Доверенность требуется при передаче одним лицом другому полномочий действовать от своего имени в отношении третьих лиц. Она является односторонней сделкой, в бумаге определены полномочия и право передоверия.
Документ может выдавать как гражданин, так и организация. В последнем случае в документе должна присутствовать печать и подпись руководителя.
Максимально доверенность оформляется на 3 года, но аннулировать ее можно досрочно. Для этого нужно выполнить некоторые требования и составить заявление об отзыве доверенности.
С начала 2020 года вступили в действие изменения в условиях отмены доверенности. Сейчас сделать это можно при помощи нотариуса.
Что это за документ
Доверенность — это документ, позволяющий действовать от лица гражданина, т. е. представлять его интересы где-либо или заключать сделки (ст. 185 ГК). Сторонами документа являются «доверитель» и «поверенный».
Бумага оформляется по волеизъявлению лица, чьи интересы будут представляться. Ее составление — это личное желание каждого гражданина.
Нотариальную, генеральную и любую другую доверенность можно отозвать. Сделать это вправе только человек, разрешивший другому действовать от своего имени. Аннулировать документ можно в любой момент. Никаких ограничений не существует, необходимо лишь соблюдать определенные правила и действовать в установленном порядке.
В РФ действия по доверенности очень распространены.
Бумаги бывают нескольких типов, которые группируются по определенным признакам:
Число доверителей и поверенных | Одно- и многосторонние. |
Объем полномочий | Разовые, специальные и общие. |
Срок | Срочные и бессрочные. |
Форма | Простые и нотариальные. |
Если гражданин передумал разрешать другому действовать от своего лица, никто не может запретить ему отозвать документ.
Что говорит Закон
В соответствии с ГК РФ после аннулирования доверенности все полномочия по ней прекращаются. При этом срок, на который бумага оформлена, значения не имеет.
Об отмене документа заказчик должен проинформировать поверенного и третьи стороны, имеющие отношение к сделкам по данной доверенности. Форма уведомления об отзыве законом не утверждена.
Оповещение об аннулировании можно передать лично, получив при этом расписку в получении либо отправить почтой письмом с уведомлением.
В расписке физическому лицу о вручении указывается ФИО полностью, адрес, данные паспорта получателя. Ниже он ставит подпись. Если расписка оформляется на организацию, то отражают ее название, информацию о работнике, получившем бумагу, необходима его подпись и печать компании.
Информацию об отзыве доверенности можно передать факсом или по электронной почте. Для подобных случаев конкретные правила не предусмотрены.
Отменять доверенность при завершении срока ее действия и по основаниям, указанным в ст. 188 ГК, не нужно.
Согласно ст. 188.1 ГК существует безотзывный тип документа. Он всегда заверяется нотариусом и не может аннулироваться до окончания срока действия, кроме установленных законом исключений.
Процесс аннулирования
Аннулирование доверенности — несложная процедура. При ее отзыве в первую очередь нужно оповестить об этом поверенного. Без этого нельзя по закону аннулировать документ.
Уведомление осуществляется в письменном виде, например, заказным письмом. Гражданин должен иметь доказательство того, что предупредил уполномоченного.
Затем нужно в письменной форме проинформировать всех знающих о наличии доверенности лиц о ее аннулировании. Эти физические лица и организации должны иметь к бумаге какое-либо отношение. Например, если доверенность была оформлена на совершение сделок с финансовым учреждением, то о ее отзыве банк следует оповестить в обязательном порядке.
Сообщение оформляется письменно и отсылается по почте или доставляется курьером. В ответ заявитель должен получить соответствующее уведомление или расписку в получении.
При отзыве доверенности она возвращается доверителю, т. е. лицу, оформившему разрешение на действия от своего имени.
Порядок составления и образец заявления об отзыве доверенности
Извещение о прекращении действия доверенности направляется по месту жительства или пребывания адресата. После аннулирования документ должен возвращаться доверителю. Если поверенный отказывается сделать это, следует обратиться в полицию. Подобные действия относятся к мошенничеству.
Извещение об аннулировании доверенности содержит следующие сведения:
- Ф.И.О. и местонахождение адресата;
- Ф.И.О. и адрес, контактные данные доверителя;
- основной текст о том, кто, кому и зачем выдал документ, причины его отмены;
- дата и подпись заявителя с расшифровкой.
Ниже представлен образец заполнения заявления:
Сомову Артему Николаевичу
г. Рязань, ул. Энгельса, д. 5, кв. 9.
от Сидоровой Анны Михайловны
г. Рязань, ул. Ленина, д. 51, кв. 26.
Тел. 8-999-898-99-95
Уведомление об отзыве доверенности
27 марта 2020 года мною, Сидоровой Анной Михайловной 10.05.1968 г. р., паспорт 61 15 658932, выдан 10.08.16 Отделом УФМС по г. Рязани, была оформлена доверенность № 1 на имя Сомова Артема Николаевича 21.01.1963 г.р., паспорт 65 51688985, выдан Отделением УФМС № 4 Московского р-на г. Рязани на представление моих интересов в МРЭУ ГИБДД УВД по Рязанской области по вопросу продажи моего автомобиля ВАЗ-21102, госномер У 955 НУ 62, ПТС 62 21456856.
Согласно ст. 188 ГК извещаю об аннулировании доверенности в связи с тем, что я передумала продавать вышеуказанный автомобиль.
К извещению прилагаю копия доверенности, оригинал которой прошу выслать почтой или предоставить лично по указанному адресу.
Никаких действий в отношении моего автомобиля прошу не совершать.
29 марта 2020 года
Сидорова / Сидорова А. М.
Скачать образец заявления об отзыве доверенности
Уточнения по поводу заявления от сотрудника о переносе отпуска по болезни мы составили в этой статье.
Если документ заверенный нотариально
Нотариально заверенная доверенность аннулируется так же, как и простая. Доверителю следует посетить нотариуса, выдавшего документ, и сообщить ему о своем намерении отозвать его.
Нотариус по желанию клиента уведомит поверенного о завершении его полномочий и проинформирует третьих лиц об отзыве бумаги. Заверенный нотариусом документ может возвращаться доверителю или нотариусу, ее заверившему.
Извещение об отмене доверенности является не правом, а обязанностью гражданина. Если она не исполнена, то доверитель будет нести ответственность за все дальнейшие действия лица, выступающего от его имени. При этом все права и обязательства, возникшие от действий поверенного, перейдут к доверителю.
Нюансы при увольнении сотрудника
При увольнении работника, на которого выписана доверенность, ее следует аннулировать. Увольнение не прекращает полномочия поверенного.
При получении расчета сотрудник принимает от директора уведомление об отзыве доверенности и должен вернуть бумагу. Если на трудящегося оформлялось несколько доверенностей, то они регистрировались в журнале учета. В нем делаются соответствующие отметки при возврате сотрудником документов.
Уведомление суда и третьих лиц
С 2020 года действуют поправки в отношении порядка аннулирования доверенности. Их внес Закон № 332-ФЗ от 03.07.16. Теперь разрешается отменить документ в форме его выдачи или в нотариальной.
Например, руководитель оформил простую доверенность на заместителя. По новому закону он вправе отозвать ее не только в простом письменном виде, но и обратиться за удостоверением распоряжения к нотариусу.
Услуги нотариуса стоят денег, а визит к нему займет время. Однако в некоторых ситуациях именно такой способ окажется полезным. Например, об аннулировании документа необходимо сообщить третьим лицам, но нет возможности сделать это персонально. Нотариус возьмет этот вопрос на себя.
Помимо поверенного, об отмене бумаги нужно проинформировать третьих лиц (ст. 189 ГК). Иначе можно столкнуться с проблемами.
Например, доверитель аннулировал доверенность, оформленную на поверенного для заключения соглашений с поставщиками, но контрагентов не оповестил. Нечестный представитель может заключить контракт с контрагентом. Доверитель вынужден будет выполнить его условия, хотя представитель не имел прав на его подписание.
Арбитражный суд учитывает факт лишения представителя полномочий только при наличии соответствующего уведомления.
Известить третьих лиц об отзыве доверенности можно несколькими способами:
Направить сообщение самостоятельно |
Статья 165.1. Юридически значимые сообщения |
Воспользоваться услугами нотариуса | В этом варианте нотариус заверит подпись доверителя на извещении об аннулировании доверенности и сам отправит документ адресатам. Такой порядок закреплен в ст. 86 Основ законодательства о нотариате, утвержденных ВС № 4462-1 от 11.02.93. |
Опубликование сведений об отзыве |
|
Нотариальное оформление аннулирования | Сведения об отзыве вносятся в реестр действий нотариуса и со следующего дня все третьи лица признаются извещенными (п. 1 ст. 189 ГК). Этот способ особенно удобен при риске того, что поверенный продолжит использовать доверенность после ее отзыва. |
Судебные процессы часто ведутся представителями граждан. Это дееспособные лица, действующие по доверенности. Уполномоченное лицо имеет процессуальное право на совершение указанных в доверенности действий. Отзыв судебной доверенности производится по общим правилам: сначала доверитель оповещает об этом представителя, затем суд.
Возможные трудности
Бывают случаи, когда доверенность остается у поверенного. Такое возможно, например, при утере документа. В такой ситуации доверитель должен подтвердить этот факт, составив акт об утере. В нем подпись ставит бывший поверенный либо при свидетелях делается запись «от подписи отказался». Акт не имеет установленной формы и составляется в произвольном виде.
Не следует аннулировать доверенность, которая прекращена по причине, указанной в ст. 188 ГК или истек срок ее действия.
Статья 188. Прекращение доверенности
Доверитель не всегда располагает информацией о месте нахождения поверенного. А для отправки извещения почтой нужен точный адрес. При этом используются сведения о его последнем месте пребывания. Чтобы обезопасить себя от ответственности за действия поверенного доверитель должен известить третьих лиц об отмене бумаги.
Итак, Гражданский кодекс предполагает аннулирование доверенности, но доверитель должен исполнить свои обязательства. Он письменно оповещает поверенного о прекращении его полномочий и составляет извещения для сторонних компаний. Отозванный документ возвращается заказчику. Если поверенный не был проинформирован об отзыве, то ответственность за его действия несет доверитель.
Правила составления заявления об утрате права на патент описаны в этой статье.
Как выглядит уведомление о торговом сборе вы можете увидеть тут.