Обзор условий для земельных участков мобилизационного назначения

Мобилизационная подготовка являет собой мероприятия, которые проводятся в мирное время и предусмотрены для заблаговременной подготовки к защите государства от нападения и к пребыванию в военное время.

Земельные участки мобилизационного назначения также относятся к резерву, но при этом их использование подчиняется некоторым условиям и выплатам налогов. Для минимизации претензий со стороны властей и контролирующих органов, требования к подобным земельным участкам необходимо выполнять.

Нормы прописаны в законе, главное — выполнять их и вовремя подавать всю документацию. Также будет нелишним знать права владельца, чтобы грамотно распоряжаться землями как в мирное, так и в военное время.

Главные положения

Положения по закону

Согласно положения о порядке экономического стимулирования, основывающемся на законе РФ о налоге на землю, земельный налог не платится предприятиями, научными объединениями и учреждениями за земли, которые внесены в мобилизационный резерв России.

Также по пункту 2 приложения 17, которое относится к Закону о федеральном бюджете, налогообложение за пользование землей, на которой имеются мобилизационные объекты, мощности, законсервированные и неиспользуемые, а также полигоны и склады для размещения резервов, не применяется.

В статье 56 НК РФ указано, что налоговые льготы предоставляются отдельным категориям, которые предусмотрены налоговым законодательством. Льготы могут распространяться вплоть до полного освобождения от налоговых выплат, чаще встречается частичное снижение ставки.

Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Виды и классификации

До того, как был принят Земельный кодекс, не имелось норм, которые предполагали разбивку территорий по зонам и устанавливали виды разрешенного использования для земель. Поскольку не было частной собственности, хватало и категориального деления по целевому назначению.

Принцип, который определял правовое состояние земли в том числе и по виду разрешенного использования, был установлен только в 2001 году. А целью было разделение земель по назначению, применявшееся в плановой экономике, совмещенное с зонированием территории в плановой экономике.

Вместе с разработкой ВРИ был разработан и особый классификатор, вошедший в использование в 2020 году. В нем имеются наименования, описания и коды земельных участков, разрешенных к использованию.

А в классификационных описаниях размещается информация по разрешенной деятельности на конкретном виде участков. Если же в классификаторе земля имеет обобщенный вид, то на ней можно вести любую деятельность, присутствующую в классификаторе.

Земли под шифром “Сельскохозяйственное использование” позволяют вести сельскохозяйственную деятельность. То есть на подобных землях можно выращивать овощи, зерновые культуры, заниматься животноводством, разводить пчел и рыбу. Также тут могут размещаться предприятия, которые предполагают научное продвижение хозяйства, а также хранение и переработку продукции. Отдельной категорией стоит выделение подобных земель под питомники.

Следующая категория предполагает выделение земель под жилое строительство. На них можно осуществлять застройки разной этажности и проводить обслуживание зданий. Есть и общественное использование строительных объектов.

Такие земли обычно имеют здания, предназначенные для общественного использования. Здравоохранение, коммунальное и социальное использование, религиозные учреждения и прочие виды доступны на подобных территориях.

Отдельная категория выделена для предпринимательства, возведения торговых центров, банков, общепитов, гостиниц и СТО. Рекреационные земли предполагают размещение спортивных объектов, туристических маршрутов, зон для охоты и рыбалки и даже причалов для небольших суденышек.

Еще есть производственные земли, транспортные, оборонообеспечивающие, природоохранительные, лесные, водные и общего использования. Классификатор не имеет различий по основному, вспомогательному или условному разрешенному использованию. Порой вид использования предполагает несколько видов, в котором дом, к примеру размещается с садами или полями.

Для всех видов имеется возможность строительства защитных и инженерных сооружений, к примеру линий электропередач, каналов связи или водопроводных коммуникаций. Зачастую между видами использования земель и их категориями по целевому назначению нет четкой связи, и перед тем, как определять ВРИ, нужно ознакомиться со всеми нюансами.

Являются объектом или нет

Земли, которые используются для обеспечения обороны и оборонной промышленности часто освобождаются от уплаты налогов. Это связано с видом земель, их предназначением и формой собственности. И чтобы не платить налоги, потребуется предоставить документы, которые относят землю к оборонным землям, причем такая возможность прописана в самом Земельном кодексе.

Землями мобилизационного резерва считаются те, на которых ведется деятельность, обеспечивающая обороноспособность России, ее войск, а также размещаются предприятия и учреждения, способствующие вооруженной защите территории РФ от агрессии.

При этом изначально земля может относиться к другой категории, и оборонное предназначение может быть сформировано в соответствии с Земельным кодексом РФ с помощью перевода земель и земельных участков.

Новые правила изъятия

Если участок сельскохозяйственного, жилищного или прочего вида использования, не эксплуатируется на протяжении трех лет, то он может быть изъят у непосредственного собственника. Это базовый срок, который может изменяться другими законами.

Такая возможность была внесена в новую редакцию статьи 274 ГК РФ, она начала действовать с начала июля 2020 года. Также изменения были внесены и в Федеральный закон об обороте сельскохозяйственных земель. Поправки регламентируют порядок изъятия земель, которые не используются по непосредственному назначению.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Во время, которое учитывается для признания участка неиспользуемым, не входит период, который был нужен для освоения земли, а также тот срок, когда земля не использовалась из-за стихийных происшествий или иных чрезвычайных ситуаций.

