Успешное ведение бизнеса предполагает постоянное развитие, которое обеспечивается планированием, прогнозированием, контролем и координацией всех процессов. Финансовый и бухгалтерский анализ, как правило, не дает комплексной картины, достаточной для оценки ситуации. Только управленческий учет на предприятии призван обеспечить полноту информации для взвешенных выводов.
Грамотная организация сбора и анализа данных на всех этапах деятельности фирмы облегчает обратную связь и гарантирует оперативное реагирование на изменения внутренней и внешней среды. От качества и полноты информации зависит эффективность управления и предприятия в целом.
Несмотря на объективную необходимость ведения управленческого учета, его внедрение сопряжено с рядом проблем и сложностью восприятия персоналом. Новые методы работы всегда вызывают противодействие системы. Важно продумать мотивацию, простоту и удобство ведения.
Суть понятия и зачем он нужен
Повышение эффективности деятельности коммерческих предприятий требует безусловной фиксации потоков. Статистика движения денежных средств и финансов сводится бухгалтерской службой. Однако для принятия решений необходимо видеть качественные составляющие предпринимательской деятельности. Мало знать сумму прибыли, необходимо понимать, какая позиция в структуре товарооборота обеспечивает ее стабильное поступление.
По определению, управленческий учет на предприятии позволяет свести воедино финансовые данные, качественную и количественную информацию о входящих и исходящих потоках сырья, товаров и ресурсов вообще. Это система, трансформирующая первичные сведения в аналитику, способствующую быстрому принятию решений и составлению достоверных прогнозов деятельности.
Организация управленческого учета не может быть стандартизирована.
Являясь одним из методов эффективного менеджмента, она зависит от многих факторов и призвана:
- соответствовать сфере деятельности предприятия и специфичным особенностям производимых продуктов, товаров или услуг;
- отражать цели и задачи, стоящие перед руководством и персоналом;
- оптимизировать обратную связь между подразделениями всех уровней, с учетом их участия и компетенции;
- обеспечивать бесперебойное функционирование системы управления предприятием и необходимую детализацию информации, требующуюся для принятия решений.
Система и организация управленческого учета зависит от администрации. Руководство самостоятельно решает, как классифицировать исходные данные, насколько детализировать затраты и доходы, как организовать контроль на предприятии и какой доступ предоставить менеджерам разного звена.
Во всем мире данные управленческого учета носят конфиденциальный характер, так как содержат сведения о составляющих коммерческого успеха предприятия.
При этом в малом и среднем бизнесе ведение управленческого учета оправданно так же, как и на уровне крупных корпораций, так как позволяет накапливать информацию для потенциальных инвесторов и кредиторов о:
- перспективных направлениях развития;
- объемах товарооборота;
- структуре прибыли;
- центрах затрат.
Для менеджмента управленческий учет – это способ:
- оперативного доступа к актуальным показателям, характеризующим деятельность предприятия;
- контроля принятых решений;
- корректировки принятых планов;
- мониторинга деятельности.
Принципы
Управленческий учет, как самостоятельная единица администрирования строится на принципах, характеризующиеся как:
Обособленность | В идеале, он охватывает отдельно каждый процесс и субъект на предприятии. |
Непрерывность | Эффективный анализ данных и адекватное принятие решений возможны только при наличии динамики в показателях. |
Полнота | Качественный учет базируется на всеобъемлющих сведениях при минимальном уровне детализации. |
Своевременность и периодичность | Ведение любого вида отчетности должно быть четко регламентировано. |
Сопоставимость | Логика управленческого учета в динамике должна сохраняться. Показатели для сравнения необходимо выводить на основе одинаковых методов. |
Понятность и уместность | Излишняя детализация, наличие несущественных данных, перегруженная форма отвлекают от принятия решения. |
Экономичность | Временные затраты на ведение управленческого учета не должны препятствовать выполнению функций персонала. |
Обязательна ли организация дополнительного учета, каждый руководитель решает сам. Однако при правильной постановке задач перед персоналом и индивидуальном подборе методов он позволяет осуществлять оперативное управление без возникновения внештатных ситуаций.
Связь с бухгалтерией
Первичная информация для управленческого учета во многом перекликается с показателями, которые используются для ведения статистической отчетности.
Однако бухгалтерский учет не может заменить управленческий по ряду причин:
- Сложность. Законодательно регламентированные нормы ведения отчетности не всегда отражают реалии бизнес процессов, а показатели часто не взаимосвязаны.
- Ретроспективный характер. Любой показатель бухгалтерского учета – это уже свершившийся факт, который можно принять к сведению, но не повлиять на его значение. Невозможность оперативно реагировать на данные сводит функции бухгалтерии к пост-контролю. Управленческий учет гибче. Он в режиме мониторинга содействует изменению решений и способствует получению необходимых результатов.
- Необходимость применения альтернативных методов анализа. Бухгалтерская документация не содержит прогнозов и возможных моделей развития. Их приходится строить дополнительно.
- Отсутствие нужной для принятия решений детализации или, наоборот, обобщения.
Бухгалтерский учет наиболее полно дает оценку финансовому состоянию предприятия и служит основой для построения системы управленческого учета.
При этом используются такие методы анализа:
- расчета финансовых показателей;
- трендовый;
- вертикальный и горизонтальный;
- динамики и тенденций.
Несмотря на очевидную зависимость управленческого учета от бухгалтерского, он является совершенно обособленной системой информации. Решать, давать доступ к ней бухгалтерии или нет, должно руководство предприятия.
Варианты организации
На предприятии управленческий учет можно организовать по-разному:
Посредством агрегации в прямые или зеркальные счета, взаимосвязанные с первичной бухгалтерской или финансовой отчетностью | Контрольные точки – это расходы и доходы. Системы могут представлять собой единый учет либо вестись полностью автономно. |
Посредством контроля затрат: по факту их появления либо путем разработки и контроля нормативных показателей | Последний вариант называется «Standard cost». Применяется для планирования и мониторинга всех существующих затрат: труда, сырья, материалов, накладных расходов. |
По способу отражения затрат | С учетом полной себестоимости, которая предполагает калькуляцию прямых, переменных и косвенных издержек, понесенных в ходе производства единицы продукции или услуги.
А также система «Direct costing», которая предполагает частичный учет исключительно прямых, переменных или косвенных расходов на выпуск непосредственно каждой позиции в ассортименте. |
Особенности администрирования
Объективные сведения для осуществления эффективного контроля и оперативного управления предприятием можно получить только при условии консолидации данных, отражающих:
- себестоимость продукции;
- ассортимент;
- финансовый оборот.
Таким образом, администрирование управленческого учета предполагает охват всех центров ответственности на предприятии: от подразделений, занятых непосредственно производством или оказанием услуг до служб маркетинга и персонала.
Перечень первичных документов бухгалтерского учета представлен тут.
Контроль ассортимента
Методы контроля себестоимости и ключевые финансовые показатели товарооборота направлены на оптимизацию структуры ассортимента.
Управленческий учет при этом позволяет осуществлять:
Оперативный контроль | Включает постоянный мониторинг спроса и предложения, текущую корректировку и изменения ассортимента в зависимости от ситуации на рынке. |
Стратегические прогнозы | На основании ретроспективы данных, возможных изменений на рынке, сырьевых, технологических и технических ресурсов предприятия менеджмент эффективно распределяет средства и делает необходимые вложения. |
Ассортимент, состоящий из нескольких позиций контролировать легко. Чтобы эффективно управлять более широким перечнем, целесообразно вести собственную классификацию. Как пример, взаимозаменяемые и незаменяемые продукты. При этом, анализ не стоит усложнять классификацией ассортимента в крупные группы.
Проблемы постановки и внедрения
Осознание необходимости управленческого учета, как правило, приводит к решению руководства действовать немедленно. Наиболее оптимальный вариант для внедрения новшеств – привлечение к процессу профессионалов, которые разработают для предприятия индивидуальную систему сбора и контроля необходимых показателей.
Важно, чтобы все основы, формы, программы и методы были понятны, доступны и удобны для использования. Практический смысл управленческого учета – отражать полную картину работы предприятия на конкретный момент времени для удобства принятия решения.
Попытка возложить эту функцию на бухгалтерию сводится к дублированию статистических и налоговых показателей. Постановка управленческого учета требует глобального мышления и видения общей картины происходящего. Решить эти проблемы помогут профессионалы. В последующем совершенствование системы можно возложить на кого-то из опытных сотрудников.
Учитывая, что ведение управленческого учета предполагает дополнительную нагрузку на персонал, необходимо, как минимум, пояснить причины изменений и их последствия. Понимание своей роли в достижении успеха предприятия – это один из самых сильных мотивирующих факторов для сотрудников. Лояльность персонала обеспечит отсутствие противодействия и проблем на этапе внедрения.
Сопротивление нововведениям неизбежно. Чтобы механизм управленческого учета заработал, потребуется время и, возможно, длительная разъяснительная работа. Однако наилучшим показателем для лояльности персонала будут изменения в деятельности и рост доходов предприятия.
Анализ организации управленческого учета на предприятии и методы совершенствования
Эффективность ведения управленческого учета требует постоянного контроля, анализа и совершенствования.
На оперативном уровне анализ организации системы включает:
Полноту информации по источникам предоставления данных | Оперативные, текущие и сводные показатели должны предоставляться подразделениями, отвечающими за снабжение и заготовку, производство, финансы и сбыт, организацию производственных процессов. |
Содержание данных | Как правило, для оперативного управления должна поступать ретроспектива и информация о текущем состоянии дел. |
Непосредственные показатели, которые используются в принятии решении | Наиболее оправданы методы контроля за затратами. Они включают анализ суммарных показателей, на единицу товарной продукции, а также прямых и косвенных расходов. |
В процессе стратегического прогнозирования, целеполагания и управления потребуются более сложная организация учета, которая предполагает использование математических методов анализа и обработки данных. Возможно, с установкой специальных программ, которые позволят применить на практике методы корреляции, статистики и экспертных данных.
Помимо этого для стратегического управления важно наличие:
- центров ответственности в каждом подразделении, а именно менеджеров разного звена, отвечающих за свой участок работы;
- точек контроля по доходной или расходной части, объемам производства;
- первичной документации, сведения о классификации и группировки показателей на ее основе;
- принятые и утвержденные формы сбора показателей;
- регламент ведения управленческого учета, который предполагает распределение полномочий, ответственность, регулярность и процедуры консолидации показателей.
По факту анализа существующей системы управленческого учета, делается вывод о потребности ее совершенствования, либо о том, что организация объективно соответствует необходимому уровню.
Примеры
Каждое предприятие индивидуально и ведение управленческого учета невозможно регламентировать. В зависимости от объемов обрабатываемых массивов, его ведение потребует автоматизации либо, наоборот, достаточно нескольких excel-таблиц и полнота картины для работы руководства обеспечена.
Ведения таблиц в excel
В малом бизнесе для оформления управленческого учета достаточно excel-таблиц. Только необходимо отдельно создавать листы для заполнения первичных данных. А эти массивы затем использовать для подготовки любой аналитики.
Если рассмотреть пример кафе, то исходными направлениями для ведения учета являются:
- реализация продуктов собственного производства;
- реализация товаров;
- внереализационные затраты и доходы.
Поэтому целесообразно группировать первичные данные по:
- типу контрагентов;
- статьям затрат;
- статьям доходов.
В Excel предусмотрено огромное количество функций, позволяющие не загромождать учет лишней информацией. Консолидацию и агрегацию показателей удобно оформить при помощи выпадающих списков, инструментов группировки и автозаполнения, которые существенно улучшают восприятие и вид отчетов.
Образец управленческого учета в таблице excel
Кроме математических и статистических инструментов в Excel легко построить графическое отражение показателей управленческого учета. Тогда таблица будет сопровождаться наглядным изображением для удобства восприятия.
Примеры автоматизации в 1С
Использование Excel в крупных корпорациях экономически нецелесообразно. Учитывая, что автоматизация процесса учета позволяет внедрить отчет любой детализации, то намного эффективнее и легче обработать первичные данные напрямую из системы бухгалтерского учета.
Как пример можно привести комплекс инструментов на базе 1С 8-й версии. Большое распространение получил «WA: Финансист», позволяющий применять расширенные функции 1С для принятия управленческих решений.
Особенности:
- Оперативность. Информация любой детализации. Широкие возможности для обработки, анализа и контроля.
- Вариабельность и гибкость настроек под индивидуальные запросы руководства с учетом специфики предприятия.
- Высокая производительность.
На основе первичных данных, вводимых в 1С можно осуществлять:
- управление денежными потоками;
- бюджетирование;
- ведение МСФО.
Формы и методы управленческого учета ограничивается только экономической целесообразностью затрат времени на его ведение. Внедрить можно сбор и обработку данных любой степени детализации.
Однако регулярное ведение, обработка и анализ показателей призваны облегчить принятие решений руководству, а не усложнить жизнь сотрудников. Поэтому разработку основ имеет смысл доверить профессионалам, а в процессе использования совершенствовать систему уже на предприятии.
В каком порядке необходимо списывать фактическую себестоимость реализованной продукции — можно узнать тут.
Возможно ли узнать свой СНИЛС через интернет по ИНН физического лица — читайте по ссылке.