Принцип ведения бухгалтерского учета ООО

share on:
Принцип ведения бухгалтерского учета ООО

Одним из важнейших параметров работы любой компании является ведение бухгалтерской отчетности, осуществляемое согласно утвержденных законодательством нормативов. Бухучет предприятия позволяет осуществлять оптимальный контроль всех бизнес-процессов организации.

Все общества с ограниченной ответственностью, работающие по упрощенной системе налогообложения в установленные законом сроки представляют в надзорные органы отчетность своей деятельности по определенным отчетным периодам с момента своего создания вплоть до закрытия юрлица.

Отсутствие отчетов к назначенным в соответствие с законом срокам влечет за собой начисление штрафов, блокировку счетов компании, пагубно влияя на общую ситуацию с деятельностью компании.

Ответственность в рамках ООО распределяется согласно размеру долей участников общества. Даже, если организация не ведет никакую деятельность, ведение бухгалтерии и составление отчетов, включая подачу нулевых отчетов – обязанность юр. лица.

Не всегда принятие в штат бухгалтера экономически обосновано – если обороты компании малы и первичная бухгалтерия минимальна, имеет смысл привлечь к процессу ведения бухучета сторонней специализированной организации. Использование услуг аутсорсинговой компании позволит сократить расходы на ведение бухгалтерского учета ООО и позволит оптимизировать работу фирмы.

Характеристика процедуры

Решение о способе ведения бухгалтерии предприятия принимается руководителем, исходя из собственных соображений. Для небольших предприятий, в целях оптимизации штата, проще обратиться за бухгалтерскими услугами в специализированную компанию.

Наличие в штате организации малого бизнеса бухгалтера влечет за собой дополнительные расходы на выплату заработной платы, обустройство рабочего места, приобретение программного обеспечения, что становится невыгодно при малых объемах деятельности и невысокой прибыли.

Таким образом, оказание услуг дистанционно опытной аутсорсинговой компании станет оптимальным вариантом ведения бухучета в условиях малого количества операций и скромных оборотах. В комплекс услуг привлекаемой организации входит перечень обязательных мероприятий, включающий подачу отчетности и первичную бухгалтерию. В зависимости от выбранной формы налогообложения, этот список будет различаться.

Для организаций, работающих по общей системе налогообложения, данный набор представлен:

Скачать образец формы 2-НДФЛ

При работе предприятия по УСН или ЕНВД ведение бухгалтерского документооборота менее интенсивно: не требуются аналитические отчеты, а декларация в налоговую имеет упрощенный вид. Тем не менее, необходимо вести строгий учет, отслеживая каждую приходно-доходную операцию.

Оптимально настроить бухучет ООО позволит принятие во внимание особенностей деятельности и оценка состояния дел:

  • Для выработки мероприятий, требуемых по ведению учета и выбора подходящего налогового режима, проводится анализ бухгалтерии, с выявлением ошибок и возникающих проблем. Цель данных действий – снизить налоговую нагрузку.
  • После подробной оценки состояния дел, разрабатывают план, призванный наладить оптимальную работу по бухгалтерскому учету с применением актуальных методик расчетов, переходом на другой налоговый режим, комбинации различных форм расчетов с сотрудниками, использованием оптимальных систем учета.
  • Сотрудничество с аутсорсинговой компанией предполагает решение вопросов по взаимосвязи с предприятием, с получением, обработкой, хранением и передачей сведений. По согласованию, возможно использование электронной почты, телефона, факса, курьера или уполномоченного сотрудника офиса.

Принципы ведения бухгалтерского учета

Общепринятые нормативы

Степень сложности ведения учета бухгалтерии ООО зависит от различных параметров: числа контрагентов, применяемой системы налогообложения, численности наемных сотрудников, интенсивности сделок, специфики деятельности компании.

При ведении бухучета в 2018 году ответственный специалист должен соблюдать законодательные требования и нормативы, установленные ФЗ «О бухучете» №402, а также Приказом №34н «О ведении бухгалтерского учета», утвержденным Минфином.

Федеральный закон №402-ФЗ

Приказ Министерства финансов №34н

Решение о выборе применяемой системы налогообложения м ведения учета принимает только руководитель, а исполнение решения возлагается на главного бухгалтера, ответственного за разработку учетной политики предприятия.

Реализация обязанностей по учету производится в следующей последовательности:

  1. Выбор режима налогообложения из предусмотренных законом ОСН, ПСО, УСН, ЕНВД, с учетом специфики хозяйственной деятельности организации.
  2. Наделение полномочиями определенного специалиста, который будет заниматься ведением бухучета. Закон «О бухучете» позволяет директору ООО самостоятельно вести бухгалтерию (ч.3 ст.7).
  3. С учетом особенностей учета в конкретной компании, а также положений Приказа Минфина №94н, ответственное лицо разрабатывает план счетов.
  4. Учетная политика компании должна разрабатываться в соответствии с требованиями ПБУ/2008.

Стандартная схема

Согласно ФЗ №402, любая компания, зарегистрированная на территории РФ, обязана вести учет бухгалтерии, начиная с выбора Положения по бухучету (сокращенно – ПБУ). Данные положения были разработаны Министерством финансов и представляют собой 24 документа, из которых выбирают наиболее подходящие конкретной организации варианты.

Организация также обязана разработать и применять собственный план счетов с отражением всех кодов по хозоперациям организации, согласовываясь с действующим законодательством. Если федеральный закон лишь обобщенно регулирует нормы бухучета, то ПБУ фактически будет служить инструкцией по работе с бухгалтерской документацией на предприятии.

Выполнить данные действия нужно до того, как ООО будет зарегистрировано, так как выбор налогового режима, ПБУ и разработка плана счетов в дальнейшем будут предопределять порядок бухучета предприятия.

Таким образом, регистрации фирмы предшествует создание следующих документов:

  • учетная политика;
  • принятые формы первичной документации;
  • утверждение плана счетов отдельным внутренним приказом.

Положение об учетной политике должно включать следующие сведения:

  • сотрудники или лица, уполномоченные вести отчетность (бухгалтер, директор, аутсорсинговая компания или наемный специалист);
  • выбранный способ оценки основных средств, наличие/отсутствие переоценки активов;
  • оценка запасов;
  • рабочий план счетов;
  • форма пояснительных записок к подготовленным отчетным документам;
  • особенности классификации расходов и выручки.

Помимо этого, в Положение должны быть включены правила осуществления налогового учета: применяемые принципы различных расчетов, методики оценки, используемые налоговые регистры. В зависимости от специфики направления компании, список дополняется.

Неотъемлемой частью начала бухучета является разработка и утверждение первичных бухгалтерских документов, отражающих хозяйственные операции предприятия (приходно-расходные и пр.) Формы бланков должны иметь требуемый в рамках законодательства список реквизитов.

По усмотрению предприятия, можно ввести в документооборот стандартные формы первичных документов. Для этого необходимо дать отдельное указание на использование стандартных форм отдельным пунктом учетной политики.

Приказ о плане счетов должен содержать сведения об используемых счетах, из предложенных Минфином. Процесс разработки учетной политики не может превышать установленный по закону 90-дневный срок.

Механизм ведения бухгалтерского учета ООО

При обращении за аутсорсингом в специализированную компанию, предприятие получает следующий список услуг, касающийся ведения бухгалтерии:

  • ведение баланса, первичной бухгалтерии (оформление актов, счетов-фактур);
  • выполнение операция по начислению зарплаты, отпускных, больничных, компенсаций, социальных взносов в фонды по штатным работникам;
  • ведение налогового учета;
  • оформление отчета по кассовой книге;
  • подготовка платежных поручений;
  • постановка бухгалтерии (в случае необходимости — восстановление);
  • составление и сдача в надзорные органы отчетности по установленным периодам;
  • взаимодействие с различными госорганами (фискальная служба, ПФР, ФСС, учреждение статистики);
  • оказание помощи по оптимизации процесса бухгалтерского учета, выбора системы налогообложения ООО.

Преимуществом отдачи бухучета на аутсорсинг является гарантия отсутствия штрафов в связи с несвоевременной подачей отчетов или некорректным предоставлением сведений.

Заключая договор на обслуживание, руководитель предприятия освобождает фирму от риска непредвиденных штрафов, так как наемная компания несет финансовую ответственность за качество предоставляемых на платной основе услуг.

Конкретные обязанности аутсорсингового специалиста по бухучету будут зависеть от избранной системы налогообложения, принятых по ООО (ОСНО, УСН, ЕНВД).

Прочие нюансы

Предприятие вправе выбрать тот перечень услуг, который будет востребован исходя из текущих потребностей организации. