, организация больше не столкнется с проверками пожарной или трудовой инспекции, а также санэпидстанции.
Но существуют исключения. К примеру, проверке подлежат компании, относящиеся к образовательным или здравоохранительным сферам, а также предприятия, работа которых классифицируется как опасная.
Запрет на регулярные проверки не коснулся также тех предприятий, которые в течение последних 3 лет лишались лицензии или были наказаны государственными структурами за всевозможные грубые нарушения общепринятых норм.
Более того, единый реестр позволит получить сведения о том, является ли предприятие претендентом на субсидии или участие в государственных закупках по льготам. К примеру, малые организации могут рассчитывать на более лояльные условия ведения учета. Им не нужно устанавливать кассовый лимит, отчетность сдается по упрощенной форме.
Общие характеристики и требования
Единый реестр представляет собой размещенный в открытом доступе ресурс, содержащий информацию о представителях малого и среднего бизнеса.
Представленный ресурс позволит получить его участникам и государственным органам следующие преимущества:
- минимизация затрат участников реестра и государственных структур при подтверждении статуса малых и средних организаций;
- сэкономить временные ресурсы крупных организаций при поиске потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг;
- создать условия надзорных каникул для участников общего реестра;
- улучшить качество мер социальной помощи для представителей малого и среднего бизнеса.
Для внесения данных в реестр, гражданину необходимо подать документы и заявления в Центр предпринимательства. При соответствии предприятия установленным критериям, оно будет внесено в общий реестр.
На что стоит обратить внимание
Нововведение вызвало множество вопросов у потенциальных участников реестра. Представителям малого и среднего бизнеса необходимо ознакомится с особенностями общего реестра для принятия участия в государственной поддержке.
Положения закона
В соответствии с установленными нормами, ведение реестра должно быть реализовано федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет контроль и надзор за соблюдением действующего Налогового Кодекса.
Реестр субъектов малого предпринимательства должен содержать следующую информацию:
- название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- ИНН налогоплательщика;
- адрес юридического лица или частного предпринимателя;
- дата внесения данных о представителях малого и среднего предпринимательства в реестр;
- категория участника реестра;
- данные о том, что участник реестра является заново созданными юр. лицом или предпринимателем;
- информация о лицензиях компании;
- данные о кодах по общепринятому классификатору разновидностей экономической деятельности (при наличии указание продукции, отнесенной к инновационной или высокотехнологической);
- данные о лицах, принимающих участие в программах партнерства между юрлицами, которые выступают в качестве заказчиков товаров или услуг;
- данные, о предстоящих контрактах участника реестра.
Признаки участников
Субъекты малого предпринимательства характеризуются наличием следующих общих признаков:
- Уставной капитал должен быть сформирован в соответствии с установленными нормами (долевое участие субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должно превышать 25%, а доля лиц, не относящихся к субъектам малого бизнеса должна составлять не более 25%).
- Среднее количество работников, за прошлый год не должно превышать пределы установленных норм:
- строительная, транспортная и промышленная сфера – 100 сотрудников;
- сельскохозяйственная и научная сфера – 60 человек;
- сфера обслуживания и продаж – 30 работников;
- оптовые продажи товаров и прочие сферы – 50 сотрудников.
- Юридическое лицо должно выступать в качестве коммерческой организации (создано в форме товарищества, кооператива).
Основные критерии
Для того чтобы организация была внесена в реестр, она должна пройти соответствие на наличие ряда критериев.
Как выглядит должностная инструкция руководителя обособленного подразделения — смотрите вот тут.
Среди них выделяют следующее:
- доля участия в уставном капитале государственных органов, благотворительных, религиозных и прочих организаций должна насчитывать не более 25%;
- общее количество зарубежных юридических лиц в уставном капитале не должно превышать 49%;
- количество участия компаний, не относящихся к малому или среднему предприятию не должно быть более 49%;
- среднее количество сотрудников, за прошлый год не должно превышать установленные нормы: 15 человек – для микропредприятий, 100 человек – для малых организаций и 250 человек – для средних организаций;
- доход, от реализации продукции не должен превышать установленный лимит: 120 млн. рублей – для микроорганизаций, 800 млн. рублей – для малых организаций и 2 млрд. рублей – для средних организаций;
- случаи, когда юр. лица выступают в качестве АО, акции должны быть отнесены к ценным бумагам высокотехнологичной сферы экономики;
- юридическое лицо учувствует в проекте «Сколково».
Рекомендации по документам
Для включения организации в реестр субъектов малого предпринимательства гражданам необходимо подготовить пакет документов и подать его в Центр развития предпринимательства Москвы или другого города на территории России.
Статус лица подающего заявление | Общий пакет документов | Документация необходимая для сверки данных заявления |
Юр. лица по общей системе налогообложения |
|
|
Юр. лица по системе УСН |
|
|
Частные предприниматели |
|
Как происходит реестр субъектов малого предпринимательства
Реестр формируется на основании данных о прибыли средней численности сотрудников, индивидуальных предпринимателей, сведений ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также информации от прочих государственных служб.
В реестр могут войти лишь те организации, которые прошли оценку на соответствие установленным критериям.
Говоря о техническом аспекте формирования реестра, необходимо отметить, что данные в реестре обрабатываются в автоматическом режиме, благодаря объединению информации, хранящейся на различных информационных потоках.
В дальнейшем информация, хранящаяся в реестре будет обновляться каждый год в августе, на основе тех данных, которыми будут располагать налоговые службы. Кроме того, ежемесячно определенные сведения в базе обновляются. Речь идет о или об утративших статус новых участников реестра.
Законодательными нормами не предусмотрен порядок проверки корректности предоставляемых данных. Участники реестра самостоятельно несут ответственность за недостоверную информацию, а уполномоченные органы лишь проверяют данные налогового отчета.
Прочие возможности
Пройдя регистрацию в реестре у представителей малого и среднего бизнеса открываются новые возможности, позволяющие выгодно вести экономическую деятельность.
Поиск в базе данных
Главной задачей реестра является создание профессионального учета поддержки государственных органов, оказанной представителям малого и среднего предпринимательства. Ресурс включает в себя полный перечень данных о том, на каком основании и в каком объеме оказывается поддержка гражданам.
В реестре размещены следующие данные:
- название органа, оказывающего помощь;
- данные об индивидуальном предпринимателе (ФИО, адрес, регистрационный номер и прочее);
- разновидность, форма и размер предоставляемой помощи;
- сроки предоставления помощи;
- ИНН налогоплательщика;
- данные о нарушении условий получения и дальнейшего использования государственной помощи.
На официальном сайте реестра получатель сможет проверить наличие своей записи и форму предоставляемой государством помощи. Поиск можно осуществлять по ИНН, разновидности помощи или по календарному периоду. Данные вводятся в соответствии с последними 50 принятыми решениями.
Положенные льготы
Участники реестра вправе претендовать на льготы. Прежде всего, они имеют возможность не устанавливать кассовый лимит, храня в кассе любую сумму наличных денежных средств.
В том случае, если организация не отказалась от лимита, она вправе сделать это в любое удобное время. Для этого достаточно выдать соответствующий приказ от руководителя.
Если организация своевременно не отменила лимит, необходимо проследить за тем, чтобы остаток в кассе не был превышен установленным законом нормам. В противном случае владельца предприятия ожидает штраф размером 50 тыс. рублей. В качестве исключения выступают дни выдачи заработной платы.
Участникам реестра доступны и другие льготы.
Среди них можно выделить следующее:
- ведение упрощенной бухгалтерской отчетности;
- подача меньшего пакета документов в налоговые органы;
- оплата регионального налога по сниженному тарифу;
- отмена неналоговых проверок.
Подробный алгоритм
Посетив официальный сайт реестра, граждане смогут найти всю актуальную информацию об участниках ресурса, их статусе, а также предоставляемых льготах.
Для поиска информации достаточно выполнить следующие действия:
- Для поиска организации в отведенное поле нужно ввести наименование, ИНН, ОГРН или ОГРИП.
- На сервисе будут выведены результаты поиска, пользователю необходимо загрузить выписку.
Реестр также можно применять для поиска потенциальной клиентской аудитории или поставщиков товаров и услуг. Для этого достаточно воспользоваться расширенным поиском, сделав выборку по разновидностям интересующей деятельности.
- для поиска потенциальной клиентской аудитории нужно открыть расширенный поиск;
- перед пользователем будет открыта выборка, в которой нужно отметить интересующую его информацию.
В том случае, если гражданин не нашел свои данные в реестре, ему необходимо отправить запрос налоговой службе для проверки информации. Для этого достаточно зайти в раздел «информация по работе с реестром» и выбрать соответствующую графу.
Отсюда вы сможете скачать образец приказа о закрытии обособленного подразделения.
Читайте также, как правильно оплатить систему Платон.