Кто такие участники пилотного проекта ФСС

Начать реформу СОС правительство России решило еще в 2011 г. утвердив постановлением № 294 (21.04.11) внедрение пилотного проекта (ПП). Если ранее застрахованные лица получали пособия при наступлении страховых случаев только от работодателей, а последние уменьшали сумму страховых взносов, то теперь выплаты напрямую будут осуществляться из ФСС.

В свете последних изменений в декабре 2020 г. было решено продлить действие проекта до конца 2020 г., чтобы за это время можно было подтянуть к нему все регионы. В 2020 году планируется увеличить количество регионов-участников проекта до 33.

Решение о выплате пособия теперь будет приниматься ФСС. За счет средств работодателя застрахованное лицо сможет получить пособие только за 3 дня, основанием должен стать больничный. В задачи страхователя входит получить от работника заявление вместе с необходимыми документами и передать в Фонд в течение 5 дней.

После проверки документов деньги будут перечисляться застрахованному лицу на его банковский счет или карту, но уже существует практика отсылки средств и почтовым переводом. В таком режиме работают в стране уже 20 регионов. В самую последнюю очередь по планам законодателя пилотный проект ФСС коснется таких крупных центров, как Москва и Санкт-Петербург.

Отчет по ф. 4-ФСС также требуется заполнять по новым правилам, но только тем страхователям, кто уже участвует в проекте. Например, в отчет, который сдается за 1-й квартал 2020 г., не требуется вносить показатели по расходам, связанным с обязательным страхованием производственных травм и профзаболеваний.

Для страхователей, которые присоединятся к проекту в течение 2020 г. и позже, будут действовать иные правила при заполнении отчета. Участвовать законодатель обязал всех без исключения работодателей, кто зарегистрирован в регионе, который подключается к проекту.

Главные особенности

Алгоритм действий, которые должен совершить каждый участник проекта, таков:

Работник (застрахованное лицо)
  • подает работодателю заявление в установленной форме с просьбой выплатить пособие;
  • прилагает подтверждающие документы о наступлении страхового случая и другие.
Работодатель (страхователь)
  • проверяет документы, поданные работником;
  • в определенный раздел больничного листа вносит необходимые сведения до показателя о среднедневном заработке;
  • заполняет раздел заявления о выплате пособия, поданного работником;
  • составляет опись на бумажном носителе поданных заявлений и прилагающихся документов, если их представили 25 или меньше работников;
  • оформляет реестр поданных работниками документов в электронном виде, если их представили 25 и больше человек;
  • передает в фонд социального страхования документы на бумажных носителях вместе с описью или реестр в электронном виде.
ФСС (страховщик)
  • проверяет поступившие от страхователя документы;
  • производит расчет пособий;
  • выплачивает средства застрахованным лицам.

Решение о выплате пособия конкретному застрахованному лицу принимается ФСС в течение 10 дней с момента, как о нем поступят сведения. Если какой-либо больничный был представлен с ошибками и отправлен Фондом на выяснение, то после представления документов снова решение должно быть принято в течение 3 дней. Срок выплаты пособия составляет 2 дня с момента принятия решения.

Предприятия могут нести расходы, связанные с выплатой пособий своим работникам на погребение. В этом случае вместе с заявлением в ФСС направляется справка о смерти. После принятия решения Фонд возмещает расходы работодателю.

Таким же образом происходит компенсация расходов по оплате дополнительных выходных дней, на которые имеет право работник, ухаживающий за ребенком-инвалидом. Но в этом случае в ФСС вместе с заявлением направляется приказ о предоставлении выходных работнику.

После того как будет вынесено решение о выплате пособий, ФСС вернет все документы работодателю, если он представлял их на бумаге. Страхователь обязан их хранить на протяжении срока, установленного законодателем.

Характеристика участников пилотного проекта ФСС

Первоначально пилотный проект подразумевал изменение в выплатах пособий, когда работникам выплачиваются средства государственной структурой. О внедрении реформ в свое время выступил ФСС, он был поддержан правительством.

Прежде чем Фонд сможет осуществить выплату, он должен внести всю информацию о работнике в свою базу данных. Таким образом, предполагается решить вопрос о бесперебойной выплате средств нуждающимся. Поэтому для осуществления реформы, сначала были выбраны некоторые регионы, затем ее можно будет внедрить на всей территории России.

Участники пилотного проекта ФСС это:

  • наемные работники, которые трудоустроены официально на основании трудовых договоров или гражданско-правовых;
  • работодатели;
  • учреждения системы здравоохранения.

ИП и иные физлица, осуществляющие деятельность без наемных работников, будут по-прежнему уплачивать взносы за себя по старым правилам. Изменения коснулись и самого бланка больничного листа.

Выплаты согласно условиям ПП необходимо напрямую осуществлять застрахованным лицам, когда им по закону положено пособие:

  • по временной нетрудоспособности по причине болезни или производственной травмы;
  • при уходе в декретный отпуск перед родами и после рождения ребенка;
  • в виде единовременной помощи, которая выплачивается женщинам на ранних сроках беременности по причине медицинских показаний;
  • по причине ухода за ребенком до достижения 1,5-летнего возраста;
  • на время реабилитации после полученной производственной травмы или для лечения профзаболевания, когда требуется восстановить здоровье в условиях санатория (в данном случае оплачиваются не только дни, но и проезд туда и обратно).

Важные замечания

У новой системы, которую государство планирует полностью внедрить до конца 2021 г., достаточно много преимуществ не только для работодателей, бухучета, но и самих работников.

В чём заключаются преимущества

Главная цель проекта – это эффективно использовать бюджетные средства. Благодаря нововведениям ФСС сможет проверять, правомерна ли выплата пособия в каждом отдельном случае до того, как она была осуществлена. Теперь ФСС будет также проверять корректность расчета каждой суммы еще до выплаты. ПП также действенный метод в борьбе с поддельными больничными листками.

Благодаря проекту Фонд сможет устранить нецелевые выплаты и тем самым оптимизировать расходы, что повлияет на сбалансированность бюджета страны в целом. Хранение документов, представленных для начисления пособий, возлагается на страхователей или застрахованных лиц в том случае, если они самостоятельно обращаются в ФСС за выплатой.

В дальнейшем Россия планирует полностью заменить бумажные бланки больничных на электронные. Это уменьшит сроки проверки представляемых документов в ФСС, сократит потерю рабочего времени работниками медучреждений, поможет избежать ошибок при заполнении.

Планируется также, что после проведения реформы сведения о застрахованных лицах для расчета пособий Фонд будет получать из ПФР, который занимается персонифицированным учетом. Таким образом, бухгалтеры, в обязанность которых сегодня входит готовить документы для ФСС, в будущем будут от этого освобождены.

Плюсы для бухгалтера

На официальном сайте Фонд организовал интернет-сервис «Пособия ФСС».

Теперь взаимодействие в ФСС по отправке документов в электронном виде намного облегчило работу бухгалтеров:

  • С помощью сервиса формировать документы можно без ошибок. Система проверяет их автоматически перед отправкой, все выявленные ошибки можно исправить прямо в онлайн-режиме.
  • Благодаря сервису можно экономить рабочее время, т. к. все данные запоминаются и подставляются в новые документы автоматически. Таким же образом легко формируется отчетность в ПФ. Интернет-сервис позволяет использовать информацию различных электронных справочников (больниц, банков), откуда данные будут подставлены также автоматически.
  • В сервис «Пособия ФСС» различные реестры и другие данные можно импортировать легко, при помощи одного клика.
  • Есть возможность отслеживать статус проверки отправленных документов.
  • С помощью сервиса можно формировать документы в отдельности по всем сотрудникам. Это помогает избежать задержки выплаты пособия всем работникам, на которых оформляются документы, если в отношении одного будет допущена ошибка.
  • Весь документооборот пользователя хранится на сервисе в одном месте. Можно легко распечатать любую квитанцию или протокол ошибок, а также список всех документов, которые были отправлены в каком-либо месяце.
  • Работодатель, пользующийся сервисом, может быть уверен, что все сведения, которые он отправляет, защищены. Интернет-сервис отвечает требованиям ФЗ № 152.

Какие регионы задействованы

Участники пилотного проекта ФСС, проживают и работают в различных регионах страны, которые постепенно подключаются к ПП:

Участие с Регионы
Области Республики Края
01.01.2012 г. Нижегородская Карачаево-Черкесская
01.07.2012 г.
  • Тамбовская;
  • Новосибирская;
  • Новгородская;
  • Курганская;
  • Астраханская.
Хабаровский
01.01.2015 г. Севастополь Республика Крым
01.07.2015 г.
  • Самарская;
  • Ростовская;
  • Белгородская.
Татарстан
01.07.2016 г.
  • Ульяновская;
  • Липецкая;
  • Калужская;
  • Калининградская;
  • Брянская.
Мордовия
01.07 2020 г.
  • Еврейская АО;
  • Томская;
  • Орловская;
  • Омская;
  • Магаданская;
  • Вологодская;
  • Амурская.
  • Калмыкия;
  • Бурятия;
  • Алтай;
  • Адыгея.
Приморский Алтайский
01.07.2018 г.
  • Тверская;
  • Смоленская;
  • Рязанская;
  • Курская;
  • Костромская;
  • Кировская;
  • Кемеровская;
  • Ивановская;
  • Воронежская;
  • Волгоградская;
  • Владимирская;
Саха (Якутия) Забайкальский
01.07.2019 г.
  • Ярославская;
  • Тульская;
  • Архангельская.
  • Чувашская;
  • Чеченская;
  • Удмуртская;
  • Кабардино-Балкарская;
  • Хакасия;
  • Северная Осетия – Алания;
  • Коми;
  • Карелия;
  • Ингушетия;
  • Дагестан.

Как это отобразить в 1С

Для правильного отображения данных по страховым взносам и формирования отчетности в ФСС бухгалтерскую программу следует настроить:

  1. Необходимо выбрать раздел «Зарплата и кадры».
  2. В данном разделе нажать на «Настройки учета зарплаты».
  3. Во вкладке «Зарплата» указать дату, с которой регион, где зарегистрирован работодатель, подключается к ПП, например, – 01.07.17.

В дальнейшем, когда бухгалтер будет создавать в программе «Больничный лист» у него появится вкладка «Пилотный проект ФСС». Поэтому теперь можно будет легко ввести все данные в отношении работника(ов), которые требуется включить в электронный реестр для ФСС. Туда же вносятся сведения о заявлениях, поданных работниками.

В «Больничном листе» указывается только сумма пособия, которую будет выплачивать работодатель. Бухгалтер, работая с программой, может увидеть в разделе «Зарплата и кадры» в журнале «Передача в ФСС сведений о пособиях» перечень всех документов, которые в рамках ПП необходимо подавать в Фонд.

В первую очередь бухгалтер формирует в 1С от каждого работника в электронном виде «Заявление». Когда будет создаваться «Опись заявлений…», то сведения о работниках автоматически попадут в нее, когда бухгалтер нажмет кнопку «Заполнить». Только после этого формируется «Реестр».

Что важно помнить

Если регион подключается к ПП, работник должен понимать, что на процедуру получения помощи это никак не повлияет. Заявление вместе с другими документами он подает по официальному месту работы.

Принять заявление бухгалтер сможет, если в нем будут все необходимые данные для выплаты средств:

  • Ф. И. О. и другие;
  • номер банковского счета (карты);
  • в другом случае адрес проживания, куда требуется отправить деньги почтовым переводом;
  • подпись;
  • дата оформления.

ФСС имеет право отказать застрахованному лицу, если выявит факт нарушения законодательных норм. Выплаты, которые делаются работодателями за счет средств предприятий, начисляются и рассчитываются по ранее утвержденным требованиям и ставкам. В зависимости от того, какие регионы подключаются, участники проекта, которые в них находятся, должны своевременно реагировать на нововведения.

Работодатели обязаны проинформировать сотрудников о новой процедуре получения пособий:

  • объяснить, кто теперь будет начислять и перечислять средства;
  • порекомендовать открыть заранее банковский счет и узнать точно данные, относящиеся к почтовому адресу, в том числе и индекс;
  • сообщить работникам, находящимся в декретном отпуске по уходу за ребенком о том, что необходимо оформить заявления по новой форме;
  • собрать заявления от декретниц и представить в ФСС.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий