Трудовая книжка требуется для подтверждения стажа и формирования на его основании пенсии. В обычной жизни этот документ, как правило, не используется и даже иногда человек забывает, где она находится. Обычно она не бывает на руках владельца, а переходит с одного места работы на другое.
Необходимость книжки обнаруживается, когда близится срок выхода на пенсию или получения справок в социальных целях, в которых нужно отразить сведения о стаже. Если трудовая книжка оказывается утраченной, ее владельцу придется пройти несколько этапов восстановления данных.
Порядок хранения
Поскольку трудовые книжки относятся к документации строгой отчетности бухгалтерии, законодательство России дает императивную регламентацию вопросов сопровождения и хранения этих документов.
Правовая база:
- Закон 125-ФЗ об архивном деле;
- Постановление Правительства 225, раскрывающее правила производства трудовых книжек, выдачи их работодателям, сопровождения и хранения;
- Приказ Министерства культуры 558, в котором приведен список формовых административных архивных документов, создаваемых в ходе хозяйствования органов власти, муниципалитетов и самостоятельных предприятий, а также указания по периоду их хранения.
Итак, исходя из этих оснований в вопросе хранения необходимо руководствоваться 43-им пунктом правительственного постановления, которое гласит, что если при увольнении сотруднику не выдана его книжка, а при смерти — близкие родственники не запросили ее, этот документ сохраняется в архиве работодателя — предприятия или физического предпринимателя.
В 40-ом пункте данного акта указано, что в целях хранения трудовых книжек работодатель обязан вести их учет следующим образом:
- в книге учета бланков и вкладышей трудовых книжек вести приходно-расходные события;
- вести книгу учета движения бланков и вкладышей трудовых книжек.
Таким образом, если сотруднику не передана его книжка, работодателю вменяется ее хранение. Причем такие книжки необходимо содержать в обособленном архиве, не соединяя с книжками работающих сотрудников.
Как правило, руководитель предприятия налагаем функции по хранению подобного архива на определенное ответственное лицо — специалиста отдела бухгалтерии либо отдела кадров.
В упомянутом выше приказе Министерства культуры утвержден период хранения невостребованных книжек в архиве — 75 лет. В случае запроса документа ее владельцем или правопреемником книжка выдается лицу, и с работодателя снимается обязанность.
Продолжают ли храниться книжки при прекращении деятельности предприятия и куда отправляется архив трудовых книжек? Если фирма терпит ликвидацию или реорганизацию, то по 125-ому закону трудовые книжки направляются в государственный или местный архив, где продолжается их сохранение в регламентированный 75-летний срок.
Когда требуется восстановление?
Необходимость в изготовлении дубликата книжки возникает при таких ситуациях, когда оригинал не может быть использован для своих функций:
- порча;
- утеря.
Задачей трудовой книжки является не только учет в ней рабочей жизни хозяина, также этот документ необходим для осуществления некоторых юридически значимых действий — исчисление и выплата пенсии, получение займа, кредита, социальных платежей. Испорченная книжка не будет принята ни одним учреждением, а ксерокопия документа не тождественна оригиналу.
Что считается порчей:
Неправильное содержание книжки | Исправления, вычеркивания, необоснованные записи. |
Механическая порча | Порванные или отсутствующие листы, повреждения от огня, воды, пятна, дыры и т.п. |
В каком бы состоянии ни была книжка, ее необходимо сохранить, так как она послужит основанием для создания дубликата, в который перенесут сохраненные части сведений из вкладыша, а поврежденные — восстановят.
Утеря документа происходит по двум схемам:
Утрата владельцем | Он может забыть ее, неумышленно выбросить, хранить в ненадежном месте и пр. |
Потеря работодателем | В ходе переезда, перестановки, чрезвычайной ситуации, например, стихийном бедствии и т.д. |
В любом случае требуется дубликат.
Возможно ли это
Законодательство установило пути восстановления трудовой книжки в зависимости от причины ее порчи или утери, что справедливо и логично. Необходимо выяснить и утвердить виновную сторону и после этого приступать к последовательным действиям.
Трудовую книжку можно восстановить, поэтому даже в случае сильного ее повреждения или обнаружения утраты не стоит паниковать.
Утеря по вине работодателя
Несмотря на статичность хранения любой документации в фирмах, нередки случаи потери трудовых книжек именно работодателями.
Распространенные причины:
- халатное и пренебрежительное отношение;
- транспортировка (переезд офиса, переезд архива);
- непреодолимая сила (стихийное бедствие, пожар, наводнение и т. п.).
В случае утери документа работодателем, к ответственности привлекается он — ему вменяется обязанность реставрации трудовой книжки.
Задача ложатся на руководителя предприятия либо на конкретного, уполномоченного им работника. Ему придется автономно осуществлять запросы в государственные архивы и обращаться по месту предыдущей работы сотрудника.
Также близкой ситуацией является отказ или игнорирование работодателя вручить книжку сотруднику при прекращении трудовых отношений. Сотруднику следует проявить терпение и не инициировать изготовление дубликата, поскольку здесь вина очевидна за фирмой.
Необходимо обратиться с иском в общий суд. Судебная практика показывает, что истец быстро добивается возвращения документов и уплаты моральной компенсации за дни удержания трудовой книжки у работодателя.
Должностную обязанность по ведению трудовой книжки несут специалисты отдела кадров — они вносят записи в документ при поступлении на работу, при увольнении, ставят отметки и регулируют заверения сведений в книжке печатью и подписями.
В случае потери владельцем
Еще чаще трудовая книжка бывает утрачена самим ее владельцем.
Если организация, в которой работал сотрудник, не ликвидирована и продолжает функционировать, восстановление документа производится путем запроса в ее центральный офис об оказании содействия в формировании дубликата книжки.
Самая простая и легкая ситуация — утрата на первой работе. Следовательно, в книжке записи вносились только этим работодателем, причем, как правило, это только одна запись — о приеме на работу. Поэтому восстановить такую книжку не составляет труда.
Намного более сложный и длительный процесс ждет владельцев книжек, в которых отражена целая цепочка трудовой жизни. В таком случае владелец также обращается за помощью к последнему работодателю, который должен содействовать в восстановлении документа на основании письменных доказательств.
В качестве таких доказательств владелец обязан собрать справки со всех мест работы, в которых будет указана периодичность работы, занимаемая должность, название фирмы.
Иные доказательства:
- трудовой контракт или соглашение;
- приказ руководства о приеме, о повышении должности, об увольнении;
- бухгалтерские документы о начислении заработной платы — выписки банковских поручений, справки 2-НДФЛ и т.д.;
- кадровые табели;
- решения суда о восстановлении стажа, другие связанные с работой постановления;
- архивные данные.
Скачать образец формы 2-НДФЛ
Наличие ксерокопии книжки послужит основанием для восстановления данных.
Если копия имеет нотариальное заверение либо заверение главного бухгалтера фирмы, руководителя отдела кадров, другого уполномоченного лица, то даже не придется обращаться в Пенсионный фонд — нужно вместе с копией посетить последнее место работы по адресу, где отдел кадров быстро перенесет данные из копии в дубликат.
Но если копия не имеет специальных отметок и является обычной ксерокопией? Тогда она станет основанием для выдачи с прошлых мест трудовой деятельности справок о работе. Копия просто облегчит и ускорит процедуру сбора подтверждающих данных.
Читайте здесь, сколько дней отпуска положено за неполный год.
Когда прошлые места работы невозможно посетить в силу ликвидации, переезда, реорганизации и подобных причин, владелец книжки должен делать запросы в соответствующие инстанции. Даже когда работодатель продолжает функционировать, как раньше, обязанность по запросам остается за сотрудником, так как вина лежит на нем.
Есть три учреждения, в которые может обратиться владелец книжки:
- Пенсионный фонд;
- Государственный архив;
- Суд.
Обращение в Пенсионный фонд
Одна из функций трудовой книжки — фиксация стажа, который необходим для расчета пенсии. Каждый работодатель, имеющих сотрудник, периодически сдает отчетность о своих работниках — сведения персонифицированного учета, расчеты взносов в Пенсионный фонд России.
Пенсионный фонд сохраняет принимаемую информацию в компьютерной базе, из которой в любое время сведения можно извлечь.
Для того чтобы фонд одобрил запрос владельца книжки, он должен представить доказательства работы в указываемых местах:
- трудовой договор с печатью и подписью исполнительного органа фирмы;
- кадровые документы;
- бухгалтерская отчетность;
- справки с мест работы, подтверждающие подлинность запроса;
- выписки приказов руководства, связанные с работодателем;
- зарплатные ведомости;
- даже детализация операций по личному счету или карте — для подтверждения реального дохода от работодателя.
ПФР примет только те документы, на которых есть печати и подписи руководства компаний. В фонде наличествует собственный архив с делами работающих лиц. Однако получить выписку из него крайне сложно.
Можно попробовать получить сведения из ПФР обходным путем — запросив справку с информацией о перечислении страховых внебюджетных взносов. Однако для получения справки нужные расчетные ведомости с места работы, счета, иные доказательства.
ПФР может удовлетворить запрос и при предъявлении свидетельских показаний. Такую операцию уполномочен проводить только работодатель — он вправе найти двух и более работников, которые подтвердят, что владелец утерянной книжки действительно трудился вместе с ними. Причем сами свидетели также должны представить свои книжки для удостоверения Пенсионного фонда в работе в месте и во время, которые указываются в свидетельстве.
В любом случае ответ на запрос от ПФР поступит через 10 дней со дня сдачи заявления.
Запрос в государственный архив трудовых книжек
Государственный архив — учреждение, в которое следует обращаться лицам, которым необходимо восстановить длительный стаж, так как в архиве данные хранятся до 75-летнего срока.
Процедура запроса информации аналогична процессу работы с Пенсионным фондом — также представляются доказательства своих слов. Однако время, в течение которого архив будет обрабатывать запрос, может оказаться куда более длинным, поэтому нужно быть к этому готовым.
В Федеральное архивное агентство допустимо обращение при прекращении хозяйствования фирмы и отсутствии у работодателя правопреемника. Иначе архив скорее всего направит заявителя именно туда.
Запрос осуществляется различными путями:
- визит;
- запрос через сайт ведомства;
- через портал госуслуг;
- через МФЦ.
В указанные учреждения можно обратиться и через суд, если владелец не может решить проблему самостоятельно. Разумеется, судебный процесс продолжителен и не подходит для срочного восстановления. Однако суд дает точные сведения, его запросы обрабатываются ПФР и архивом максимально быстро и качественно, а решение не терпит претензий.
Если сотрудник умер
На умершего работника предприятие выдает книжку ближайшим родственникам по предъявлении свидетельства о смерти и документов о родстве. К близким родственникам относятся супруг, родители, дети, братья и сестры.
Если после смерти лица за трудовой книжкой никто не пришел, она отправляется в архив фирмы — как и в случае увольнения работника и оставления книжку на месте труда.
Архив трудовых книжек фирмы образуется согласно нормам делопроизводства и должен присутствовать в каждом предприятии. Индивидуальные предприниматели обязаны иметь несгораемый шкаф для хранения подобных документов.
Этот архив разделен от архива книжек действующих сотрудников и хранит документы 75 лет с момента поступления. Если за этот длительный срок никто не обратился за получением книжки, она подлежит списанию и физическому уничтожению.
При ликвидации фирмы книжки из этого архива согласно порядку передачи доставляются в федеральный архив.
Читайте также, можно ли иметь две трудовые книжки одновременно.
Возможно ли исправление ошибки в больничном листе работодателем — мы расскажем.