Произошла ли отмена нулевой СЗВ-М

СЗВ-М – это аббревиатура, которая означает «Сведения про заработок, которые подаются каждый месяц». Таким образом, становится понятно, что в данную форму отчета должна включаться информация про особ, которые являются штатными или внештатными сотрудниками организации и получают от нее выплаты в виде заработной платы или иного рода вознаграждения.

Данная форма была введена в обиход в связи с тем, что в 2020 году был изменен способ расчета пенсионных выплат пенсионеров, которые продолжают работать: начиная с февраля перестала производиться индексация их пенсий. СЗВ-М позволяет Пенсионному фонду отслеживать факт устройства или увольнения пенсионера и своевременно приостанавливать или наоборот возобновлять индексацию положенной ему пенсии.

Когда компания не имеет сотрудников, получающих от нее зарплату, с которой отчисляются необходимые выплаты в фонды, или в организации работает только один директор, который не получает никаких денег от фирмы и работает без трудового договора, может возникать вопрос, а нужно ли подавать нулевую отчетность в Пенсионный фонд.

Определение терминов

В форме СЗВ-М, которая является ежемесячной, работодатель должен указывать данные застрахованных особ, которые получали в отчетном периоде доходы в организации. Чаще всего это люди, которых наняли на основании трудовых договоров или контрактов ГПХ.

С того момента, как данный вид отчета был введен законодателем, у организаций неоднократно возникал вопрос, а нужно ли подавать СЗВ-М, если единственный работник – это учредитель, которому не платится зарплата и с которым не подписывался трудовой договор.

Позиция Пенсионного фонда, в который и подается данный вид отчетности, менялась. Изначально она выражалась в том, что в ситуации, когда директор является учредителем и фактически единственным сотрудником, при этом не получает заработок, подавать отчет СЗВ-М не нужно.

Однако, через некоторое время ПФР выразил противоположное мнение по этому поводу: исходя из того, что директор, который не получает зарплату в компании и который работает без какого-либо соглашения, все равно имеет с организацией трудовые отношения, получается, что на него должен подаваться отчет по форме СЗВ-М.

Некоторые работодатели, подавая отчет, в котором содержалась информация лишь про директора, называли его нулевым. Однако, нужно отметить, что на уровне законодательства не дано определения понятию нулевого отчета СЗВ-М, поскольку подобная отчетность не имеет никакого смысла.

Кто сдает сведения о застрахованных лицах

Согласно норм российского законодательства сдавать отчет СЗВ-М обязаны:

  • организации (частные предприниматели), в которых имеется штатные и внештатные сотрудники, получающие заработную плата и иного рода вознаграждения, которые облагаются налогами;
  • организации и ИП, которые имеют работников, не получающих никакие выплаты, которые подлежат налогообложению;
  • компании и ИП, которые выплачивают вознаграждение физическим лицам на основании договоров гражданско-правового характера;
  • компании, которые не ведут хозяйственную деятельность, не имеют сотрудников, однако их единственный учредитель одновременно является директором фирмы;
  • нотариусы, адвокаты и прочие специалисты, которые имеют частную практику.

Не должны сдавать отчет:

  • фирмы, которые не ведут деятельность, не имеющие ни сотрудников, ни директора;
  • военнослужащие и некоторые другие категории.

Порядок составления отчетности

Отчет заполняет ответственное лицо, которое назначено руководителем компании, чаще всего это бухгалтер или кадровый работник.

Бланк отчета состоит из 4-х разделов, которые должны быть полностью заполнены, это:

  1. Информация про организацию-нанимателя.
  2. Отчетный период, за который подается отчет.
  3. Тип сдаваемого отчета.
  4. Данные застрахованных особ.

Если бы заполнялась нулевая отчетность по форме СЗВ-М, в предприятии бы отсутствовали застрахованные особы. Это нереально, поскольку в форму должен быть включен хотя бы один человек. Поэтому отмена нулевой СЗВ-М является невозможной, более того изначально подобная форма не предусмотрена нормативными документами.

Отдельная инструкция по заполнению бланка не разработана, все рекомендации изложены непосредственно в форме отчета.

Вносить информацию следует с учетом таких особенностей:

Раздел 1 Сюда вносятся данные про организацию, а именно регистрационный номер, который присвоен ей органами Пенсионного фонда; сокращенное наименование компании; индивидуальный налоговый номер и код причины постановки на учет.
Второй раздел Нужно указать, за какой календарный месяц подается отчет. В форме содержится подсказка, какому месяца какая цифра соответствует. Например, если сдается отчет за февраль, ставится 02; за март – 03 и т.д. Крайним сроком подачи отчета является 15 число месяца, который идет вслед за отчетным. Нет прямого запрета на преждевременную подачу формы, однако, это грозит тем, что придется подавать уточняющий отчет.
Третий раздел Указывается, к какому типу принадлежит отчет, который сдает работодатель:
  • исходная – отчетность, которая подается в первый раз;
  • дополняющая – подается, если возникла необходимость внести коррективы или дополнения в уже предоставленную информацию;
  • отменяющая – подается, когда нужно полностью отменить все данные, предоставленные в Пенсионный фонд ранее.
Четвертый раздел Указываются непосредственно сведения о застрахованных особах, которые являются работниками компании: полное имя физлица (не допускается никаких сокращений); обязательно указать СНИЛС; ИНН вписывается при наличии. В бланке не должно стоять прочерков, поля, в которые, например, не может быть вписан ИНН человека, должны оставаться пустыми. Нужно отметить, что в форму отчета должна быть занесена информация про каждого сотрудника, договор которого действовал хотя бы один день в отчетном периоде.

Если отчет сдается на бумаге, руководитель должен поставить под ним свою подпись, печать компании и дату подготовки. При электронной подаче документа должна быть поставлена специальная электронная подпись, без которой форма не будет считаться действительной.

Срок подачи отчета – на протяжении 15 календарных дней после окончания отчетного периода. В случае несоблюдения установленных терминов организации грозит наложение штрафных санкций: заплатить придется по 500 рублей за каждого сотрудника, информация о котором не будет подана или будут предоставлены неверные сведения.

Действительно ли нулевую СЗВ-М отменили

Сотрудники Пенсионного фонда изложили свою позицию относительно того, нужно ли предоставлять отчетность на директора, который не получает заработную плату и с которым не подписан контракт.

Например, на сайте одного из отделений ПФР указано, что форма СЗВ-М может не подаваться:

  • если организация не ведет хоздеятельность;
  • когда нет работников, с которыми в отчетном периоде действовали бы трудовые отношения или отношения гражданско-правового характера, и на выплаты которых начислялись бы страховые взносы;
  • на директора организации, которая не ведет финансово-хозяйственную деятельность, если с ним не заключен трудовой контракт или договор ГПХ;
  • председатель кооператива был выбран на должность по решению общего собрания, при этом трудовой договор или договор ГПХ на него не был оформлен.

Также Пенсионный фонд напоминает работодателям, что подавать ежемесячную нулевую отчетность, то есть отчетность, в которой не будет содержаться информации о работниках, не нужно.

Если ведется хозяйственная деятельность

Достаточно распространенной является ситуация, когда организация не имеет работников, а ее руководитель, который одновременно является учредителем, не подписывал сам с собой трудовой контракт. Однако силами директора организация ведет хозяйственную деятельность, отчетность сдается и имеет место движение средств по банковским счетам В этом случае появляется вопрос, а нужно ли подавать на директора бланк СЗВ-М в Пенсионный фонд.

Подобная ситуация должна вызвать вопросы, поскольку очень странно, когда организация проводит какую-то деятельность, на счетах наблюдается движение средств, а в то же самое время директор даже не считается ее работником и не получает никакого вознаграждения. Чиновники, работающие в Пенсионном фонде, по этому поводу разъясняют, что данными вопросами должен заниматься Роструд, поскольку они находятся в его компетенции.

Что касается подачи отчетности СЗВ-М, на сайте ПФ по городу Санкт-Петербургу есть следующая информация: отчетность на руководителя компании может не сдаваться в том случае, если организация не ведет финансово-хозяйственной деятельности.

Что делать с ранее поданными отчетами

Многие страхователи с апреля 2020 года, то есть с момента введения отчетности по форме СЗВ-М, подавали в подразделения Пенсионного фонда отчеты, в которые была включена информация только про директора-учредителя.

Согласно последним вводным, которые поступили от ПФР, сегодня это можно больше не делать. В связи с этим возникает вопрос, нужно ли предпринимать что-то, чтобы аннулировать уже предоставленные отчеты, например, подавать отменяющую отчетность.

Исходя из того, что страхователи следовали рекомендациям, которые изначально были даны Пенсионным фондом, ничего исправлять или отменять не нужно. Однако, данная ситуация вызывает вопросы при подготовке других отчетов, например, РСВ-1. Информация в данных отчетах перекликается, и отмена нулевой СЗВ-М может привести к путанице при подготовке иных отчетных форм, поскольку сведения за разный период не будут совпадать.

buhuchetpro.ru
Добавить комментарий