Проблема недофинансирования бюджета РФ становится все острее на фоне наступающего финансового кризиса. При отсутствии эффективных решений по развитию и модернизации экономики, правительство стремится пополнить казну с помощью создания новых источников финансирования. В большинстве случаев этими источниками являются новые налоги и сборы.
Одним из таких источников, вызвавшем широкий резонанс в обществе, стало повышение тарифов системы «Платон». Эта система призвана измерять километраж поездок большегрузных автомобилей, чтобы в дальнейшем взимать с водителей компенсации за ущерб причиненный автодорогам. Оплачивать данный налог нужно в личном кабинете на сайте системы.
Общество неоднозначно восприняло последние новости о «Платоне». Многие частные перевозчики рассматривают повышение, как попытку выдавить их с рынка перевозок, и готовятся к длительным акциям протеста.
Но существует и альтернативное мнение о том, что митинг водителей вызван их нежеланием терять деньги, оплачивая сборы с нелегальных, серых перевозок. Подробное рассмотрение устройства системы «Платон» поможет составить взвешенное и адекватное мнение.
Общие моменты
Сам «Платон» представляет собою автоматизированную систему сбора платы за проезд большегрузных автомобилей по дорогам федерального пользования. Комплекс включает в себя бортовое устройство (БУ), которое устанавливается в автомобиль.
БУ оснащено модулем ГЛОНАСС и GPS, благодаря которым он может отслеживать перемещение грузовика. Устройство выдается водителю на условиях безвозмездной аренды и может быть использовано только в конкретном автомобиле — БУ нельзя переставить на другое авто.
Взимание денежных средств с водителя может производиться двумя путями:
Автоматически | Водитель заводит расчетный счет в системе, на котором должен иметься постоянный положительный баланс, «Платон» будет отслеживать пройденный маршрут и в автоматическом режиме списывать со счета нужную сумму. |
С помощью маршрутной карты | Водитель может приобрести на сайте или в терминале оплаты маршрутную карту. В этом документе указываются данные транспортного средства и планируемый маршрут, стоимость карты равна стоимости километража маршрута. В этом случае бортовое устройство будет просто контролировать соответствие реального пройденного пути тому, что указан в маршрутной карте. |
Еще при внедрении системы активно шли дискуссии о том, на какие машины распространяется «Платон». Появлялась информация, что в систему также включена возможность обслуживания легкового транспорта и малотоннажных грузовиков. Но на сегодня «Платон» устанавливают на грузовой транспорт массой свыше 12 т.
Вводя систему в 2020 году правительство рассчитывало проводить ежегодное плановое повышение тарифов. Планировалось увеличение и в 2020 г. Изначально стоимость за км должна была повышаться в два этапа: в феврале до 2,61 руб. за км и в июне до 3,06 руб.
Но в начале года стало известно, что Минтранс планирует единовременное повышение тарифа до 3,06 руб. в апреле 15 числа. Такие известия многие дальнобойщики встретили волной возмущения.
Главные введения и реакция на них
Новые тарифы
Обоснование изменения существующих тарифов, по информации от Минтранса, заключается в необходимости дальнейшего развития дорожной сети РФ. За счет увеличения притока денежных средств планируется включить в федеральную программу по ремонту дорог новые регионы.
Остро стоит вопрос и о ремонте мостов, развязок и других объектов инфраструктуры, отремонтировать которые самостоятельно регионы не могут, по причине малых бюджетов.
Перечисленные планы по ремонту дорог и инфраструктурных объектов требуют резкого повышения тарифов. Ранее (2016 г.) правительство уже пыталось изменить цену одного километра, но акции протеста среди водителей на фоне нестабильности в государстве и соседних странах вынудили Минтранс отложить меры. Будут ли протесты против повышения тарифа до 3,06 руб. в 2020 г. пока неизвестно.
Протесты среди водителей
С самого начала введения в эксплуатацию системы «Платон» кампания отличалась резкой оппозицией большинства дальнобойщиков. Забастовки носили перманентный характер, иногда принимая особо активные формы. Так в ноябре 2020 года была проведена первая всероссийская забастовка дальнобойщиков.
Во множестве регионов России сотни водителей большегрузных автомобилей выехали на дороги и обочины. В результате образовались километровые пробки. Свои требования бастующие обозначили на транспарантах, также президенту РФ было направлено видеообращение. Акция продолжалась до середины декабря.
Несмотря на массовость забастовки и сочувствие большинства граждан бастующим, официальные власти проигнорировали основное требование дальнобойщиков о проведении референдума по вопросу введения системы «Платон». Весной 2020 года забастовки, хоть и в меньших масштабах, возобновились, впрочем также без особого успеха.
Скачать форму типового трудового договора вы можете в этой статье.
Многие дальнобойщики, ранее выступавшие на акциях протеста против «Платона», считают, что весной 2020 г. не стоит ожидать массовых выступлений, и на то есть несколько причин:
- Во-первых, среди водителей окончательно утвердилось мнение, что акция протеста, как инструмент давления на власти РФ, малоэффективна. Люди поняли, что митинги не имеют никакого воздействия на правительство, а идти на более радикальные меры водители не готовы.
- Во-вторых, система Платон в 2020 году фактически находится в тестовом режиме и не может нормально функционировать. Пока не установлены рамки контроля, которые будут фиксировать отсутствие на грузовиках следящего оборудования, водители продолжат ездить без включенного трекера.
В чем заключаются минусы
Некоторые политики высказывали мнения о преждевременности повышения расценок на Платон в 2020 году. Например, депутат Виталий Ефимов, входящий в комитет Госдумы по вопросам транспорта, считает, что увеличение тарифа лучше отложить до стабилизации ситуации в экономике страны. По его мнению высокие тарифы на фоне продолжающегося экономического кризиса утянут на дно более 400 малых предприятий. Но в то же время Ефимов не отрицает необходимости самого «Платона», ссылаясь на позитивный опыт внедрения подобных систем в странах ЕС.
Определенным минусом, по мнению управляющего «Грузавтотранспорт» Владимира Матягина, является отсутствие полной регистрации всех большегрузных автомобилей в РФ. Этот факт приводит к тому, что ответственные водители, регулярно вносящие денежные средства в систему, вынуждены оплачивать недостачи своих нерадивых коллег.
Отмечается и недостаточная оперативность в оснащении автомобилей техническими средствами. Еще в самом начале процесса внедрения технологии очередь на получение приборов достигала трех дней. Сегодня, благодаря принятым мерам, время получения трекера сократилось, но все таки остается довольно продолжительным (порядка 3-4 часов).
Сказывается на эксплуатации системы и то, что она фактически запускалась без тестового режима, обкатка технологии происходила во время эксплуатации. В итоге постоянно возникали проблемы технического характера.
Система могла неправильно учесть протяженность маршрута, мог прийти ошибочный штраф за нарушение и прочее. Ситуацию усугубляло то, что происходило все это в высокий сезон, когда нагрузка на транспортников максимально высокая.
Штрафные санкции
Еще одним поводом к недовольству водителей грузовиков стало введение штрафов, величина которых может составлять существенные суммы.
При этом штрафы налагаются не только в случае отсутствия устройства в автомобили, но и в следующих ситуациях:
- если устройство будет отключено, поломано или его работа блокируется иным способом, и диспетчер не получает данные о перемещении автомобиля;
- в том случае, если грузовой автомобиль отправился по маршруту отличному от указанного в маршрутной карте;
- если на счету в системе «Платон» отсутствуют денежные средства, но автомобиль продолжает движение.
