Из чего состоит типовое положение о системе управления охраной труда

Охране труда посвящен X раздел Трудового кодекса, регламентирующий основные направления политики работодателей в этой сфере. Там же прописаны основные требования законодателей, предъявляемые к тем, кто предоставляет работу гражданам.

Сам кодекс начал работать с 2001 года. Основной текст постоянно пополнялся и менялся, в соответствии с требованиями времени. Последние изменения вступили в силу в 2020 году. В августе 2020 широкие обязанности работодателей по охране труда, изложенные в кодексе были систематизированы в одном документе – Типовом Положении о системе управления охраной труда.

Парламентарии составили справочный документ, полагая, что благодаря ему, работа по созданию СУОТ на каждом предприятии будет понятна и оптимизирована. Положение показывает, как объединить между собой все требования и меры по их достижению, чтобы достичь целей в сфере охраны труда.

Главные моменты

Типовое положение о системе управления охраной труда позволяет разработать механизм, который будет полностью отвечать правовым требованиям и гарантирует гражданам защиту жизни и здоровья в период работы.

Оговорки по закону

СУОТ представляет собой набор взаимосвязанных элементов, позволяющих объединить все процессы охраны труда в единую структуру. Основанная на современном опыте управления система позволяет эффективно использовать данные для оценки, анализа, сбора информации, планирования и контроля в области охраны труда. Такой принцип позволяет оптимально применять систему в повседневной работе предприятий и оперативно реагировать на непредвиденные ситуации.

Зоной применения типового положения являются все объекты, принадлежащие работодателю. Требования документа обязательны для каждого из работников, а также иных лиц, которые находятся на территории предприятия.

Стандартизированная форма положения — это образец, показывающий направление создания собственного документа. Каждый работодатель должен самостоятельно разработать положение о СУОТ, основываясь на законодательстве и своей области профессиональной деятельности.

Документ распределен на несколько категорий, которые взаимосвязаны и являются обязательными:

  • формирование общей политики работодателей по охране труда;
  • определение должностных лиц, ответственных за охрану труда в организациях;
  • комплекс мер, направленных на достижение необходимых условий труда и предотвращающий риски;
  • способ планирования применения данных мер;
  • действия, в случаях аварий, профессиональных заболеваний и иных внештатных ситуаций;
  • систематизацию документооборота в сфере СУОТ.

Обязанность организовать СУОТ и ответственность за её работу возлагается на работодателя. Пытаясь помочь руководителям составить индивидуальную систему управления охраной труда, законодатели предлагают, базировать разработку на изданном документе, воспользовавшись его структурой и основными положениями.

Индивидуальное требование

Отсутствие общей формы, обязательной для исполнения обусловлено тем, что работа каждого предприятия индивидуальна, зависит от сферы деятельности, количества сотрудников и множества других факторов. Именно поэтому, стандартное положение лишь показывает пример составления данного документа.

При создании следует учитывать:

  • типовое положение о СУОТ;
  • трудовое законодательство;
  • специфику работы предприятия;
  • достижения в области науки и практики, применение которых возможно в сфере обеспечения безопасности сотрудников и охраны труда;
  • стандарты и руководства, разработанные на международном, национальном и межгосударственном уровне;
  • рекомендации Международной организации труда, касающиеся системы управления и безопасности производства.

Наличие специалиста по охране труда обязательно на любом предприятии. Если сотрудников больше 50, Минтруда настаивает на выделении уполномоченных лиц, количество которых соответствует количеству участков предприятия.

Например: предприятие в целом, его филиал, отдельное структурное подразделение, цех, бригада и т.д. Строго разделение по участкам не нормируется, и остается на усмотрение администрации предприятия.

Обязанности таких уполномоченных также предлагается разделять. Ответственность должна распространяться в пределах подотчетного участка.

Специалист по охране труда может отвечать за:

  • проведение инструктажей;
  • проверку условий труда;
  • проверку рабочих мест и оборудования.

Руководитель же имеет более широкие полномочия, так как именно он:

  • определяет основную политику охраны труда;
  • нормирует часы работы и отдыха;
  • обеспечивает персоналу страховку;
  • гарантирует те права сотрудников в сфере охраны труда, которые положены по закону;
  • обеспечивает соблюдение норм и правил СУОТ.

При создании индивидуального документа о СУОТ следует помнить, что процедуры, которые позволят соблюдать требования трудового законодательства, являются его неотъемлемой частью.

Так должны быть строго прописаны мероприятия, направленные на:

  • обучение персонала в сфере охраны труда;
  • ознакомление сотрудников с профессиональными рисками;
  • оценку условий работы;
  • контроль над состоянием здоровья персонала;
  • профилактику ситуаций, потенциально опасных для здоровья персонала.

Для организаций, в которых меньше 15 сотрудников типовое положение допускает сокращение структуры СУОТ. Подобное сокращение может коснуться только разделов управления и не должно повлиять на уменьшение полномочий в рамках остальных категорий документа.

Функции СУОТ

Утверждение типового положения о системе управления охраной труда

Новое типовое положение о СУОТ было утверждено приказом Минтруда от N 438н от 19.08.2016 года.

Утвердить положение позволили:

  • статья трудового кодекса №209, описывающая основные понятия охраны труда;
  • статья трудового кодекса №211, устанавливающая нормативы по охране труда;
  • федеральные законы №1 от 2002 г. (ст.3), №27 от 2006 г. (ст.2878), №30 от 2008 г. (ст. 3616), №27 от 2011 г. (ст.3880), №30 от 2011 г. (ст.4590), №52 от 2013 г. (ст.6986), №26 от 2012 г. (ст.3528), №32 от 2020 г. (ст.4499).

Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции 13.10.2016 под номером 44037.

Отдельные уточнения

В зависимости от специфики предприятия, содержание СУОТ будет меняться, однако основные разделы должны оставаться неизменными.

Схема для предприятия

При создании СУОТ и обеспечении её работы на предприятии необходимо создать пакет документов, которые и составят общую систему.

К ним относятся:

  1. Положение о СУОТ, отражающее общие аспекты системы.
  2. Политика охраны труда на предприятии, отражающая гарантии работодателя в обеспечении прав сотрудников, установленных государством в трудовой сфере. В документ входят:
    • раздел, отражающий следование государственным требованиям по охране труда, в области условий работы и организации рабочих мест;
    • раздел, подтверждающий обязательства работодателя по защите работников от производственных травм и охране их здоровья;
    • раздел, отражающий специфические условия, связанные с риском для жизни и здоровья сотрудников, исходя из деятельности предприятия (профессиональные риски);
    • раздел, содержащий процедуру улучшения работы СУОТ.

    Данные политики охраны труда предназначены для всех сотрудников, и любых лиц, находящихся на территории предприятия.

  3. Документ, отражающий цели предприятия, в сфере охраны труда.
  4. Документы, регламентирующие распределение обязанностей между должностными лицами, соответственно с выбранными уровнями ответственности. Реализовать работу системы можно:
    • при помощи отдельных уполномоченных сотрудников;
    • создав на предприятии службу по охране труда, обеспечивающую работу системы;
    • возложив обязанности на специалистов сторонней организации, оформив договорные отношения.

    В данной категории документов необходимо отразить должностные обязанности сотрудников, их права, квалификационные требования и т.д. При этом основную ответственность будет нести руководитель предприятия. К его обязанностям относятся:

    • соблюдение трудового законодательства;
    • создание нормативной базы и организация функционирования СУОТ;
    • обеспечение СУОТ ресурсами, необходимыми для её правильной работы;
    • распределение обязанностей по охране труда на всех уровнях предприятия, а также ответственности за их исполнение.

    Типовое положение не устанавливает конкретную ответственность работников, однако в значительной степени регламентирует создание специальной службы ОТ. Обязанности по определению численности её сотрудников и формированию структуры службы возлагаются на руководителя. Последний должен брать за основу 217 статью ТК и ФЗ, относящиеся к специалистам по охране труда. Требования к специалистам, включая их квалификацию, должны быть изложены в должностных инструкциях.

    Отразить информацию можно:

    • в положении;
    • в виде отдельных приказов, актов, и иных нормативных документах;
    • непосредственно в трудовом договоре с сотрудником или его должностной инструкции.

