Внедрение и анализ СУОТ на предприятии

share on:
Внедрение и анализ СУОТ на предприятии

На сегодняшний день большинство организаций старается всячески модернизировать собственную деятельность, делая это как по своей воле, так и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Одной из таких мер является внедрение СУОТ на предприятии, которая предусматривает не только улучшение рабочих условий в компании, но, помимо этого, также целый ряд сложностей, связанных с документальным оформлением всех необходимых процедур.

Именно поэтому многим руководителям будет полезно узнать о том, как правильно должен внедряться СУОТ на предприятии и для чего это вообще нужно.

Что это такое

Система управления охраной труда – это определенный перечень мероприятий, которые начинают проводиться в компании на протяжении определенного отрезка времени. Данные методы применяются не от случая к случаю (к примеру, если есть вероятность скорого проведения проверки со стороны контролирующих органов), но еще и позволяют обеспечить результат путем планомерного и последовательного применения на протяжении определенного промежутка времени.

Те предприятия, которые занимаются внедрением у себя подобных процедур, в преимущественном большинстве случаев ставят в качестве ориентира не только отечественные нормативные акты, но еще и всевозможные международные стандарты, что и позволяет добиться настолько высокой степени эффективности.

Цели и задачи

Главной целью использования такой системы управления является исключение ситуаций, при которых сотрудники получают какие-либо повреждения в процессе выполнения своих обязанностей на рабочем месте, но для обеспечения таких условий важно обеспечить выполнение нескольких основных задач:

  • борьба с травматизмом;
  • регулярное проведение профилактики всевозможных профессиональных заболеваний;
  • предотвращение различных взрывоопасных или пожарных ситуаций, которые могут привести к смерти или нанесению увечий;
  • организация рабочих мест таким образом, чтобы обеспечить улучшение общего качества производственных процессов, а также увеличить общую работоспособность работников;
  • обучение технике безопасности в процессе использования различного производственного оборудования;
  • определение и устранение различных неблагоприятных факторов, возникающих в процессе выполнения обязанностей со стороны своих сотрудников.

Благодаря правильному обучению сотрудников компании обеспечивается максимально высокая безопасность в производственных цехах, и каждый работник знает о том, как должен правильно пользоваться своими инструментами, а также какие именно средства индивидуальной защиты должны использоваться в процессе коллективного выполнения различных задач.

На регулярной основе осуществляется проведение лечебно-профилактических осмотров, которые позволяют исключить возможность возникновения у сотрудников каких-либо распространенных профессиональных заболеваний.

Помимо этого, также осуществляется организация инструктажей и практических занятий по подготовке на случаи появления каких-либо стихийных бедствий или аварийных ситуаций. Если компания является достаточно крупной, то в таком случае также требуется организация обмена опытов между сотрудниками с нескольких участков.

Отдельное внимание в данном случае уделяется тому, чтобы воспитать в сотрудниках компании чувство ответственности за жизни других людей. Предоставление материальной компенсации за выполнение своей работы во вредных условиях, а также своевременное оздоровление работников позволяет обеспечить сохранность их здоровья и жизни, что является особенно важным для определенных категорий деятельности, таких как добыча горных ископаемых и другие.

Помимо всего прочего, может проводиться также проверка креплений, вентиляции, ограждений и производственного оборудования с той целью, чтобы удостовериться в максимальной степени безопасности производственных помещений. В процессе транспортировки грузов уделяется особенное внимание линиям, по которым ведется такая перевозка, а также регулировке движений.

Важно правильно понимать, насколько является многогранной система управления охраной труда, так как она предусматривает необходимость в том, чтобы объединять усилия специалистов и администрации компании.

Элементы системы управления охраны труда

Новое типовое Положение о системе управления охраной труда

Новое Положение было приведено в законную силу 16 октября 2018 года, и главной его целью является обеспечение помощи работодателям для выполнения своих обязанностей, связанных с обеспечением максимально эффективной системы управления охраной труда, и в частности, это касается правильного выбора подходящей структуры данной системы, а также корректной формулировки соответствующих положений. По сути, данная система представляет собой общую политику охраны труда на компании, а также способ достижения поставленных задач.

Требования таких систем относятся не только к персоналу компании, но и ко всем остальным лицам, выполняющим свои обязанности на территории предприятия, включая всех посетителей, клиентов или же контрагентов. При этом стоит отметить тот факт, что до недавнего времени использование нового образца СУОТ являлось не обязательным, так как разработка типового положения планировалась еще на протяжении 2018 года.

Есть мнение, что на протяжении этого промежутка времени в Министерстве труда старались разработать такое положение, которое могло бы полностью подходило под особенности работы любых организаций, но в конечном итоге это оказалось невозможным, так как приходится учитывать слишком большое количество нюансов.

Требования Трудового кодекса

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса любые лица, использующие труд наемных сотрудников, должны обеспечить их защищенность и безопасность, и в частности, это касается разработки работоспособной СУОТ.

В принципе разработка действительно грамотной СУОТ представляет собой достаточно сложную задачу, в связи с чем в качестве ориентира и было разработано специализированное положение. При этом сразу стоит отметить, что данное положение не является документом, обязательным к применению, и представляет собой стандартизированный вариант локального акта, который должен присутствовать в работе любой компании.

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Любой наниматель должен полностью соблюдать те нормативные требования, которые установлены в сфере охраны труда действующим законодательством, в связи с чем разрабатывать СУОТ нужно, учитывая следующие факторы:

  • сфера деятельности компании;
  • научные и практичные достижения;
  • обязательства, которые компания приняла на себя;
  • межгосударственные, национальные и международные руководства или стандарты;
  • рекомендации, которые были указаны Международной организацией труда по СУОТ.

Разработка и внедрение СУОТ на предприятии

Процедура создания СУОТ на предприятии выглядит следующим образом:

  1. Создается специализированный локальный акт, который самостоятельно разрабатывается уполномоченными лицами компании или же посторонними специалистами, нанятыми организацией с целью выполнения поставленной задачи.
  2. Разрабатывается Политика по охране труда, которая будет представлять собой элемент СУОТ и указывать на то, что условия труда полностью соответствуют установленным требованиям, перечень обязанностей работодателя, связанных с обеспечением безопасных условий для сотрудников, а также порядок функционирования и дальнейшей модернизации используемой системы.
  3. Создается первоначальная структура СУОТ с дальнейшим распределением обязанностей в компании между несколькими ответственными лицами.

Структура

Стандартная структура СУОТ выглядит так:

  • В качестве основы управленческого органа выступает уполномоченный инженер или же директор компании, который занимается планировкой всевозможных организационно-технических мероприятий.
  • Управленческие решения выполняются лицами, на которых лежит ответственность по руководству служб, цехов и участков. Действия этих лиц полностью регламентируются принятыми нормативно-правовыми документами.
  • Информационный центр занимается выполнением задач информационного органа, то есть проводит сбор, обработку и анализ различных показателей, а также обеспечивает контроль над динамикой улучшения рабочих условий.
  • Структурные подразделения компании представляют собой основной объект управления.

Функционирование

В первую очередь, за счет СУОТ обеспечивается распределение обязанностей по охране труда. Руководство компании, штат которого находится в пределах 50 человек, и при этом занимается производством определенной промышленной продукции, имеет право на то, чтобы самостоятельно определиться по поводу того, насколько важен ей СУОТ. Для более крупных организаций уже предусматривается законодательная обязанность нанять в штат специалиста, которым будет обеспечиваться полное соблюдение принятых условий в сфере охраны труда.

Также за счет СУОТ обеспечивается регулярное обучение и подготовка персонала. Любой работник, который оформляется на рабочее место, должен в обязательном порядке пройти первичный инструктаж, связанный с нормами обеспечения безопасности, а также правилами использования различного технологического оборудования.

Каждые полгода сотрудники должны проходить процедуру повторного инструктажа, и если приобретается какое-то новое технологическое оборудование или же меняются условия труда, то в таком случае любые сотрудники, которых коснулись эти новшества, должны будут в обязательном порядке пройти процедуру внепланового инструктажа.

Доступность информации об охране труда является немаловажной задачей руководства организации, так как все работники компании должны правильно понимать о том, какие изменения были введены в существующую ранее политику охраны труда за счет специализированных стендов или внеплановых инструктажей.

Тот персонал, который выполняет свои обязанности на местах, несущих опасность для здоровья и жизни, должен знать о том, что у него есть право получения материальной компенсации, сокращенного рабочего дня и увеличенного промежутка отдыха.

Польза от внедрения системы управления охраной труда

Необходимая документация для крупных и малых предприятий

Стандартная документация, которая является необходимой для обеспечения эффективного функционирования данной системы, включает в себя следующий перечень бумаг:

  • решения, вынесенные экспертными комиссиями касательно состояния производства на предприятии, рассматривая его с точки зрения ОТ;
  • политика, которой придерживается компания в процессе внедрения данной системы и приведения ее в действие;
  • коллективный договор с сотрудниками;
  • должностные инструкции для определенных категорий сотрудников;
  • инструкции, связанные с обеспечением безопасных условий труда и правильным выполнением действий на случай появления каких-либо чрезвычайных ситуаций;
  • журналы, в которых содержится полный перечень результатов проведенных проверок знаний, связанных с основами обеспечения безопасности в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей определенными категориями сотрудников;
  • журналы, в которых учитываются всевозможные мероприятия, направленные на повышение грамотности рабочего состава в области минимизации возможности появления каких-либо ситуаций, которые могут быть опасными для жизни сотрудников.

Оценка и анализ эффективности

Эффективность работы используемой системы оценивается в соответствии с социальными, экономическими и инженерно-техническими показателями. Последние предусматривают использование на предприятии технически рабочего оборудования, а также специализированных средств защиты каждым сотрудником, деятельность которого непосредственно связана с постоянной угрозой для жизни.

Социальные показатели являются следующими:

  • увеличен общий уровень безопасности;
  • существенно сократилось количество случаев, связанных с возникновением профессиональных заболеваний или же травматических ситуаций;
  • обеспечены хорошие условия труда, что отразилось на существенном сокращении текучести кадров;
  • увеличилась престижность работы на предприятии;
  • обеспечены условия для активного развития личности сотрудников.

Экономические же показатели включают в себя выплату пособий, увеличение производительности и прибыли, а также сокращение количества льготных выплат и расходов, связанных с ликвидацией аварийных случаев.

Отправить