Как формируется ставка за негативное воздействие на окружающую среду

share on:
Как формируется ставка за негативное воздействие на окружающую среду

На сегодняшний день работа многих организаций осуществляется с нанесением определенного ущерба окружающей среде, но, так как многие из них необходимы для общества, действующее законодательство разрешает их деятельность, заставляя при этом платить дополнительную ставку за подобную работу.

При этом существует достаточно большое количество факторов, в соответствии с которыми устанавливается точная сумма ставки, которую нужно оплачивать предпринимателям в случае наложения на компанию соответствующей платы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-43-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Именно по этой причине бизнесменам лучше заранее разобраться в том, как устанавливается ставка за негативное воздействие на окружающую среду.

Положения по закону

Плата за негативное воздействие на окружающую среду назначается в соответствии с Постановлением Правительства №913, которое было издано 13 сентября 2020 года.

Данные выплаты определяются за каждую тонну загрязняющих веществ и включают в себя ставки за любые вредные выбросы вне зависимости от того, осуществляются они в воздух или водные объекты. Помимо этого, предусмотрена также отдельная плата, которая взыскивается за размещение производственных отходов и их потребления в соответствии с присвоенным им классом опасности.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду

На сегодняшний день по отношению к объектам и территориям, которые имеют статус особо охраняемых, указанные ставки учитываются с наложением на них дополнительного коэффициента 2. При этом стоит отметить тот факт, что с введением данного закона законную силу потеряли постановления №344 и №1219, изданные 12 июня 2003 года и 19 ноября 2020 года соответственно.

Прочие правила

Действующим законодательством предусматриваются четкие правила того, как и в каком размере должны выплачиваться взносы за нанесение ущерба окружающей среде, и при этом предусматривается достаточно серьезная ответственность за нарушение установленных норм.

Кто и когда должен платить

Новый сбор устанавливается в соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, изданным 10 января 2002 года. Плата за нанесение ущерба осуществляется всеми юридическими лицами и частными предпринимателями, деятельность которых негативно отражается на состоянии окружающей среды, и единственным исключением из этого правила является ведение деятельности на объектах IV категории.

Оплата данного сбора осуществляется только теми лицами, которые наносят вред окружающей среде. Таким образом, если какой-то предприниматель арендует имущество, наносящее подобный ущерб, оплачивать сбор нужно будет именно ему, а не непосредственному владельцу этого имущества.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об охране окружающей среды (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)

В остальном же данная плата взыскивается с предпринимателей за:

  • выбросы токсичных веществ в атмосферу из стационарных источников;
  • сброс токсичных веществ в различные водные объекты;
  • захоронение или хранение производственных отходов.

За исключением твердых коммунальных отходов, оплачивать их размещение нужно частным предпринимателям и юридическим лицам, деятельность которых привела к образованию указанных отходов. Если же говорить именно о твердых коммунальных отходах, то в данном случае в качестве плательщиков рассматриваются региональные операторы, занимающиеся их обращением и размещением.

При этом стоит отметить тот факт, что мобильные источники токсичных веществ не накладывают на своего владельца обязательство по выплате данного сбора.

Границы нарушений

Перечень токсичных веществ, выброс которых накладывает на предпринимателя соответствующие меры и обязательства, установлен соответствующим постановлением Правительства.

При этом стоит отметить тот факт, что все объекты, которые наносят ущерб окружающей среде, распределяются на четыре категории в зависимости от уровня данного воздействия:

I категория Объекты, которые оказывают существенное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к сфере применения самых передовых технологий.
II категория Объекты, которые наносят умеренный ущерб окружающей среде.
III категория Объекты, которые наносят несущественный ущерб окружающей среде.
IV категория Объекты, наносящие минимально возможный ущерб состоянию окружающей среды.

Присвоение тому или иному объекту, наносящему ущерб окружающей среде, соответствующей категории осуществляется еще в процессе его оформления на государственный учет. При этом стоит отметить, что в процессе уточнения той или иной информации категорию объекта государственные органы могут сменить.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Описание коэффициентов

Действующими нормами предусматривается возможность назначения дополнительных коэффициентов, которые увеличивают уже рассчитанные выплаты за наносимый ущерб окружающей среде.

Начиная с 1 января 2020 года и заканчивая 31 декабря 2020 года, в процессе расчета оплаты за нанесение ущерба окружающей среде к стандартным ставкам будут использоваться следующие коэффициенты:

0 В случае накопления отходов, которые в дальнейшем будут использоваться в собственном производстве в соответствии с правилами, прописанными в технологическом регламенте.
1 В случае накопления отходов в границах установленных лимитов для их размещения, а также с подачей соответствующей отчетности, в которой указывается информация об их формировании, применении, обезвреживании и хранении, подаваемой субъектами среднего и малого бизнеса.
1 Объекты, которые наносят несущественный ущерб окружающей среде.
5 В случае сброса токсичных веществ в рамках временно установленных сбросов в процессе реализации плана мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды или увеличение общей экологической эффективности.
5 В случае накопления отходов вне установленных пределов на их размещение, а также с превышением тех показателей, которые были прописаны в соответствующей отчетности.
25 В случае выброса или сброса токсичных веществ сверх установленных норм и разрешений.

Помимо этого, чтобы стимулировать частных предпринимателей или юридических лиц к проведению всевозможных мероприятий, направленных на сокращение наносимого ущерба окружающей среде, в процессе расчета оплаты к стандартным ставкам могут использовать следующие коэффициенты:

0 В случае размещения производственных отходов V класса путем формирования искусственных полостей в различных горных породах.
3 В случае размещения производственных отходов, возникших в процессе собственного производства, в границах установленных норм на их размещение на тех объектах, которые находятся во владении данного предпринимателя.
33 В случае размещения отходов IV класса, возникших в процессе обработки отходов II класса.
49 В случае размещения отходов IV класса, возникших в процессе обработки отходов III класса.
5 В случае размещения отходов V или IV классов, возникших в процессе утилизации ранее полученных отходов после проведения операций в сфере добывающей или же перерабатывающей промышленности.
067 В случае размещения отходов III класса, возникших в процессе обработки отходов II класса.

Как рассчитать ставку за негативное воздействие на окружающую среду

Сразу стоит отметить, что стандартные ставки регулярно увеличиваются, и для того, чтобы точно рассчитать необходимый платеж, нужно постоянно вести подробный учет по каждому отдельному типу загрязняющих веществ и отходов. Таким образом, к примеру, в 2020 году установленный коэффициент инфляции составил 2.56, в то время как в 2020 году уже 2.67.

Для того, чтобы понять точную сумму необходимого взноса, нужно проделать несколько достаточно простых действий:

  1. Определиться с точными нормативами путем подачи обращения в собственный территориальный орган Росприроднадзора. Для этого сотрудникам данной службы нужно будет предоставить информацию о том виде деятельности, к которому относится данный предприниматель, а также о полном перечне выпускаемой им продукции. Основываясь на этой информации, объект получает соответствующую группу и по ней устанавливаются ставки, после чего уже оформляются соответствующие разрешения, в которых указываются установленные лимиты и нормативы. Помимо этого, предпринимателю обязательно предоставляется соответствующее свидетельство, в котором указывается класс опасности всех отходов.
  2. Определиться с точным количеством сбросов или выбросов путем приглашения экспертов из специальной компании.
  3. Провести расчет в соответствии с теми правилами, которые прописаны в постановлении Правительства №632, изданного 28 августа 1992 года.

По установленным правилам сумма платы в пределах нормативов устанавливается по следующей формуле: принятая ставка нормы умножается на объемы загрязнений и на дополнительные коэффициенты.

При расчете суммы выплат в границах установленных лимитов используется следующая формула: принятая ставка лимита умножается на разницу между объемом лимитных загрязнений и объемом нормативных загрязнений, после чего полученная сумма умножается на дополнительные коэффициенты.

В случае оплаты загрязнения, которое превышает установленные лимиты, расчет ведется следующим образом: установленная ставка лимита умножается на разницу между фактическим и лимитным объемом загрязнений, после чего умножается на пятикратные дополнительные коэффициенты.

При наличии нескольких видов загрязняющих веществ проведение расчета должно осуществляться по каждому представленному виду, после чего уже проводится полноценное суммирование результатов.

Порядок взимания средств

Как говорилось выше, плата за нанесение ущерба окружающей среде взыскивается в соответствии с точным количеством выброшенных или сброшенных отходов, которое устанавливается за каждую тонну вредных веществ. При этом стоит отметить, что на протяжении 2020 года было введено достаточно большое количество понижающих коэффициентов, которые, в первую очередь, служат стимулом для бизнесменов к внедрению современных технологий, позволяющих добиться высокой степени защиты окружающей среды.

Экспертная группа, созданная Министерством природы и экологии, дала собственные оценки, указывающие на то, что за счет введенных льгот, предоставляемых компаниям на протяжении 2020 года, расходы всех организаций за сброс или размещение производственных отходов должны сократиться как минимум в полтора раза, если сравнивать с аналогичными показателями за 2020 год.

В то же время принятое постановление предусматривает возможность взыскания оплаты с коэффициентом 2, если речь идет о компаниях, размещенных на особо охраняемых территориях и объектах.

Общая сумма выплаты за 2020 год устанавливается в соответствии с полученными результатами по окончанию указанного промежутка времени, и в дальнейшем может различным образом меняться, после чего предприниматель должен выплатить установленную сумму до 1 марта следующего года.

В соответствии с законодательством все плательщики должны также делать авансовые взносы каждый квартал, перечисляя нужную сумму средств до 20 числа того месяца, который идет за текущим кварталом. Данный порядок никоим образом не распространяется на те субъекты предпринимательства, которые в соответствии с нормами закона относятся к категории среднего или малого бизнеса, которые не должны вносить в казну авансовые платежи.

Штрафные санкции

На сегодняшний день принято несколько видов штрафных санкций, сумма которых зависит от статуса нарушителя и, конечно, характера самого проступка:

Описание нарушения Для компаний (в рублях) Для должностных лиц (в рублях) Для граждан (в рублях)
Намеренное скрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды, а также о наличии радиоактивных или загрязняющих источников. 20000 – 80 000 3000 – 6 000 500 – 1000
Намеренное скрытие или искажение данных в отчетности по выполненным мероприятиям для увеличения эффективности применения производственных отходов, актах, составленных после проведения мероприятий по экологическому контролю, а также в декларации или в заявлении, поданном в процессе оформления организации на учет. 20000 – 80 000 3000 – 6 000 500 – 1000
Несвоевременное оформление на учет или полное игнорирование этой процедуры 30000 – 100 000 5000 – 20 000 Отсутствует
Отсутствие паспортов, в которых указывается класс производственных отходов До 100 000 Отсутствует Отсутствует

В случае просрочки установленного платежа на обязанное лицо накладываются пени, сумма которых составляет 1/30 от принятой Центральным банком ставки рефинансирования, причем данная пеня будет начисляться за каждый день, идущий сверх установленного срока.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Отправить