Как происходит замещение на время отпуска

Как происходит замещение на время отпуска

Положения действующего трудового законодательства гарантируют гражданам РФ не только право на осуществление трудовой деятельности, но также и право на ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отдыха сотрудника руководство организации должно позаботится о перепоручении исполнения профессиональных обязательств другому лицу. Замещение на время отпуска оформляется на основании организационного приказа.

В случае замещения члена руководящего состава предприятия или главного бухгалтера его обязанности должен в обязательном порядке исполнять заместитель. Если такая штатная единица в рамках компании не предусматривается, а стабильная трудовая деятельность должна продолжаться, то все функции могут быть переложены на другого сотрудника.

Для понимания особенностей замещения необходимо детально ознакомиться с нормами Трудового Кодекса, с порядком совмещения должностей, с документальных оформлением, с установленным образцом составления приказа, а также с порядком оплаты за осуществление обязательств ушедшего в отпуск работника.

Что это такое

В подавляющем большинстве случаев уход работника в ежегодный отпуск не несет за собой большие проблемы для организации. Однако в случаях, если отдых затягивается, например, из-за ухода родителя в декрет для ухода за новорожденным ребенком, то работодатель должен моментально среагировать на ситуацию и позаботиться о замещении должности.

Существует несколько вариантов развития событий при необходимости временной замены:

  • временный перевод действующего работника предприятия на освободившуюся должность;
  • передача сотруднику определенных полномочий для осуществления трудовой деятельности по совместительству;
  • передача полномочий работнику другой организации в рамках совместительства;
  • принятие на работу нового сотрудника по срочному трудовому соглашению.

В соответствии с нормами статьи 60.2 Трудового Кодекса РФ соответствующие трудовые обязательства должны выполняться замещающим сотрудником в течение основного трудового дня.

Нормы ТК РФ

ТК РФ закрепляет два возможных варианта временной передачи обязанностей ушедшего в отпуск сотрудника другому лицу: совмещение или перевод на должность на временной основе. Под совмещением может пониматься дополнительная деятельность по той же или по другой должности или профессии. Например, секретарь организации может выполнять одновременно работу сотрудника кадрового отдела.

Временный перевод осуществляется на основании положений статьи 72.2 ТК, которая, в свою очередь, предполагает освобождение определенного работника от его основной работы и возложение на него обязательств, которые должен был реализовывать временно отсутствующий.

Стоит отметить, что никакие другие варианты замещения трудовое законодательство не предусматривает. Всем сотрудникам рекомендуется не заключать соглашений устного характера из-за того, что они могут быть привлечены к ответственности за плохое выполнение обязанностей и лишены всех доплат.

По срочному трудовому договору

Замещение на время отпуска может быть осуществлено работодателем путем найма нового сотрудника по срочному трудовому соглашению. Важно учитывать факт того, что такой договор может быть обжалован в судебном порядке в случае последующего увольнения временного сотрудника в случае, если не будут предоставлены доказательства выхода на работу штатного работника.

В соответствующем документе в обязательном порядке должен быть указан фактический срок действия полномочий. В случаях четкого указания основных временных рамок трудностей при расторжении соглашения возникнуть не должно. В противном случае все судебные решения, при разбирательстве, будут на стороне временного работника.

Для замещения должности по срочному договору работодателем должна быть составлена специальная служебная записка.

Совмещение должностей

Для корректного оформления замещения работника или директора организации на время их отсутствия необходимо получить письменные согласия. Вариант с совмещением должностей довольно выгоден для работодателя с экономической точки зрения. Это обуславливается тем, что расходы на оплату совмещаемой должности гораздо меньше, чем при найме нового работника. Стоит отметить, что совмещающий должности сотрудник не освобождается от основной работы.

Для оформления совмещения необходимо правильно составить приказ. Довольно часто в данном документе не указывается срок исполнения полномочий. В таких случаях доплаты за совмещение должны будут в обязательном порядке выплачены работнику.

Возможны также ситуации, когда сотрудник отказывается от совмещения должностей для исполнения функциональных обязанностей ушедшего в отпуск лица. Работодатель не может в принудительном порядке заставить работника реализовывать соответствующие обязательства и все действия в данном направлении являются незаконными.

Статья 72.2. Временный перевод на другую работу

Все решения о передаче действующему сотруднику организации дополнительных обязательств должны быть оформлены в письменном формате. Все устные договоренности не имеют юридической силы.

Документальное оформление замещения на время отпуска

Важно помнить о том, что любое замещение должности оформляется документально, в соответствии со всеми правилами, содержащимися в Трудовом Кодексе. Наиболее подробно данную процедуру описывает Трудовой Кодекс, а точнее статьи 60.2 и 72.2, где предусматривается регламент формирования приказа, оформления специальных разрешений, перерасчета уровня заработной платы и так далее.

В случае отсутствия сотрудника на время декретного отпуска он должен предоставить в организацию медицинское свидетельство. Что касается учебного отпуска, то важно запросить справку из образовательного учреждения с указанием сроков отсутствия.

Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей)

Заявление сотрудника

После согласования работодателем со своим сотрудником всех нюансов совмещения последний должен составить специальное заявление. В документе прописывается просьба о поручении дополнительных функций, которые должен был осуществлять сотрудник, ушедший в отпуск.

В заявлении в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

  • ФИО ушедшего на отдых работника;
  • полное название замещаемой должности;
  • сроки отсутствия штатного сотрудника;
  • сроки замещения.

Сразу после предоставления сотрудником рассматриваемого заявления работодатель может издать приказ, на основании которого регламентируется возможность замещения и получения работником дополнительного спектра обязанностей.

Приказ на замещение на время отпуска
Приказ на замещение на время отпуска

Образец составления приказа руководителя

Для корректного замещения руководитель организации должен составить образец приказа и предоставить его на рассмотрение всем заинтересованным сторонам. Для формирования такого документа нужно предварительно позаботиться о получении письменного согласия сотрудника на получение новых трудовых обязанностей. Именно так может быть предложено совмещение должностей.

Только после этого может быть инициировано формирование приказа. В нем должен быть указан фактический срок действия полномочий, которые должны исполняться заместителем в обязательном порядке. Также указывается актуальный размер заработной платы работника с учетом исполнения дополнительных функций.

После составления приказ регистрируется в специальной книге для корреспонденции с присвоением уникальной кодификации. В завершении оформления сотруднику нужно ознакомиться с положениями документа и поставить свою подпись.

Особенности для директора

Для понимания того, как оформить замещение директора, нужно также, как и во всех случаях, обратиться к положениям действующего законодательства. Руководитель компании полностью контролирует осуществление трудового процесса, но все же является обычным работником и также, как и все, может рассчитывать на ежегодный отдых.

Задача довольно сильно упрощается в тех случаях, когда в компании предусматривается должность заместителя, который на период отпуска директора должен обязательно исполнять его функции. В противном случае, если у руководителя нет заместителя, то должен быть оформлен специальный рапорт о временном замещении.

В соответствующий документ включаются следующие сведения:

  • причина замещения;
  • ФИО лица, который будет осуществлять руководящие обязанности;
  • актуальная должность сотрудника, которому передаются функции;
  • время замещения;
  • сумма доплат.

Осуществлять руководящие функции могут:

  • руководитель отдела финансов предприятия;
  • работник, выступающий в качестве основного инженера;
  • глава отдела по персоналу.

Для главного бухгалтера или кассира

Если кассир организации уходит в ежегодный отпуск, то время его отсутствия замещением должности будет заниматься руководитель отдела бухгалтерии. Для этого руководству необходимо заключить договор с главным бухгалтером о полной материальной ответственности, а также о выполнении обязанностей кассира с указанием полной суммы доплат. Приказ в каждом конкретном случае подписывается руководством.

Стоит отметить, что кассиры должны осуществить в общем порядке полную инвентаризацию кассы перед уходом в отпуск. Соответствующее требование в полной мере регламентируется нормами Федерального Закона №129.

ФЗ Про бухучет №129

Что касается главного бухгалтера, то замещение его должности входит в обязанности его официального заместителя. Это говорит о том, что в сумму заработной платы такого сотрудника уже включены соответствующие доплаты. Дополнительные выплаты могут быть установлены только в случае длительного отсутствия главбуха.

Порядок оплаты и доплат за совмещение

Доплата за замещение сотрудником определенной должности зависит от многих обстоятельств. В случаях, если работник был переведен из-за чрезвычайной ситуации, то размер его зарплаты на это время должен быть не ниже, чем его зарплата на основном месте трудоустройства.

Когда совмещение связано только с заменой ушедшего в отпуск сотрудника, размер заработной платы замещающего лица определяется в индивидуальном порядке. Порядок исчисления уровня дохода прописывается в специальном соглашении.

На размер доплат могут повлиять следующие факторы:

  • квалификация сотрудника;
  • сложность и объем предполагаемых работ;
  • обстоятельства осуществления деятельности;
  • тип организации: муниципальная или коммерческая.

В рамках расчета используется информация штатного расписания. Практика показывает, что уровень заработной платы на время замещения может быть, как выше, так и ниже той, которая предусматривается на основном месте работы. В любом случае все параметры прописываются в соглашении со всеми заинтересованными сторонами. Работа осуществляется сотрудником в течение основного дня.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий