Трудовая книжка является основным документом каждого работающего человека. С помощью нее можно подтвердить стаж трудовой деятельности и опыт работы. Сведения, внесенные в книжку, потребуются не только в момент приема на работу, но для получения пенсии, различных льгот и гарантий.
Заполнение трудовой книжки регламентируется Трудовым кодексом РФ. Помимо этого изменения о внесении данных регулярно публикуют Минтруд и Правительство.
Основной порядок заполнения, хранения трудовых книжек и вкладышей прописывается в Постановлении Правительства РФ №225 «О трудовых книжках», принятом 16 апреля 2003 года. В нем отражена действующая форма документа, образец заполнения.
Кто и как оформляет
В трудовую книжку вносятся данные, касающиеся профессиональной деятельности гражданина. После наступления пенсионного возраста согласно документу начисляется пособие по нетрудоспособности. Работодатель ориентируется на книжки при расчете выплат. Поэтому заполнять документ нужно правильно.
Обо всех изменениях, происходящих в жизни человека как работника, в трудовую книжку вносятся соответствующие записи. В 2020 году установлены общие правила заполнения трудовой книжки у работников ИП или юридических лиц.
Генеральный директор или индивидуальный предприниматель самостоятельно не заводят книжки. Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ наличие документа проверяется только у работников, так как стаж начинает отсчитываться с момента регистрации в налоговой службы и после поступления отчислений в Пенсионный Фонд.
Впервые оформление книжки требуется в первую неделю после официального приема на работу. Важно, что сотрудник проработал в организации более 5 дней. При совмещении внесение записей осуществляется в добровольном порядке. Тогда должен быть предоставлен соответствующий документ.
В трудовую книжку вносится информация о:
- поступлении на работу;
- переводе на другую должность или в другую фирму;
- смене фамилии, имени или отчества;
- военной службе или службе в системе МЧС, МВД, ФСКН;
- повышении квалификационного уровня;
- прекращении трудовой деятельности.
В Постановление Правительства РФ №225 от 16 апреля 2003 года внесены данные о порядке изменения информации, отраженной в трудовой книжке:
- Записи можно вносить синими или черными чернилами. Данные предоставляются подробно, без сокращений. Каждая запись должна иметь порядковый номер в соответствующем разделе.
- Указание паспортных данных производится на титульной странице.
- После выхода приказа сотрудники кадровой службы имеют неделю на внесение изменений. При увольнении информация прописывается в день ухода сотрудника с указанием приказа и статьи из Трудового кодекса РФ.
Документ не должен содержать сведений о постоянных премиальных выплатах, начисляемых ежемесячно.
Общие сведения о работе
Порядок указания сведений о работе включает в себя отражение наименования организации. Если оно имеет аббревиатуру, то данный факт также указывается. После этой записи отмечается дата приема человека на работу с порядковым номером.
При указании сведений о работе нужно отметить структурное подразделение, в которое принимается сотрудник, его должность. Обязательно указываются основания для приема. Для каждого документа проставляется дата выдачи и номер.
Если работа осуществляется по совместительству, то внесение записи производится по желанию работника. В этом случае потребуется подтверждение трудовой деятельности на дополнительном месте.
Требуется указание:
- номера записи;
- даты внесения сведений;
- пометки о совместительстве работника;
- наименования подразделения;
- профессиональной направленности;
- занимаемой должности;
- квалификационных данных.
Обязанности выполняются в соответствии с регламентом, прописанном в документе, представленном последним.
Данные на титульном листе
Титульный лист заполняется в соответствии с определенными требованиями.
На нем в обязательном порядке прописываются основные сведения о работнике:
- Имя, фамилия и отчество прописываются полностью. Сокращений быть не должно. Ориентироваться необходимо на информацию из паспорта. Также можно взять сведения из водительского удостоверения, военного билета или другого официального документа.
- Оформление даты рождения производится арабскими цифрами. Необходимо использовать двухпорядковые числа при указании дня и месяца. Год прописывается четырьмя цифрами.
- Далее указывается образование человека (среднее профессиональное, высшее). Возможно внесение сведений о неоконченном образовании. Ориентироваться при заполнении необходимо на документы, предоставленные работником.
- В поле «Специальность» вносятся сведения о полученной в учебном заведении квалификации. Подтверждаются они дипломом.
- При заполнении новая трудовая книжка должна содержать данные о внесении первой записи. День прописывается в цифровом значении, а месяц можно указывать прописью.
- Работник, на которого оформляется книжка, обязательно должен расписаться в документе.
- Ниже ставится виза сотрудника отдела кадров, который отвечает за ведение и заполнение трудовой книжки. Также возможна регистрация начальником отдела кадров, руководителем компании или бухгалтером (при отсутствии кадровиков).
Вся информация заверяется печатью. Может использоваться официальный штамп организации или печать кадрового отдела.
Правила заполнения трудовой книжки
Для того, чтобы правильно заполнить трудовую книжку, необходимо ориентироваться на образец. Особенности внесения данных имеются при поступлении на работу и окончании трудовой деятельности. Выделяют правила предоставления информации о поощрениях и награждениях. Также важно ознакомиться с вариантами получения выписки и дубликата трудовой книжки.
Приём на работу
При приёме на работу важно предоставить удостоверение личности. На его основании производится заполнение титульного листа трудовой книжки. Если ориентироваться на пример, то заполнить его несложно.
На первой странице должны быть отражены:
- фамилия, имя, отчество в соответствии с паспортными данными или другим документом, удостоверяющим личность;
- дата рождения владельца книжки;
- образование с подтверждением его уровня с помощью аттестата, диплома или справки при неоконченной учебе;
- специальность в соответствии с дипломом;
- дата заполнения документа;
- подписи работника и ответственного лица;
- печать учреждения.
Все о методах списания товаров ЛИФО И ФИФО читайте в этом материале.
Увольнение
При увольнении по собственному желанию в трудовую книжку в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения:
- Для указания данного факта в первый столбец ставится порядковый номер.
- Во вторую графу прописывается дата прекращения трудовой деятельности.
- Третья графа содержит сведения о причинах расторжения трудового договора.
- Основания для увольнения отмечаются в последнем столбце. Сюда вносятся номер и дата документа, подтверждающих окончание работы.
Расторгнут договор должен быть в день, когда сотрудник в последний раз выходит на работу. При наличии оговорок в законе или дополнительном соглашении, сведении отображаются в трудовой книжке.
При окончании трудовой деятельности согласно Трудовому кодексу РФ, указывается пункт и статья.
В случае прекращения отношений по инициативе работодателя причины обязательно отмечаются в трудовой книжке. Здесь же он ссылается на нормы закона. Аналогично прописывается увольнение по независящим от сторон обстоятельствам.
При собственном желании работника прекратить трудовую деятельность, делается запись «Уволен по собственному желанию в связи с …». Далее приводится ссылка на законодательную норму.
Поощрения и дополнения
В трудовой книжке имеется вкладыш, который часто не заполняется работодателями. В него вносятся сведения о денежном премировании и устных благодарностях работника за трудовую деятельность.
Среди поощрений выделяют:
- звания;
- награды;
- почетные грамоты;
- дипломы;
- нагрудные знаки.
Для того, чтобы заполнить данный раздел, инструкция не требуется. Данные вносятся аналогично основным сведениям в трудовой книжке.
Сотрудник отдела кадров должен прописать:
- порядковый номер;
- дату награждения;
- тип поощрения и характеристику;
- документальные основания выдачи награды (номер и дата приказа, постановления).
Если приказом документ не проводится, то вносить данные в трудовую книжку не нужно. Но если сотрудник настоит на отметке, то организация должна составить распорядительный документ.
В трудовую книжку дополнительно могут быть внесены другие сведения. Они прописываются по желанию работника. Одной из таких информация является работа по совместительству.
Для пометки нужно предоставить подтверждение из отдела кадров второй работы. На основании справки специалист по основному месту трудовой деятельности делает соответствующую отметку.
Выдача трудовой книжки исключена.
Представитель работодателя самостоятельно прописывает:
- порядковый номер;
- дату приема на работу;
- наименование организации, структурного подразделения, должности;
- номер и дату соответствующего приказа.
Увольнение производится аналогичным способом.
Особый учёт сведений требуется при переименовании организации. Если процесс не является реорганизацией, то в трудовую книжку работника вносятся изменения наименования или статуса учреждения. Запись подтверждается новой печатью.
Таким же способом должен поступить работодатель, если производится перевод сотрудника на другую должность. Каждое изменение подтверждается внесением записи в трудовую книжку.
Пример выписки
Раздел, отражающий сведения о работе, и является выпиской из трудовой книжки. Работники часто просят сделать копию страниц документа. Такие бумаги подлежат обязательному заверению и занесению в журнал.
В выписке указываются:
- дата принятия на работу и порядковый номер прописью;
- данные о положении сотрудника (прием на работу, увольнение), должность;
- основание для составления выписки (приказ с датой и номером).
Дубликат
Если сотрудник потерял трудовую книжку, он может оформить дубликат. Новый экземпляр выдается по требованию бывшего работника по последнему месту трудовой деятельности. Процедура занимает около 2 недель. При потере документа компанией, восстанавливать данные необходимо ответственному лицу.
Чтобы сведения были полными, нужно иметь в наличии:
- приказы руководства о приеме на работу, увольнении, переводе на другую должность;
- выписки из государственного архива (в случае ликвидации предприятия);
- трудовые соглашения;
- подтверждение стажа на предыдущем месте труддеятельности;
- зарплатные ведомости;
- лицевые счета сотрудника в фирмах, где ранее работал человек;
- решение суда при восстановлении стажа.
Данные вносятся в дополнительный экземпляр в хронологическом порядке.
Образец заполнения трудовой книжки при восстановлении в должности:
Случаи исправлений
Допускать ошибки при ведении трудовой книжки запрещено. Но иногда они все имеют место быть. Тогда важно проводить исправления в соответствии с определенными правилами.
Запрещено перечеркивать записи. Можно признать ошибочные сведения недействительными полностью. Для этого ставится порядковый номер, дата внесения изменений, фраза «Запись за номером … считать недействительной». После этого прописываются верные сведения с указанием подтверждающего документа.
Если ошиблись ответственные лица на предыдущем месте работы, то исправлять данные должны именно они. При отсутствии такой возможности разрешается сделать это нынешней кадровой службы на основании приказа, справки или выписки.
Часто исправления совершаются при смене фамилии женщины. В этом случае предоставляется свидетельство о заключении или расторжении брака.
Сотрудник кадровой службы должен:
- перечеркнуть одной чертой прежнюю фамилию;
- над ней написать новую;
- слева от титульного листа (на обложке) прописать дату и номер подтверждающего документа;
- заверить информацию собственной подписью и печатью учреждения.
Часто кадровики допускают следующие виды ошибок:
- используют сокращения;
- ошибаются в ФИО;
- неверно прописывают дату, указывая месяц прописью;
- оставляют незаполненными сведения на титульном листе;
- не ставят дату заведения книжки;
- не подписывают документ на титульном листе;
- не ставят печать учреждения;
- путают раздел «О работе» с графой для поощрений;
- увольнение подтверждают печатью кадровой службы вместо гербовой;
- не соблюдают порядок указания реквизитов официальных документов.
Чтобы исключить вероятность возникновения ошибок, данные должны вноситься своевременно с дублированием в личной карточке сотрудника.
Стандартные требования
При оформлении трудовой книжки важно помнить основные правила:
- Внесение сведений самим владельцем документа запрещено. Если обнаружена ошибка, обращаться нужно в кадровую службу, допустившую ее.
- Документ заполняется при приеме работника, который отработал более 5 дней по месту трудовой деятельности. Если норма не соблюдается, то организацию и компетентное лицо можно привлечь к ответственности.
- Ведение и оформление трудовых книжек производится сотрудником, который внесен в приказ руководства. Он заполняет книгу учета, согласно которой сверяется движение документов и вкладышей.
- Трудовую книжку необходимо приобрести самому работнику в момент приема на работу. Но иногда организации сами покупают формуляры, а затем взыскивают с человека определенную сумму.
- Хранение осуществляется в недоступном для других людей месте. В большинстве случаев книжки размещают в сейфах и железных шкафах. Выдача производится только после увольнения.
- Если сотрудник не приходит за трудовой, то он может получить ее по почте. Хранение невостребованных книжек осуществляется в течение 75 лет.
- Ведение учета индивидуальными предпринимателями осуществляется в аналогичном предприятиям порядке. Только при приеме на работу подписывается трудовой договор.
- Копию или дубликат трудовой книжки можно получить в кадровой службе при наличии заявления.
Трудовая книжка является серьезным для каждого гражданина документом. Поэтому заполняться она должна в соответствии с требованиями законодательства.
Анализируем показатели оборачиваемости дебиторской задолженности и делаем выводы в этом материале.
Как выплачивать дивиденды учредителям ООО в 2020 году, читайте здесь.