Многие уже могли слышать о таком понятии как «саморегулируемые организации», но при этом далеко не все понимают, какие именно субъекты предпринимательской деятельности могут обзавестись таким статусом и для чего он вообще необходим.
Чтобы это понять, нужно подробно изучить действующее законодательство, а именно Федеральные законы №223-ФЗ и №315-ФЗ от 13 июля 2020 года и 1 декабря 2007 года соответственно.
В соответствии с установленными нормами сведения о членстве в саморегулируемой организации обязательно должны вноситься в соответствующий реестр, но при этом далеко не все знают, что это дает и зачем вообще нужно.
Обзор организации
Саморегулируемая организация относится к некоммерческим организациям, которая основывается для саморегулирования и базируется на членстве, объединяя несколько субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к определенной производственной или рыночной отрасли, а также к сфере ведения какой-то профессиональной деятельности.
В России формирование и деятельность таких организаций полностью регулируется Федеральным законом №315-ФЗ, а также отдельными федеральными законами, которыми устанавливаются правила ведения соответствующего вида деятельности.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) О саморегулируемых организациях (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
Основной идеей таких организаций является перекладывание надзорных и контрольных функций за работу субъектов в определенной области с государства на тех лиц, которые являются непосредственными участниками рынка.
Стоит отметить, что с государства снимаются какие-то избыточные функции и, соответственно, расходы бюджета, в то время как надзор уже велся бы не за непосредственной деятельностью компаний, а за полученными в ее процессе результатами. Таким образом, внедрение института СРО позволяет со временем избавляться от лицензирования определенных сфер предпринимательской деятельности.
Общие нюансы
Функции саморегулируемых организаций относятся к обеспечению имущественной ответственности всех членов данного общества перед потребителями или заказчиками товарной и другой продукции. Таким образом, в случае возникновения у этих лиц каких-либо претензий к качеству предоставленных им товаров или услуг, они могут получить компенсацию из соответствующего фонда данного объединения.
Главной целью создания таких организаций является то, что они объединяют граждан, юридических лиц и частных предпринимателей, которые работают в определенной области, и несут в себе следующие функции:
- обеспечение контроля над выполнением взятых на себя обязательств перед клиентами;
- решение конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе ведения производственной деятельности;
- начисление выплат из компенсационного фонда компании;
- оказание дисциплинарного воздействия в случае нарушения установленных требований.
Подобные объединения, обеспечивая контроль над деятельностью членов компании, могут оперативно среагировать в случае возникновения конфликтной ситуации или же в случае получения каких-либо претензий со стороны заказчика.
Таким образом, надзор за деятельностью предприятий теперь становится исключительной прерогативой самих предпринимателей, работающих в данной отрасли, в то время как государство берет на себя обязательство по обеспечению контроля над достоверностью всей информации о данной организации в соответствующих реестрах.
Главные условия
Для того, чтобы понять особенности работы саморегулируемых организаций, достаточно просто разобраться в основных нюансах работы таких объединений.
Обязательства по закону
Главным обязательством саморегулируемой организации является своевременное и самостоятельное внесение информации о членстве в ней в соответствующий федеральный реестр. Таким образом, члены каждого СРО должны подавать всю необходимую отчетность, на основании которой в дальнейшем будут подаваться данные в ЕФРСФДЮЛ.
В соответствии с нормами, прописанными в статье 11 Закона №360-ФЗ, изданного 3 июля 2020 года, срок внесения данной информации стандартно составляет три рабочих дня, отсчет которых начинается с того момента, как уполномоченное лицо узнает о соответствующем факте. В случае несвоевременной подачи нужной информации с обязанного лица взымаются соответствующие штрафные санкции.
Стоит отметить, что в случае непредоставления или предоставления некорректных данных о компании на должностное лицо накладывается штраф в размере 5000 – 10000 рублей, в то время как при повторном нарушении этого требования штраф уже будет увеличиваться до размеров 10000 – 50000 рублей.
Публичность информации
В соответствии со статьей 7.1 Закона №129-ФЗ предусматривается необходимость обязательного формирования и дальнейшего ведения единого реестра, в котором содержится вся юридически значимая информация касательно работы различных компаний, частных предпринимателей, а также всех остальных хозяйствующих субъектов.
Преимущественное большинство данных вносится в данный реестр сотрудниками налоговых служб, основываясь на тех фактах, которые указываются в процессе регистрации бизнеса в соответствующем государственном реестре, в то время как остальная информация предоставляется уже самим лицом, ведущим деятельность.
В первую очередь, обязательно нужно размещать сведения о членстве в СРО, включая информацию о том, что то или иное лицо относится к членам саморегулируемой организации аудиторов. Точно также налоговую службу нужно уведомлять и в случае выхода из СРО с обязательным предоставлением ФИО или полного наименования члена, его ОГРН или ИНН, а также информации на СРО.
Помимо этого, к размещению обязательна информация, полученная по результатам проведенного аудита, если он проводится в соответствии с обязательным планом.
В данном случае сведения вносятся именно заказчиком данного мероприятия, причем обязательно указывать данные на аудируемую организацию и компанию-аудитора. Вдобавок пишется полный список проверенной отчетности, даты проведения данной процедуры, а также заключение, в котором будут прописаны все существенные обстоятельства.
Требования к составу
В основном информация, которая находится в государственном реестре СРО, включает в себя только данные о фактах вступления или выхода из таких организаций, а также необходимые сведения о самих членах.
Стоимость открытия расчетного счета для ИП описана здесь.
Если же говорить о фактах деятельности юридических лиц, то данный реестр предусматривает обязательное внесение следующей информации:
- полное наименование участника саморегулируемой организации с указанием его данных;
- контактный адрес участника СРО;
- полное наименование СРО, а также присвоенные ей ОГРН и ИНН;
- перечень видов деятельности, которые могут быть позволены после вступления в СРО.
Стоит отметить, что правила, по которым ведутся федеральные реестры, устанавливаются нормами закона №129-ФЗ, а помимо этого, каждая организация также может вести собственный реестр участников, откуда можно узнать основную информацию о членстве тех или иных компаний в СРО.
Прочие изменения
Необходимость обязательного указания информации об факте членства компании в саморегулирующейся организации представляет собой не единственное изменение, и еще одним важным нововведением является необходимость указания результатов обязательного аудита, таких как:
- наименование аудируемой организации;
- информация, по которой можно идентифицировать аудируемую организацию;
- ФИО лица, занимающегося проведением аудиторской проверки;
- данные, которые позволяют идентифицировать аудиторскую организацию;
- полный перечень бухгалтерской и финансовой отчетности, по отношению к которой проводилась аудиторская проверка;
- период, за который оформлялась отчетность с указанием дат их подписания;
- собственное мнение представителей той компании, которая занималась проведением аудиторской проверки, а также мнение самого эксперта касательно достоверности представленной бухгалтерской или финансовой отчетности, если речь идет не о государственной или коммерческой тайне.
Какие сведения о членстве в саморегулируемой организации нужны
Все юридические лица должны указывать данные о своем членстве в саморегулируемой организации, и в частности, это касается указания следующей информации:
- ФИО;
- идентификационный код налогоплательщика;
- ОГРНИП или ОГРН;
- уникальный номер страхового полиса;
- контактные номера телефонов и адрес;
- наименование саморегулируемой организации, а также ее регистрационный номер и номер налогоплательщика;
- перечень видов деятельности, которые могут вестись данным лицом по причине его членства в саморегулируемой организации.
Сроки внесения
Сроки внесения информации в единый реестр установлены пунктом 3.1 Порядка, прописанного в приказе Министерства экономики и развития №178, изданного 5 апреля 2013 года. В соответствии с этой законодательной нормой данные должны вноситься в информационный ресурс на протяжении трех рабочих дней, отсчет которых начинается с даты, когда уполномоченное лицо получило информацию о возникновении соответствующих фактов.
Если действующее федеральное законодательство или же какие-либо другие нормативные правовые акты устанавливают собственные сроки, по которым должна вноситься информация в соответствующий ресурс, ее нужно будет вносить туда в соответствии с теми сроками, которые устанавливаются данными законами или же какими-либо другими нормативно-правовыми актами.
Если же федеральное законодательство или какие-либо другие нормативно-правовые документы включают в себя обязательную необходимость указания в едином реестре информации, подлежащей опубликованию, но при этом не устанавливается точный срок, когда эти сведения должны быть внесены в информационный ресурс, то в таком случае их нужно будет внести туда на протяжении трех рабочих дней, отсчет которых начинается с момента возникновения соответствующей обязанности по их опубликованию.
Таким образом, всем компаниям или частным предпринимателям, которые являются членами саморегулируемых организаций, нужно было впервые подать информацию о себе до 5 октября 2020 года, так как 1 и 2 число этого месяца приходилось на выходные дни.
В дальнейшем информация о членстве в саморегулируемой организации должны будет вноситься в соответствующий реестр на протяжении трех рабочих дней, начиная с той даты, когда этот предприниматель или же компания узнают о том, что имеют статус членов саморегулируемой организации или покинули ее.
Прекращение и выход
Членство в саморегулируемой организации полностью заканчивается в том случае, если:
- лицо добровольно выходит из СРО;
- лицо исключается по решению совета СРО;
- частный предприниматель умирает или ликвидируется компания, являющаяся членом СРО.
Совет СРО может принять решение об исключении указанного лица, если оно:
- не соблюдает установленные требования технического регламента, что привело к нанесению ущерба;
- неоднократно грубо нарушает требования к предоставлению информации о допуске, установленных правил контроля в сфере саморегулирования, а также других принятых норм;
- не выплачивает или несвоевременно оплачивает членские взносы несколько раз в год;
- не выплачивает или несвоевременно оплачивает взносы в компенсационный фонд;
- не имеет допуска хотя бы по какому-то из представленных видов работ, если они относятся к безопасности объектов капитального строительства;
- неоднократно привлекается к ответственности по причине нарушения установленного миграционного законодательства.
Принять такое решение могут только в процессе проведения общего собрания, на котором будут присутствовать все члены саморегулируемой организации.
Помимо этого, в соответствии с нормами статьи 55.6 Градостроительного кодекса членство в СРО прекращается в том случае, если ее член добровольно соглашается на выход, подав соответствующее заявление о добровольном прекращении членства. Этот документ лицо может подавать лично или отправлять с помощью почтой, но при этом запрещено оформление документов в электронном виде.
Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
Свидетельство о допуске автоматически прекращает свое действие вместе с прекращением членства, в связи с чем его нужно сдать в процессе выхода.
Как проводится кадровое делопроизводство — читайте далее.
Как узнать ОКПО организации по ИНН — мы расскажем вот здесь.