Причем обновленные правила не имеют силы на землях для размещения садов, огородов и дач, то есть тех территориях, которые используются для личного хозяйства, гаражного строительства и объектов недвижимости. Если участок используется с нарушением законов, то он также может быть изъят.

В список нарушений входят нецелевое использование земли, а также использование земли, приводящее к снижению плодородия или вредящее окружающей среде. При этом использование земли, характеризующееся нарушениями, определяется по признакам, утвержденным правительством РФ.

Если же земли сельскохозяйственного назначения не использовались по целевому назначению в течение одного года после перехода права собственности, в случае, когда ранее они уже применялись не по целевому назначению или с нарушениями законодательства, на владельца накладывается штраф. Санкция имеет размер 0.1-0.3 % от кадастровой цены земли, но не меньше, чем две тысячи рублей.

Если землями владеет юридическое лицо, штраф составит уже 1-6 % от стоимости по кадастру.

Заполнение формы на земельные участки мобилизационного назначения

Предприятия, которые хотят построить объекты на землях мобилизационного назначения или уже обладают такими, должны заполнить специальную форму N3, в которой первой строкой указывается полное название организации, ее местоположение и ИНН на год заполнения.

Данные вносятся в специальную таблицу, в которой имеется поле для наименования объекта по генплану и юридического названия. Также сюда вносится местоположение объекта и площадь — предусмотренная генпланом и та, которая занимает земли мобилизационного назначения.

Свою подпись под формой ставят главбух организации, ее руководитель, а также руководитель мобилизационного подразделения. Причем основаниями для заполнения формы являются документы, которые подтверждают право организации на использование земли, генеральный план организации, в котором проведено отображение объектов и их технико-экономических характеристик. Также основанием должна быть форма №2.

Форма составляется по территориям, принадлежащим организации с их местоположением, а также включается только площади участков, которые предполагается разместить под имуществом мобилизационного назначения или его части.

Для того имущества мобилизационного назначения, которое не связано с производством, ставится процентная степень использования мощностей в рамках выполнения мобилизационного заказа. Также в графах ставится адрес каждой из площадок, а в так называемой экспликации, ставится поэтажная площадь корпусов, площадь застройки и расшифровка условных наименований объектов.

В форме должна быть площадь не только организации, но и застройки всех объектов и инженерных коммуникаций. А сам документ готовится с пометкой для служебного использования.

Оплата и освобождение от неё

По статье 12 Закона РФ “О плате за землю”, предприятия, научные организации, которые имеют во владении земельные участки мобилизационного назначения, освобождаются от налога. Также местные органы власти могут формировать льготу на земельный налог. Она заключается в отсрочке выплаты, частичном освобождении от налога или понижении его ставки для некоторых плательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом, земельный налог ставится и действует по нормативно-правовым актам муниципальных образований и является обязательным для уплаты. Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого из участков. При этом льгота на налог формируется уже другими законодательными актами.

Закон РФ “О плате за землю”

Льгота предоставляется на основании документов, которые определяют право организации на пользование землями мобилизационного резерва. Объекты на них должны быть зарегистрированы в государственном реестре.

Под земли мобилизационного назначения попадают территории, которые используются для объектов мобилизационного назначения, законсервированных или неприменяемых в производстве, полигонов для испытаний, аэродромов и прочих объектов, отнесенных законом к особым.

Прочие формальности

Если у земельного участка не один собственник, то налоговая база рассчитывается в определенном порядке. Она зависит от доли каждого налогоплательщика в общей доле собственности. По тем земельным участкам, которые находятся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого субъекта в равной части.

Когда право собственности переходит к другому лицу, даже если приобретается недвижимости с землей, налоговая база для нового владельца будет рассчитываться по его доле в конкретном объединении владельцев.

Если кадастровая стоимость участка не утверждена, то авансовые платежи и налог на землю не платятся до момента, пока кадастровая оценка не будет проведена и утверждена. По подобным участкам по окончании налогового периода предоставляется нулевая декларация. После того, как оценка утверждена, необходимо предоставить уточненную декларацию.

Если же стоимость доведена до плательщика до того, как закончился срок уплаты авансов за третий квартал, то необходимо предоставить уточненку по авансовым платежам за предыдущие периоды. В случае, когда уплата авансов или земельного налога не производится организацией по независящим от нее факторам, то пеня за просрочку не начисляется.

Если же кадастровая стоимость изменилась, то ее следует учитывать только в следующем отчетном периоде. Но когда результаты кадастровой оценки были изменены после исправления ошибок, судебного решения, то следует учитывать именно измененную стоимость, поскольку изменения вносятся задним числом.

Земли мобилизационного резерва освобождаются от уплаты налогов частично или полностью. Но чтобы получить подобную льготу, организации нужно предоставить права на пользование участками и зарегистрировать их в соответствующих органах. Только после выполнения законных требований можно использовать земли с измененной налоговой ставкой, не боясь их изъятия.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий