Приказ Росстата №373, вступивший в силу 29 июля 2020 года, утвердил несколько форм федерального наблюдения. Они были введены для отчетности за 2020 г. Одна из них – №ТЗВ-МП, в которой содержатся данные о расходах предприятия на производство и реализацию товаров, а также сведения о результатах его профессиональной деятельности за отчетный год.
Форма ТЗВ-МП является приложением к данному приказу. Она необходима для службы статистики для того, чтобы разработать базовые таблицы по затратам и выпуску, сделанным за 2020 год, согласно соответствующему распоряжению Правительства Российской Федерации.
Отчетность №ТЗВ-МП обязаны сдать до 1 апреля этого года все малые предприятия, в том числе и фермерские хозяйства. Им следует направить соответствующий документ в местный орган Росстата либо по месту осуществления своей деятельности, либо по месту нахождения.
Кто и зачем должен сдавать
Малыми предприятиями называются организации, деятельность которых соответствует всем перечисленным в законе условиям.
По закону о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:
- общая доля участия Российской Федерации, ее субъектов, различных муниципальных образований и других организаций не должна превышать двадцати пяти процентов в уставном капитале небольшого предприятия и сорока девяти процентов для юридических лиц не малого и среднего предпринимательства либо иностранных;
- численность сотрудников предприятия по спискам за прошедший год не должна превышать сто человек;
- прибыль от осуществляемой предпринимательской деятельности не может превышать восемьсот миллионов рублей за прошедший календарный год.
Сведения, которые содержатся в отчете ТЗВ-МП, нужны Росстату для того, чтобы они смогли провести федеральное статистическое наблюдение за расходами на производство и реализацию товаров, предоставление работ и услуг, а также для того, чтобы разработать базовые таблицы «затраты-выпуск» за отчетный 2020 год.
Его следует предоставить в местный орган Росстата туда, где находится малое предприятие. Если оно осуществляет свою профессиональную деятельность не по месту расположения, то отчет по форме ТЗВ-МП необходимо отправить в отделение, которое курирует адрес, где осуществляется фактическая деятельность.
Форму ТЗВ-МП можно предоставлять как в бумажном, так и в электронном виде. При этом соответствующий электронный документ должен быть обязательно подписан с помощью квалифицированной усиленной подписью, согласно законодательству Российской Федерации.
Какова роль выборки
Статистическое Федеральное наблюдение бывает нескольких видов: сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение подразумевает, что соответствующую отчетность должны предоставлять все респонденты исследуемой категории. Такое наблюдение последний раз осуществлялось в предыдущем году.
До апреля 2020 года все малые предприятия и микропредприятия, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были сдавать отчетности по соответствующим для каждого формам. Эти формы были утверждены приказом Росстата.
Так, малые предприятия и микропредприятия сдавали отчетность в форме №МП-сп, в которой указывались основные показатели и итоги деятельности предприятия. А индивидуальные предприниматели сдавали отчеты в форме №1 для предпринимателей, где руководитель указывал сведения о своей деятельности за отчетный год.
В 2016 году сплошное наблюдение уже было проведено, а значит в этом году оно уже проводиться не будет. Следовательно, форма ТЗВ-МП не имеет никакого отношения к сплошному наблюдению.
Выборочное наблюдение основывается на том, что отчетность сдают только те респонденты, которые решением Росстата были включены в специальную выборку. Принцип выборочного статистического наблюдения состоит в том, что если организация попала в выборку Росстата, то она обязана предоставить отчетность не позднее первого апреля 2020 года.
При этом организация должна быть уведомлена, что она попала в выборку и должна предоставить соответствующую отчетность. Если предприятие не было включено в выборку, то, соответственно, и отчет по форме ТЗВ-МП ему предоставлять в соответствующий орган не нужно.
Ни индивидуальные предприниматели, ни средние предприятия и микропредприятия попасть выборку Росстата в любом случае не могут, поскольку она предназначена лишь для малых предприятий и фермерских хозяйств.
Критерии соотнесения предпринимательства:
Критерий | Показатель |
Максимально допустимая численность сотрудников предприятия за предыдущий год |
|
Доход за предыдущий год с учетом налогообложения |
|
Доля участия в уставном капитале юридического лица Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных, общественных и религиозных образований, а также различных фондов | 25% |
Доля участия в уставном капитале юридических лиц, не относящихся к малому и среднему предпринимательству, а также иностранных организаций | 49% |
Важно иметь в виду, что статус малого предпринимательства в том случае, когда вышеперечисленные показатели будут превышать допустимые и им соответствующие на протяжении трех лет.
Рекомендации по разделам
Форма ТЗВ-МП состоит из титульного листа, раздела №1, где указываются данные о выручке, и раздела №2, где отражаются производственные и реализационные издержки.
В титульном листе необходимо указать следующую информацию:
- полное название организации, которое прописано в учредительном документе, а рядом следует написать сокращенный вариант в скобках;
- почтовый адрес, особенно в случае если он не совпадает с юридическим адресом, так как на него может быть выслана корреспонденция при необходимости;
- код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций.
В разделе номер 1 необходимо указать все данные о выручке организации за прошедший год.
В этом нет ничего сложного:
Строчка 01 | Ставится итоговая сумма выручки за прошедший год, причем эта сумма должна равняться идентичному показателю, который был ранее указан в отчете об экономических результатах; этот отчет сдается организациями вместе с бухгалтерской отчетностью. |
Строки 02 и 05 | Расшифровывается этот показатель, то есть отделяется выручка от продаж самостоятельно произведенной продукции и выручка от товаров, которые были приобретены для дальнейшей перепродажи; соответственно сумма, полученная при сложении данных в строках 02 и 05 должна равняться сумме, указанной в строчке 01. |
Строчки 03 и 04 | Заполняют те, кто предоставляют строительные и научно-технические услуги, при этом сумма полученной выручки является частью суммы, указанной в строчке 02. |
Под сельскохозяйственные организации отведены специальные строки, а именно в строчке 05 отражается сумма произведенных товаров, которые потом зачисляются в главные средства, в строчке 06 выставляется цена произведенных товаров, которые пошли на дальнейшее использование в сельскохозяйственной деятельности.
Разберем коды ОКФС с расшифровкой здесь.
Раздел номер 2 заполнить немного сложнее, поскольку в нем следует отразить намного больше различных показателей. Задача упрощена лишь тем, что они сгруппированы по блокам.
Блок 1:
Строчка 08 | Следует указать цену продукции, которая была приобретена в течение отчетного года с целью дальнейшей перепродажи. Товары отражаются по их фактической стоимости при покупке без учета налога на надбавочную стоимость. |
Строчка 09 | Необходимо поставить цену на остаточные товары, которые хранятся на складе на момент начала нового года с целью дальнейшей перепродажи. |
Строчка 010 | Необходимо указать тот же показатель, но на конец прошлого года. |
Следует учесть, что строчка 010 не может быть больше суммы показателей в строках 08 и 09.
Блок 2:
Строчка 11 | Следует указать сумму расходов, совершенных на приобретение материалов и сырья, причем не имеет значения пошли ли они все в производство, или часть из них до сих пор хранится на складе. |
Строчка 12 | Следует отразить издержки на приобретение топлива любого вида, однако в строчке 13 указывается отдельно только та сумма, которая была потрачена на приобретение топлива в розничных автозаправках. |
Строки 14 и 15 | Необходимо показать, сколько остатков сырья хранилось на складе в начале года и сколько в конце. |
После заполнения этих строчек необходимо произвести проверку: сумма показателей в строчках 11, 12 и 14 должна быть больше или равна сумме, указанной в строчке 15. В отдельной строчке 16 следует выделить цену сырья, которое было продано, а не пущено в производство.
Таким образом, строчка 16 является частью суммы цифр в строчках 11, 12 и 14.
Блок 3, где указываются прочие расходы:
Строчка 17 | Это расход на электрическую энергию. |
Строчка 18 | Это расход на тепловую энергию. |
Строчка 19 | Это издержки за воду. |
Строчка 20 | Это оплата канализации. |
Строчка 21 | Это оплата арендной платы (затем в строчках с 22 по 25 расшифровывается эта сумма исходя из видов платежей). |
Строчка 26 | Это представительские расходы. |
Строчка 27 | Это оплата услуг иных организаций (затем в строчках с 28 по 52 расшифровывается эта сумма исходя из видов услуг). |
Строчка 53 | Здесь указываются прочие расходы, еще не упомянутые в предыдущих строчках. |
Строчка 54 | Подводится итог расчетов по формуле, приведенной в самом отчете №ТЗВ-МП. |
Общие советы по работе с отчетом ТЗВ-МП
Отчет для малого предпринимательства в форме ТЗВ-МП за отчетный 2020 год может быть подписан как директором организации, так и бухгалтером, то есть человеком, который наделен ответственностью за доведение необходимой информации до органов Росстата от имени предприятия.
Так, в выборку для наблюдения может попасть предприятие, которое финансово-хозяйственную работу не вело в 2020 году. Даже если передвижений по счетам компании не было, отчет в любом случае предоставить необходимо, заполнив один лишь титульный лист и поставив в разделах номер один и два прочерки.
Согласно пункту 10 в Положении №620, которое было утверждено Правительством Российской Федерации, данная отчетность может быть предоставлена в соответствующий орган в следующих вариантах:
Бумажный документ | Можно отправить по почте или передать лично, или через доверенное лицо, приложив доверенность. |
Электронный документ, который пройдет через специального оператора | Подобный документооборот осуществляется с применением электронной подписи. |
Электронный документ, проходящий через специальную систему веб-сбора | Это осуществляется не во всех территориальных подразделениях, необходим логин, пароль и электронная подпись. |
Признаки и нюансы статистического наблюдения
В соответствии с четвертым пунктом Положения, утвержденного Российской Федерацией, территориальные подразделения обязаны уведомить организации о том, что они попали в выборку статистического наблюдения, которое бывает двух видов: сплошное и выборочное.
Однако существует следующая проблема: нормативным актом не регламентировано, как именно юридические лица должны быть осведомлены. Донесение информации на практике происходит несколькими способами.
Скачать форму ТЗВ-МП 2020
Первым способом является публикация соответствующей информации на сайте, где и указываются все организации, которые попали в выборку. Второй способ заключается в том, что территориальные органы направляют письма с уведомлениями по адресам, которые указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Случается, что уведомление может не дойти до руководителя организации по каким-либо причинам. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, будет не лишним позвонить в подразделение Росстата и узнать, нужно ли предоставлять соответствующую отчетность.
Сроки, ответственные лица и штрафы
Приказ Росстата, который был принят в 2020 году, регламентирует период, за который необходимо предоставить соответствующую отчетность в форме ТЗВ-МП, а именно весь отчетный год. Данная форма должна быть предоставлена до первого апреля текущего года.
При утверждении сроков, важно учитывать то, что в случае попадания крайней даты на нерабочий день, то дата передвигается на следующий рабочий день. Отчетность в этом году необходимо предоставить до 3 апреля.
В случае если форма ТЗВ-МП не будет предоставлена или будет предоставлена, но несвоевременно, то это повлечет за собой административное наказание в виде штрафа. Так, должностные лица облагаются штрафом в размере от десяти до двадцати тысяч, а юридические лица – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.
Важно учесть, что после оплаты штрафа руководитель малого и среднего предприятия в любом случае обязан в установленное время предоставить данную отчетность. Законодательство предусматривает штраф за непредоставление отчетности в следующий раз.
Должностные лица будут обязаны вновь уплатить штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч, а юридические лица – от ста до ста пятидесяти тысяч рублей.
Порядок заполнения декларации по налогу на имущество описан в этой статье.
Поможем разобраться с кодами номенклатуры товаров работ и услуг на этой странице.