Чем характерна система Платон в 2020 году

Чем характерна система Платон в 2020 году

Проблема недофинансирования бюджета РФ становится все острее на фоне наступающего финансового кризиса. При отсутствии эффективных решений по развитию и модернизации экономики, правительство стремится пополнить казну с помощью создания новых источников финансирования. В большинстве случаев этими источниками являются новые налоги и сборы.

Одним из таких источников, вызвавшем широкий резонанс в обществе, стало повышение тарифов системы «Платон». Эта система призвана измерять километраж поездок большегрузных автомобилей, чтобы в дальнейшем взимать с водителей компенсации за ущерб причиненный автодорогам. Оплачивать данный налог нужно в личном кабинете на сайте системы.

Общество неоднозначно восприняло последние новости о «Платоне». Многие частные перевозчики рассматривают повышение, как попытку выдавить их с рынка перевозок, и готовятся к длительным акциям протеста.

Но существует и альтернативное мнение о том, что митинг водителей вызван их нежеланием терять деньги, оплачивая сборы с нелегальных, серых перевозок. Подробное рассмотрение устройства системы «Платон» поможет составить взвешенное и адекватное мнение.

Общие моменты

Сам «Платон» представляет собою автоматизированную систему сбора платы за проезд большегрузных автомобилей по дорогам федерального пользования. Комплекс включает в себя бортовое устройство (БУ), которое устанавливается в автомобиль.

БУ оснащено модулем ГЛОНАСС и GPS, благодаря которым он может отслеживать перемещение грузовика. Устройство выдается водителю на условиях безвозмездной аренды и может быть использовано только в конкретном автомобиле — БУ нельзя переставить на другое авто.

Взимание денежных средств с водителя может производиться двумя путями:

Автоматически Водитель заводит расчетный счет в системе, на котором должен иметься постоянный положительный баланс, «Платон» будет отслеживать пройденный маршрут и в автоматическом режиме списывать со счета нужную сумму.
С помощью маршрутной карты Водитель может приобрести на сайте или в терминале оплаты маршрутную карту. В этом документе указываются данные транспортного средства и планируемый маршрут, стоимость карты равна стоимости километража маршрута. В этом случае бортовое устройство будет просто контролировать соответствие реального пройденного пути тому, что указан в маршрутной карте.

Еще при внедрении системы активно шли дискуссии о том, на какие машины распространяется «Платон». Появлялась информация, что в систему также включена возможность обслуживания легкового транспорта и малотоннажных грузовиков. Но на сегодня «Платон» устанавливают на грузовой транспорт массой свыше 12 т.

Вводя систему в 2020 году правительство рассчитывало проводить ежегодное плановое повышение тарифов. Планировалось увеличение и в 2020 г. Изначально стоимость за км должна была повышаться в два этапа: в феврале до 2,61 руб. за км и в июне до 3,06 руб.

Но в начале года стало известно, что Минтранс планирует единовременное повышение тарифа до 3,06 руб. в апреле 15 числа. Такие известия многие дальнобойщики встретили волной возмущения.

Главные введения и реакция на них

Новые тарифы

Обоснование изменения существующих тарифов, по информации от Минтранса, заключается в необходимости дальнейшего развития дорожной сети РФ. За счет увеличения притока денежных средств планируется включить в федеральную программу по ремонту дорог новые регионы.

Остро стоит вопрос и о ремонте мостов, развязок и других объектов инфраструктуры, отремонтировать которые самостоятельно регионы не могут, по причине малых бюджетов.

Перечисленные планы по ремонту дорог и инфраструктурных объектов требуют резкого повышения тарифов. Ранее (2016 г.) правительство уже пыталось изменить цену одного километра, но акции протеста среди водителей на фоне нестабильности в государстве и соседних странах вынудили Минтранс отложить меры. Будут ли протесты против повышения тарифа до 3,06 руб. в 2020 г. пока неизвестно.

Особенности системы Платон

Протесты среди водителей

С самого начала введения в эксплуатацию системы «Платон» кампания отличалась резкой оппозицией большинства дальнобойщиков. Забастовки носили перманентный характер, иногда принимая особо активные формы. Так в ноябре 2020 года была проведена первая всероссийская забастовка дальнобойщиков.

Во множестве регионов России сотни водителей большегрузных автомобилей выехали на дороги и обочины. В результате образовались километровые пробки. Свои требования бастующие обозначили на транспарантах, также президенту РФ было направлено видеообращение. Акция продолжалась до середины декабря.

Несмотря на массовость забастовки и сочувствие большинства граждан бастующим, официальные власти проигнорировали основное требование дальнобойщиков о проведении референдума по вопросу введения системы «Платон». Весной 2020 года забастовки, хоть и в меньших масштабах, возобновились, впрочем также без особого успеха.

Многие дальнобойщики, ранее выступавшие на акциях протеста против «Платона», считают, что весной 2020 г. не стоит ожидать массовых выступлений, и на то есть несколько причин:

  • Во-первых, среди водителей окончательно утвердилось мнение, что акция протеста, как инструмент давления на власти РФ, малоэффективна. Люди поняли, что митинги не имеют никакого воздействия на правительство, а идти на более радикальные меры водители не готовы.
  • Во-вторых, система Платон в 2020 году фактически находится в тестовом режиме и не может нормально функционировать. Пока не установлены рамки контроля, которые будут фиксировать отсутствие на грузовиках следящего оборудования, водители продолжат ездить без включенного трекера.

В чем заключаются минусы

Некоторые политики высказывали мнения о преждевременности повышения расценок на Платон в 2020 году. Например, депутат Виталий Ефимов, входящий в комитет Госдумы по вопросам транспорта, считает, что увеличение тарифа лучше отложить до стабилизации ситуации в экономике страны. По его мнению высокие тарифы на фоне продолжающегося экономического кризиса утянут на дно более 400 малых предприятий. Но в то же время Ефимов не отрицает необходимости самого «Платона», ссылаясь на позитивный опыт внедрения подобных систем в странах ЕС.

Определенным минусом, по мнению управляющего «Грузавтотранспорт» Владимира Матягина, является отсутствие полной регистрации всех большегрузных автомобилей в РФ. Этот факт приводит к тому, что ответственные водители, регулярно вносящие денежные средства в систему, вынуждены оплачивать недостачи своих нерадивых коллег.

Отмечается и недостаточная оперативность в оснащении автомобилей техническими средствами. Еще в самом начале процесса внедрения технологии очередь на получение приборов достигала трех дней. Сегодня, благодаря принятым мерам, время получения трекера сократилось, но все таки остается довольно продолжительным (порядка 3-4 часов).

Сказывается на эксплуатации системы и то, что она фактически запускалась без тестового режима, обкатка технологии происходила во время эксплуатации. В итоге постоянно возникали проблемы технического характера.

Система могла неправильно учесть протяженность маршрута, мог прийти ошибочный штраф за нарушение и прочее. Ситуацию усугубляло то, что происходило все это в высокий сезон, когда нагрузка на транспортников максимально высокая.

Штрафные санкции

Еще одним поводом к недовольству водителей грузовиков стало введение штрафов, величина которых может составлять существенные суммы.

При этом штрафы налагаются не только в случае отсутствия устройства в автомобили, но и в следующих ситуациях:

  • если устройство будет отключено, поломано или его работа блокируется иным способом, и диспетчер не получает данные о перемещении автомобиля;
  • в том случае, если грузовой автомобиль отправился по маршруту отличному от указанного в маршрутной карте;
  • если на счету в системе «Платон» отсутствуют денежные средства, но автомобиль продолжает движение.

Величина штрафа зависит от типа участника системы, ими могут быть:

Наемные водители Для водителей по найму предполагаются штрафы в размере 5 тыс. руб.
Частные предприниматели Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа — 40 тыс. руб.
Компании Штраф, налагаемый на предприятие за нарушения правил, равняется 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн. руб. за второе.

Отсутствие бортового устройства «Платон» или его нерабочее состояние фиксируются либо специальными мобильными системами контроля, либо стационарными контрольными рамками.

Пока что средства обнаружения довольно малочислены, и с эффективным выявлением нарушителей они явно не справляются — нередки ситуации, когда водители, ни разу не включавшие систему, никогда не получали штраф.

Но такая ситуация не продлится долго: в план развития «Платона» входит построение мощной системы контроля за нарушителями, рамки будут устанавливать на большинстве оживленных участков федеральных трасс.

Влияние на бюджет

Измененные тарифы Платон в 2020 по прогнозам экономистов окажут существенное влияние на формирование бюджет ремонта дорог. Изначально при введении системы был применен понижающий коэффициент 0,41 от базовой ставки системы в 3,73 руб. за км.

При планируемом повышении коэффициента до 0,82 ставка составит 3,06 руб. за км. В пояснительной записки Минтранса содержалось обоснование повышения, заключающееся в невозможности полноценного финансирования дорожных фондов регионов. При сохранении старых тарифов общий объем вырученных средств в 2020 г. составил бы 19,7 млрд. руб., чего явно недостаточно.

В то время как при повышении тарифа до 3,06 руб. за км расчетная сумма поступлений за 2020 г. составит целых 33 млрд. руб, а в прошедший 2020 г. при существующем коэффициенте 0,41 удалось собрать 22,9 млрд. руб.

Собранные за 16-й год деньги были направлены ремонт и реконструкцию различных инфраструктурных объектов дорожного хозяйства. Также часть этих средств была направлена на ремонт дорог регионального значения.

Этапы изменения тарифов Платона в 2020 году

Размер тарифа будет изменяться единовременно до 15 апреля 2020 года. При этом периодическая индексация все еще будет отсутствовать, хотя ранее ее планировали ввести 1 июня 2020 года, но затем срок перенесли на весну 2020 г. (март или апрель).

Сколько будет составлять величина тарифа после индексации — пока неизвестно.

Возможные последствия

В случае если двукратное увлечение тарифов в 2020 году не отменят, то многие эксперты прогнозируют резкое сокращение доли малых и средних компаний на рынке перевозок. Высокие расценки сделают нерентабельным содержание небольших автопарков.

В свою очередь сокращение количества перевозчиков приведет к монополизации рынка, из-за чего существенно вырастет средняя расценка на транспортные услуги, а также средняя цена на товары в магазинах.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все видят в «Платоне» только негативные стороны. В введение системы есть и своя логика. Большая часть разрушительного воздействия (около 56%) на дорожно полотно федеральных трасс производится большегрузными фурами.

В то время как количество грузовиков составляет только 30% от всего потока автомобилей на трассах. В итоге складывается ситуация, когда за ущерб от фур расплачиваются водители легковых автомобилей.

Аргумент с повышением цен тоже не вполне оправдан. Далеко не все группы товаров перевозятся автомобильным транспортом по федеральным трассам, в основном это строительные материалы. Да и сумма повышенного тарифа имеет мизерную долю в составе общей цены продукта. Основной расход при транспортировке это плата за топливо.

Также владельцы транспортных средств, зарегистрированных в «Платоне», имеет право получить вычет из транспортного налога. Данные о поступивших в систему платежах операторы передают в налоговую службу.

При подаче водителем декларации ему будет сделан вычет из транспортного налога, а в случае, если сумма средств от «Платона» превышает размер налога, то налогоплательщик фактически освобождается от его уплаты.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий

  1. Геша

    Он не уточнил, когда упомянутые решения по повышению тарифа «Платона» будут обсуждаться в правительстве.

    Ответить