    Распределение обязанностей, в зависимости от участков ответственности, а также их документированная форма остаются на усмотрение руководителей предприятия.

  5. Процедуры, которые обеспечивают работу всей системы. К ним относятся:
    • профессиональная компетентность работников, ответственных за охрану труда, которую обеспечивает работодатель путем обучения и дополнительной подготовки;
    • распределение сотрудников по категориям, которые должны проходить обучение на рабочем месте, проходить дополнительную подготовку в организации, стажировку вне предприятия, а также освобожденных от необходимости обучаться (документ должен регламентировать сроки обучения, его содержание и длительность);
    • акты о создании комиссий, проверяющих условия труда, знания персонала и проводящих контроль за функционированием СУОТ;
    • документы, регламентирующие процедуру реагирования на несчастные случаи и производственные аварии, включая оказание первой помощи.

    В обязанности руководителя входит обеспечение возможности сотрудников проходить обучение ОТ. Если вопросы охраны труда возложены на сторонних лиц, следует разработать документы, устанавливающие нормы работы с ними.

  6. Документ, в котором определено планирование необходимых мероприятий, относящихся к обеспечению работы СУОТ. План должен содержать:
    • перечень всех мероприятий, включающий сроки, содержание, длительность, вариант контроля их эффективности и ответственных за каждый этап лиц;
    • источники финансирования;
    • прогноз результатов мероприятий;
    • сами результаты оценки условий работы и знаний сотрудников, установленные после анализа специальной комиссии.

    На основе плана осуществляется подготовка мероприятий, вносятся изменения, происходит их реализация.

  7. Документы, на основе которых осуществляется контроль и мониторинг работы СУОТ на предприятии, выраженные в программах, а также актах, содержащих результаты работы предприятия в сфере охраны труда.
  8. План повышения эффективности СУОТ, основанный на анализе результатов.
  9. Документы, гарантирующие обеспечение законных прав сотрудников, при авариях и несчастных случаях на производстве. Данный блок нормативов предназначен для регулирования порядка действий, в случае возникновения опасных ситуаций, профессиональных заболеваний и производственных травм.
  10. Блок нормативов, определяющий взаимосвязь всех документов, относящихся к СУОТ. Блок определяет порядок сбора и хранения данных, а также их обмена между установленными участками. В нем регулируются:
    • процедуры согласования локальных документов, возможности по внесению в них изменений;
    • процедуры регистрации и реагирования на заявления сотрудников, поступающие в рамках повышения эффективности СУОТ;
    • нормы размещения информации, связанной с ОТ, порядок её формирования и обновления, необходимые для обеспечения доступа сотрудников к актуальным данным.

Разработанные документы в рамках СУОТ не могут противоречить другим системам управления, которые действуют на предприятии.

Особенности формы

Согласно Трудовому законодательству, Положение о СУОТ должно содержать общие правила работы системы и обеспечивать взаимосвязь всех мер, направленных на охрану труда.

Положение должно иметь:

  1. Титульный лист, содержащий название документа, наименование предприятия, и перечень лиц, которыми был разработан и утвержден данный документ.
  2. Общий раздел, отражающий цели и задачи системы, нормы, на которых основано Положение, а также сроки его действия и порядок пересмотра.
  3. Раздел, указывающий лиц, ответственных за охрану труда и порядок их взаимодействия.
  4. Раздел, описывающие участки ответственности, определенные административным или иным делением.
  5. Раздел, включающий порядок прохождения обучения сотрудниками.
  6. Раздел, прописывающий критерии контроля и порядок его проведения.
  7. Перечень мероприятий, предназначенных для функционирования СУОТ.
  8. Правила и процедуры, которые должны соблюдать сотрудники при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  9. Порядок ответственности за нарушение норм СУОТ.

Скачать образец положения о системе охраны труда

В Положение могут быть включены дополнительные разделы, позволяющие регулировать специальные меры по защите труда, если работодатель видит в них необходимость. При этом отдельные нормативные документы в Положение не включаются, в его тексте отражены только ссылки на них.

Положение утверждается дирекцией и вступает в силу с момента издания приказа о СУОТ. Если на предприятии существует отдельный орган, представляющий интересы работников, необходимо утвердить Положение в нем.

Положение может содержать одно или несколько приложений. Например, журналы ознакомления сотрудников, таблицы, схемы и расчеты, связанные с охраной труда.

Типовое положение допускает привлечение к составлению индивидуальной системы охраны труда специалистов и представителей сторонних компаний.

Работодатель обязан обеспечить постоянный доступ к данной информации, разместив её в месте, доступном для всех сотрудников и посетителей предприятия.

Цели и задачи

Цели индивидуального Положения о СУОТ, а также его задачи на разных предприятиях отличаются.

Типовое положение определяет цели СУОТ, как:

  • зависящие от специфики работы предприятия;
  • предполагающие возможность количественной (измеримой) оценки их достижения;
  • достигающиеся посредством процедур Положения.

Работодатель может определить в Положении несколько целей одновременно.

Общепризнанными целями принято считать:

  • обеспечение безопасности сотрудников, охрану их жизни и здоровья;
  • гарантию соблюдения прав сотрудников, основанных на Российском трудовом законодательстве;
  • предотвращение рисков возникновения опасных ситуаций, обучение сотрудников порядку действий и гарантию возмещения вреда.

Задачи, которые позволят достичь заданных целей, изложены в типовом положении:

  • обеспечение достойных условий труда на рабочих местах, соответствующих требованиям законодательства РФ;
  • последовательное и непрерывное проведение профилактических мер, позволяющих предотвратить чрезвычайные происшествия, несчастные случаи, производственные травмы и заболевания профессионального характера (управление рисками);
  • разработка условий труда с учетом индивидуальных особенностей сотрудников;
  • последовательное и непрерывное обучение работников, позволяющее донести до них возможные риски работы, правила поведения в критической ситуации, гарантии работодателя;
  • вовлечение работников в процесс функционирования СУОТ, разработку, входящих в неё документов, повышение эффективности работы системы;
  • совершенствование и актуализация СУОТ;
  • проведение иных действий, направленных на безопасность сотрудников и охрану их жизни и здоровья.

Последний пункт позволяет дополнить задачи СУОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия.

С чего стоит начинать разработку

Процесс разработки СУОТ включает в себя несколько основных этапов:

Оценка реалий в области охраны труда на предприятии В оценку войдет:
  • аттестация рабочих мест и соответствие условий труда требованиям законодательства;
  • уровень знаний работников, касающихся ОТ (включая пройденное обучение и инструктаж);
  • наличие и состояние средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • степень опасности инструментов, оборудования и сырья, используемых на предприятии;
  • определение статуса предприятия (относится ли оно или часть работ, проводимых в рамках его деятельности к особо опасным);
  • анализ происшествий, касающихся жизни и здоровья сотрудников;
  • предложения сотрудников по ОТ.

Кроме того, потребуется детальное изучение норм трудового законодательства.

Письменное оформление результатов оценки Данный документ станет точкой отсчета для разработки СУОТ, с которой начнется совершенствование системы.
Разработка Положения о СУОТ В процессе создания документа следует:

  • включить мероприятие по обсуждению его пунктов с коллективом или его представителями;
  • создать комиссии по ОТ для разработки Положения и отдельных актов, оценке эффективности и тд.;
  • определить участки, каждый из которых будет иметь своего ответственного по ОТ;
  • избрать уполномоченных по ОТ на участках;
  • создать нормативные документы, отражающие функции уполномоченных, прописывающие процедуры СУОТ и т.д.;
  • спланировать мероприятия по ОТ.

Кроме того необходимо организовать порядок ознакомления и обмена данными.

Создать Положение о СУОТ на предприятии, подтвердив его силу приказом руководителя Таким образом, типовое положение о системе управления охраной труда определяет схему действий и возможность создать СУОТ с учетом требований ТК. Разработанное индивидуальное положение зафиксирует наличие системы управления на предприятии и станет его эффективным инструментом.

Наличие СУОТ является обязательным и проверяется федеральными и муниципальными инспекторами ОТ. При отсутствии системы управления охраны труда или наличии неактуальных данных работодатель несет ответственность, согласно КоАП. При этом сумма штрафа для юридических лиц может достигать 80 тысяч рублей, отдельно до 5 тысяч будет оштрафован руководитель предприятия.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий