Бухгалтерский учет основных средств, имеющихся у компании и перемещающихся внутри ее структурных подразделений, должен вестись посредством оформления специальной инвентарной карточки.
В бухгалтерии такую карточку нужно завести в одном экземпляре, и в зависимости от количества объектов или типа самого предприятия меняется только форма, в которой она должна оформляться.
При этом действующее законодательство в этом вопросе регулярно терпит различные изменения, в связи с чем многие люди не знают о том, как должна оформляться карточка учета основных средств в 2020 году и в чем заключаются ее основные особенности.
Термины и назначение документа
Все вопросы, которые имеют отношение к ведению бухгалтерской отчетности, предельно точно отражены в действующем законодательстве, но для того, чтобы правильно понимать и трактовать различные нормы, стоит рассмотреть основные требования, которые в них используются:
Основные средства | Основные объекты, которые используются непосредственно во время изготовления продукции или постепенного получения доходов компанией, сохраняя при этом свою натуральную форму. |
Первичная учетная документация | Перечень бумаг, отражающих сведения по всевозможным банковским операциям. Оформляются такие документы непосредственно в момент проведения транзакции или какой-либо хозяйственной операции. |
Бухгалтерский учет | Процедура отражения данных о финансовой деятельности компании в специальных таблицах. |
Налоговый учет | Процедура отражения данных о финансовой деятельности компании, на основании которой рассчитываются суммы перечислений в бюджет. |
Амортизация основных средств | Постепенное перенесение стоимости основных средств в производственные процессы, что отражается в соответствующих отчетах с использованием инвентарной карточки. |
Само по себе ведение инвентарной карточки позволяет решить достаточно большое количество задач, включая:
- упростить процедуру проведения анализа данных по основным средствам;
- максимально быстро сформировать статистические данные;
- упорядочить информацию.
При проведении всевозможных проверок сотрудники налоговых органов всегда уделяют отдельное внимание именно этим карточкам, поэтому алгоритм их заполнения должен быть изучен уполномоченными сотрудниками компании максимально подробно, так как при наличии ошибок на организацию может быть наложен крупный штраф.
Обязательные моменты
Оформление инвентарной карточки подчиняется определенным правилам, которые должно знать любое уполномоченное лицо, и в частности, это касается не только порядка оформления, но и содержания этого документа.
Главная информация в содержании
В бланк ОС-6 нужно обязательно занести данные о:
- поступления основных средств;
- перемещениях между внутренними структурными подразделениями;
- ремонтных работах;
- модернизации или реконструкции основных средств;
- процедур повторной оценки стоимости;
- списании или выбытии.
Пример формы ОС-6
В шапке документа нужно указать полное наименование организации, объекта основных средства, его месторасположение, а также коды по ОКУД, ОКОФ, ОКПО и заводской номер. Помимо этого, указывается также дата принятия ОС и списания их с учета.
Основная часть документа включает в себя семь разделов-таблиц, и в момент принятия объекта к учету в нем заполняются следующие разделы:
№1 | Информация об объекте в момент его получения. |
№2 | Информация об объекте в момент его принятия к бухгалтерскому учету. |
№4 | Информация о приемке ОС. |
№7 | Перечисляются основные пункты характеристики указанного объекта. |
Все остальные разделы должны оформляться уже в момент непосредственной эксплуатации данного объекта, и включают они в себя следующие данные:
№3 | Данные о переоценке. |
№4 | Данные о внутренних перемещениях ОС между отдельными подразделениями компании, а также об их списании. |
№5 | Информация о внесении корректировок в изначальную стоимость объекта. |
№6 | Перечень затрат, которые потребовались для проведения ремонтных работ. |
Заполненный бланк должен быть обязательно подписан ответственным лицом.
Если в компании приняли решение о выбытии основных средств по тем или иным причинам, то в таком случае в соответствии с составленным актом на списание в инвентарной карточке нужно сделать специальную отметку. При этом инвентарные карточки по любым выбывшим объектам нужно хранить на протяжении срока, установленного руководителем организации (как минимум пять лет).
Если инвентарная карточка заполняется первый раз, то в таком случае лучше предварительно ознакомиться с основными нюансами ее заполнения, а также обратить внимание на порядок оформления этого документа.
Порядок оформления
Порядок оформления документа стоит рассмотреть в виде простого алгоритма действий, которого стоит придерживаться любому уполномоченному лицу:
Шаг № | Действие | Описание |
1 | Внесение всей нужной информации в шапку карточки | Дата оформления, порядковый номер |
2 | Заполнение всех необходимых реквизитов компании | Указываются те реквизиты, которые относятся к основным средствам |
3 | Указывается назначение тех или иных структурных подразделений | |
4 | Указывается наименование определенного объекта основных средств | Нужно перечислять только те, которые принимаются к учету |
5 | Указывается нумерация определенной амортизационной группы | Группы выбираются только те, к которым принадлежат основные средства |
6 | Указывается месторасположение основных средств | |
7 | Составляется раздел №1 | Указывается вся информация в соответствии с заполненной ранее формой №ОС-1 |
8 | Составляется раздел №2 | Указывается стартовая цена определенного объекта, а также его срок полезной эксплуатации в соответствии с паспортом |
9 | Составляется раздел №3 | Этот шаг проводится только в том случае, если объект основных средств подвергается переоценке |
10 | Составляется раздел №4 | Указывается информация о приеме основных средств, а также их дальнейшего перемещения |
11 | Составляется раздел №5 | Этот шаг проводится только в том случае, если стартовая цена основных средств перетерпела определенные изменения |
12 | Составляется раздел №6 | Указывается полный перечень сведений, которые относятся к расходам на проведение ремонта оборудования |
13 | Составляется раздел №7 | Указывается краткая индивидуальная характеристика того или иного объекта |
14 | Ставится подпись лица, несущего ответственность за оформление и хранение этого документа | Зачастую такую обязанность выполняет главный бухгалтер. |
При этом стоит отметить, что даже если карта была оформлена в электронном виде, после этого нужно будет составить документ и в письменном формате в момент проведения тех или иных операций или же по их завершению, если раньше не представлялось такой возможности.
Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов описаны специалистами в этой статье.
Как следует заполнять карточку учета основных средств
Стоит отметить несколько особенностей, которые характерны для процедуры заполнения формы учета основных средств:
- Заполнять информацию об основных средствах на момент их передачи нужно только в том случае, если ранее они уже использовались, и вносить записи нужно в соответствии с документами основных средств. Если речь идет о новом оборудовании, этот пункт заполнять уже не обязательно.
- При заполнении информации об ОС на момент их приема к бухгалтерскому учету указывается только стоимость приема этого объекта.
- Переоценка предусматривает увеличение или уменьшение первоначальной стоимости объекта, а та цена, которая была изменена, после этого приобретает статус восстановительной. Помимо этого, также осуществляется переоценка начисленной амортизации.
- Информация о приемке, списании и перемещении основных средств. Внесение записей осуществляется по порядку, то есть начиная с данных о поступлении ОС. В данном разделе нужно указывать данные на основании таких документов как акты приемы, передачи, списания и других бумаг.
- Информация о корректировки стартовой стоимости основных средств представляет собой данные о расходах, необходимых для проведения капитального ремонта, корректировки или совершенствования, которые позволили увеличить стоимость основных средств. Указывается на основе данных, прописанных в форме ОС-3.
- В тратах на ремонтные работы нужно указывать данные о том, какие средства были потрачены на проведение текущего ремонта, не влияющего на стоимость объекта и списывающихся на себестоимость изделия.
- Индивидуальные показатели включают в себя любую информацию, которой характеризуется объект основных средств.
Унифицированная форма ОС-3 (бланк)
В конечном итоге, соответственно, подпись должен ставить тот, кто занимается оформлением этого документа и несет за него полную ответственность.
Ведение записей и начисления
По объектам основных средств начисление амортизации осуществляется в следующем порядке:
- на объект недвижимости в момент принятия его к учету по факту проведения государственной регистрации прав собственности на объект недвижимости, предусмотренной действующим законодательством;
- на имущество, имеющее стоимость менее 40000 рублей включительно, амортизация должна рассчитываться в виде 100% от общей балансовой стоимости объекта в момент его принятия к учету;
- на имущество, имеющее стоимость более 40000 рублей амортизация должна начисляться в соответствии с нормами амортизации, рассчитанными ранее в установленном порядке.
Если же речь идет о движимом имуществе, то на него амортизацию нужно рассчитывать несколько иначе, а именно:
- на объекты библиотечного фонда, имеющие стоимость менее 40000 рублей включительно, расчет амортизации проводится в виде 100% балансовой стоимости, которая была зарегистрирована на момент передачи объекта в эксплуатацию;
- на объекты основных средств, имеющие стоимость более 40000 рублей, амортизацию нужно рассчитывать по принятым нормам амортизации;
- на объекты основных средств, стоимость которых составляет менее 3000 рублей включительно (не считая объекты библиотечного фонда и нематериальные активы), амортизация не может рассчитываться;
- на другие объекты основных средств, стоимость которых находится в пределах 3000-40000 рублей включительно расчет амортизации должен быть начислен в виде 100% балансовой цены, зарегистрированной на момент получения объекта в эксплуатацию.
Таким образом, правила расчета амортизации непосредственно зависят от того, к какому виду относится рассматриваемое имущество и какую оно имеет стоимость.
Принципы описи и хранения
Инвентарные карты основных средств относятся к категории документов первичной отчетности, в связи с чем на них распространяются обычные правила, и в частности, это относится к длительности хранений документации – не менее пяти лет. После того, как данный период времени истечет, документы должны быть утилизированы установленным путем.
Данное правило распространяется также на любые инвентарные карточки учета основных средств, но в некоторых случаях длительность хранения может быть несколько выше, и все здесь зависит от типа основных средств.
Обязательно раз в несколько лет должна проводиться опись инвентарных карточек, главной целью которой является регистрация инвентарных карт. За счет проведения данной процедуры обеспечивается подтверждения сохранности всей имеющейся документации, причем регистрация должна в обязательном порядке осуществляться в полном соответствии с информацией, прописанной в счетах бюджетов.
Отсюда вы узнаете, как оформить приказ об утверждении сроков выдачи подотчетных сумм.
Заявление на ЕНВД для ИП составляется бухгалтером предприятия. Подробнее читайте далее.