Величина штрафа зависит от типа участника системы, ими могут быть:
Наемные водители | Для водителей по найму предполагаются штрафы в размере 5 тыс. руб. |
Частные предприниматели | Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа — 40 тыс. руб. |
Компании | Штраф, налагаемый на предприятие за нарушения правил, равняется 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн. руб. за второе. |
Отсутствие бортового устройства «Платон» или его нерабочее состояние фиксируются либо специальными мобильными системами контроля, либо стационарными контрольными рамками.
Пока что средства обнаружения довольно малочислены, и с эффективным выявлением нарушителей они явно не справляются — нередки ситуации, когда водители, ни разу не включавшие систему, никогда не получали штраф.
Но такая ситуация не продлится долго: в план развития «Платона» входит построение мощной системы контроля за нарушителями, рамки будут устанавливать на большинстве оживленных участков федеральных трасс.
Влияние на бюджет
Измененные тарифы Платон в 2020 по прогнозам экономистов окажут существенное влияние на формирование бюджет ремонта дорог. Изначально при введении системы был применен понижающий коэффициент 0,41 от базовой ставки системы в 3,73 руб. за км.
При планируемом повышении коэффициента до 0,82 ставка составит 3,06 руб. за км. В пояснительной записки Минтранса содержалось обоснование повышения, заключающееся в невозможности полноценного финансирования дорожных фондов регионов. При сохранении старых тарифов общий объем вырученных средств в 2020 г. составил бы 19,7 млрд. руб., чего явно недостаточно.
В то время как при повышении тарифа до 3,06 руб. за км расчетная сумма поступлений за 2020 г. составит целых 33 млрд. руб, а в прошедший 2020 г. при существующем коэффициенте 0,41 удалось собрать 22,9 млрд. руб.
Собранные за 16-й год деньги были направлены ремонт и реконструкцию различных инфраструктурных объектов дорожного хозяйства. Также часть этих средств была направлена на ремонт дорог регионального значения.
Этапы изменения тарифов Платона в 2020 году
Размер тарифа будет изменяться единовременно до 15 апреля 2020 года. При этом периодическая индексация все еще будет отсутствовать, хотя ранее ее планировали ввести 1 июня 2020 года, но затем срок перенесли на весну 2020 г. (март или апрель).
Сколько будет составлять величина тарифа после индексации — пока неизвестно.
Возможные последствия
В случае если двукратное увлечение тарифов в 2020 году не отменят, то многие эксперты прогнозируют резкое сокращение доли малых и средних компаний на рынке перевозок. Высокие расценки сделают нерентабельным содержание небольших автопарков.
В свою очередь сокращение количества перевозчиков приведет к монополизации рынка, из-за чего существенно вырастет средняя расценка на транспортные услуги, а также средняя цена на товары в магазинах.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все видят в «Платоне» только негативные стороны. В введение системы есть и своя логика. Большая часть разрушительного воздействия (около 56%) на дорожно полотно федеральных трасс производится большегрузными фурами.
В то время как количество грузовиков составляет только 30% от всего потока автомобилей на трассах. В итоге складывается ситуация, когда за ущерб от фур расплачиваются водители легковых автомобилей.
Аргумент с повышением цен тоже не вполне оправдан. Далеко не все группы товаров перевозятся автомобильным транспортом по федеральным трассам, в основном это строительные материалы. Да и сумма повышенного тарифа имеет мизерную долю в составе общей цены продукта. Основной расход при транспортировке это плата за топливо.
Также владельцы транспортных средств, зарегистрированных в «Платоне», имеет право получить вычет из транспортного налога. Данные о поступивших в систему платежах операторы передают в налоговую службу.
При подаче водителем декларации ему будет сделан вычет из транспортного налога, а в случае, если сумма средств от «Платона» превышает размер налога, то налогоплательщик фактически освобождается от его уплаты.
Отсюда вы можете подробнее узнать о сроках уплаты торгового сбора в 2020 году.
Возможна ли замена штрафа на предупреждение по административному делу — мы расскажем вот тут.
Он не уточнил, когда упомянутые решения по повышению тарифа «Платона» будут обсуждаться в правительстве.