О существовании процедуры по оценке и проверке профессиональных умений и знаний знают многие трудящиеся. Если на государственной службе аттестацию избежать невозможно, то в частном секторе существуют различные особенности проведения такого мероприятия.
Для большинства граждан правовое регулирование вопроса и прохождение самой процедуры ассоциируется с экзаменом, письменными испытаниями, устным опросом и другими формами оценки знаний, что вселяет в них опасения при попадании в список аттестуемых. Также страх вызывает риск увольнения.
На самом деле процедура предполагает более лояльные методы анализа соответствия должности и редко несет такие последствия, как прекращение трудового договора с сотрудником. Вопрос увольнения находится в ведении руководителя организации, а аттестация служит не только этой цели, но является одним из факторов дальнейшей трудовой деятельности.
- Правовое регулирование
- Является ли это обязанностью
- Цели и основания проведения
- Заявление, приказ и другие необходимые документы
- Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности
- Порядок проведения процедуры
- Особенности для учителей школ, воспитателей ДОУ и других педагогических работников
- Протокол об итогах теста
Правовое регулирование
Аттестация на соответствие занимаемой должности — процедура, не имеющая четкой и строгой регламентации в законодательстве. Даже Трудовой кодекс, регулирующий всю сферу трудовой жизни, лишь в 81-ой статье указывает, что одним из основанием для увольнения сотрудника является отсутствие необходимого уровня квалификации, выявленное в результате аттестации.
В той же статье утверждается, что правила аттестации принимаются прочими нормативно-правовыми документами и локальными актами. При этом в обязательном порядке учитывается позиция органа, представляющая интересы трудящихся, — профсоюза. Однако, при его отсутствии работодатель уполномочен разрабатывать акт об аттестации по своему усмотрению, но с соблюдением трудового законодательства.
Таким образом, на федеральном уровне нет регламентации данной процедуры. Но существуют отраслевые положения, принимаемые государственными органами исполнительной власти и другими ведомствами — например, в сфере развития и культуры действует Положение, утвержденное соответствующим министерством и принятое в 2010 году за номером 7790-44/04.
Для гражданских госслужащих приняты несколько указов Президента в 2005 году, устанавливающие обязательность аттестации государственных работников, особенности проведения экзамена и оценки профессиональных качеств лиц, порядок присвоения чинов и т. д.
В соответствии с этими указами министерства и службы России принимали собственные положения об особенностям проведения аттестации, например, Федеральная налоговая служба издала приказ в 2013 году за номером 7-4/52, утверждающий порядок работы аттестационной комиссии ФНС.
В любом случае каждый работодатель вправе разрабатывать собственную политику экзаменации сотрудников. В качестве образца и основы рекомендуется использовать Положение еще советских времен — установленное 267-ым постановлением Государственного комитета в 1973 году.
Структура этого документа такова:
- общие положения;
- сроки;
- состав комиссии;
- порядок проведения;
- решения комиссии;
- перечень должностей;
- другие положения.
Формирование подобного акта требует тщательного учета возможных ситуаций, документоведения, дальнейшего хранения протоколов, последствий. Поскольку при оспаривании решений аттестации в суде документальные основания процедуры будут внимательно рассматриваться на предмет правомерности и полноты.
Образец положения об аттестации работников:
Является ли это обязанностью
Работодатели не обязаны проводить аттестацию, если перечисленные цели не являются достаточно обоснованными и целесообразными для них. Однако в некоторых сферах экономики данная процедура носит императивный характер в силу принятой нормативно-правовой базы.
Это работники:
- медицины;
- библиотек;
- обслуживающие космические объекты и весь персонал данной области;
- в сфере ионизирующего излучения;
- связанные с хранением и уничтожением космического и химического оружия;
- железнодорожных путей;
- на опасных объектах.
Как говорилось, государственные служащие также проходят обязательную регулярную аттестацию — сотрудники органов внутренних дел, правоохранительной системы, налоговых и таможенных служб, административных структур и т.д.
Цели и основания проведения
Причины и цель аттестации:
- высвобождение должности — все кандидаты на повышение будут подвергнуты экзамену для выбора наиболее подходящего по профессиональным характеристикам работника;
- увольнение — при принятии решения о сокращении работодатель должен учитывать нормы 179-ой статьи Трудового кодекса, устанавливающее преимущества остаться в штате тех работников, чья квалификация лучше; для реализации этого права может быть использована процедура аттестации;
- модернизация, расширение деятельности — по результатам проверки и оценки навыков и знаний работодатель сможет определиться с новым штатом для образованной в результате увеличения масштабов производства ниши, выбрать работников для высокотехнологичных и сложных должностей, либо произвести обучение потенциальных кандидатов, переподготовку, либо открыть вакансию — при отсутствии соответствующих служебным обязанностям сотрудников из действующего персонала;
- в качестве инструмента стимулирования повышения эффективности трудовой деятельности
- планирование оптимального использования трудовых ресурсов, выявление слабых звеньев производства, улучшение качества труда и системы управления персоналом.
Также результаты аттестации могут использоваться для статистической и эмпирической работы — проведения исследования, разработка новых теорий организации труда и пр.
Заявление, приказ и другие необходимые документы
Каждый работодатель, обязанный или воспользовавшийся правом на проведение оценки возможностей своих сотрудников, должен иметь следующую документацию:
Положение об аттестации | Возможно использование положения, принятого коллективным договором, межотраслевым соглашением, вышестоящими органами, как в случае с бюджетными учреждениями, либо сформировать собственное. |
Приказ руководителя или заместителя | Положение является лишь теоретическим описанием процедуры, для инициации конкретной аттестации необходимо издать приказ или распоряжение с обозначением даты вступления документа в силу. |
График | Должен содержать список работников, для которых назначена аттестация, сроки. |
Приказ об аттестационной комиссии | Например, упомянутый выше приказ ФНС. |
Положение о функционировании комиссии | Права и обязанности членов, структура, методы оценки. |
Протокол аттестации | Ведется секретарем комиссии. |
В приложениях данных актов могут быть формы аттестационных листов, уведомлений работников, результатов по экспертизе квалификации.
Все виды трудовых отпусков описаны далее.
Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности
В 81-ой кодекса указано, что при разработке собственного положения необходимо учитывать позицию профсоюзной организации. Порядок приведения норм документа в соответствие с мнением этого органа приводится в 373-ой статье кодекса.
Так, до окончательного принятия положения его проект направляется на рассмотрение в выборный орган профсоюза.
Органу предоставляется семидневный срок на анализ проекта и составление письменного мнения о документе. Если в течение данного срока профсоюз не вышлет работодателю ответ, положение принимается без учета позиции профсоюза.
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
При выражении в своем ответе негативной оценки проекта либо его отдельных пунктов профсоюз и работодатель организуют трехдневную совместную деятельность по обсуждению условий документа и путей решения разногласий. Работа оформляется протоколом.
Если на этом обсуждении стороны не достигли единого мнения, работодатель может принять положение в том виде, который удовлетворяет его, а профсоюз вправе подать жалобу на организацию в Инспекцию труда.
Инспекция труда рассматривает жалобу и выносит решение в пользу одной из сторон, аннулируя решение другой. Параллельно с этим профсоюз или сам работник вправе также обратиться с иском в суд.
Если единое мнение достигнуто, положение принимается и регистрируется в фирме.
Что нужно включить в проект:
- цели и задачи аттестации (оценка квалификации, формирование представления о трудовых ресурсах, повышение должности, сокращение штата и т. п.);
- круг лиц, подвергаемых оценке (желательно исключить из него наиболее слабых работников — беременных, несовершеннолетних, пенсионеров, декретниц, временных сотрудников, работающих меньше 1 года, молодых специалистов — устроившихся на работу по договору с образовательным учреждением);
- сроки и период — оптимально инициировать аттестацию раз в 3-5 лет; также необходимо включить правила переноса сроков или проведения досрочного мероприятия;
- состав комиссии — председатель, остальные участники и секретарь, либо протоколист, обязательно наличие хотя бы одного члена профсоюза, если он имеется; уточнение полномочий, прав и обязанностей всех членов;
- график аттестации;
- необходимая документация работников — как правило, характеристики;
- описание процесса аттестации;
- решения по результатам и оформление — форма голосования, количество голосов, присвоение чина, повышение должности, изменение оплаты труда или премирование; критерии оценки;
- право на обжалование решения;
- дополнительные нормы — например, как проводить аттестацию лиц, совмещающих несколько должностей; аттестация штата филиала или обособленного подразделения; порядок оповещения сотрудников и членов комиссии о положении; действия при наступлении различных обстоятельств — болезнь одного из участников, невозможность присутствовать на процедуре.
Порядок проведения процедуры
Мероприятие осуществляется, как правило, не за один день. В частности, в государственных учреждениях тест занимает несколько дней или даже недель в виду большого числа тестируемых лиц.
Процесс в частных компаниях регламентируется утвержденным положением — возможно поверхностное затрагивание организационных моментов и акцентирование на сути процедуры, а возможно подробное описание всех шагов:
- ведение протокола; его форма и подписывающие лица; способ доведения до всех участников;
- приглашение сотрудников на заседания — вплоть до произносимых слов членами комиссии и сотрудниками (например, в военных и подобных организациях);
- время на оценку качеств каждого сотрудника;
- порядок обсуждения результатов и материалов по заседанию;
- и т.д.
Например, в Указе Президента об квалификационном экзамене государственных служащих сказано, что аттестация проходит в виде оценки знаний, умений и навыков согласно служебному регламенту с использованием различных методов оценки, не противоречащих законодательству, в т.ч. в виде индивидуального собеседования и тестирования в рамках выполняемой работы.
Особенности для учителей школ, воспитателей ДОУ и других педагогических работников
В 2020 году вступил в действие 276-ой приказ Министерства образования и науки, установивший порядок аттестации педагогов.
Документ предусматривает 2 вида оценки знаний и качеств:
- для присвоения первой и высшей категории — по желанию самого педагога;
- аттестация на соответствие занимаемой должности.
Акт затрагивает все группы лиц, оказывающих образовательные услуги, в т.ч. работники частных лицензированных учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения, учителя на замену и по совместительству. Не входят в субъекты указа лишь преподаватели и профессора.
Обязательная процедура осуществляется 1 раз каждые 5 лет.
Скачать аттестационный лист педагогического работника, учителя или педагога)
Освобождены от аттестации:
- педагоги с категорией;
- работающие меньше 2 лет;
- беременные и ухаживающие за детьми до 3 лет — их участие в оценке качеств возобновляется только через 2 года после выхода на работу;
- сотрудники на больничном более 4 месяцев — только через 1 год после выхода на работу;
- молодые специалисты — поступившие на работу сразу после получения образования.
Аттестации проводится в стандартном режиме — формируется комиссия из работников этого же учреждения и представителей профсоюза, собираются представления каждого педагога.
Представление содержит основную информацию о работнике:
- имя;
- должность;
- трудовой договор по данной должности;
- степень квалификации; вид образования;
- наличие дополнительного образования;
- сведения о прошлых аттестациях;
- характеристика профессиональных качеств.
По своему желанию работник может приложить в представление какие-либо еще объективные документы, описывающие его трудовые умения.
Указ не предусматривает проведение внеплановой аттестации по работникам, на которых поступили жалобы, касающиеся профессиональной деятельности. В таких случаях применяются общие положения трудового закона: санкции в виде выговора, замечания или даже увольнения.
Со всеми документами за месяц до аттестации заведующий учреждением обязан ознакомить всех участвующих работников.
Сама аттестация осуществляется в назначенный день при присутствии хотя бы двух третьих состава комиссии. Если сотрудник не явился на заседание по объективным причинам, аттестация сдвигается не менее чем на месяц. В иных случаях экзамен проводится без педагога.
Комиссия рассматривает представление каждого сотрудника и принимает одно из решений:
- соответствие должности;
- несоответствие должности.
Письменные испытания для сотрудников не осуществляются.
Принимается решение, получившее большее количество голосов. Также положительное решение считается действительным, если за него проголосовало более ½ членов комиссии.
По итогам мероприятия формируется протокол. Для каждого сотрудника составляется выписка из протокола, которую под расписку необходимо предоставить лицу для ознакомления, затем выписка прикладывается в личное дело сотрудника.
Нововведением указа является полномочие комиссии выдавать рекомендации директору заведения для назначения на должность лиц, имеющих среднее или высшее образование, но не по педагогической специальности, при наличии у них опыта и компетентности в профессии педагога. На основе такой рекомендации работодатель может принять на работу учителем школы, воспитателем в ДОУ и т. д. лицо без педагогического образования.
Если сотрудник не соответствует должности, в отношении него могут быть предприняты увольнение или перевод на другую должность.
Сотруднику дано право обжаловать решение комиссии.
Протокол об итогах теста
В Положении об аттестации внутри организации содержится пункт о протоколе: кто его ведет, какую форму он имеет и как хранится после мероприятия.
Секретарь комиссии или при его отсутствии один из ее членов фиксирует в протоколе всю информацию о ходе аттестации и ее итогах.
Законодательство не предусматривает строгого бланка такого протокола, и каждая организация использует тот вид документа, который утверждается при разработке положения.
Скачать аттестационный лист медицинского работника или врача
Какие сведения вносятся в протокол:
- номер — для каждого заседания формируется новый документ;
- дата аттестации;
- участники комиссии и проверяемые сотрудники;
- короткая информация о каждом сотруднике;
- вопросы, заданные комиссией, и ответы проверяемого;
- итоги голосование и принятое решение.
По завершении заседания протокол необходимо закрепить подписями председателя комиссии и ответственного за его ведение. Сотрудникам дают возможность ознакомиться с документом после мероприятия. Протокол, как правило, хранится в отделе персонала.
Как оформляется премирование бухгалтера — смотрите вот тут.
Узнайте из статьи, как считать нестраховые периоды в больничном листе.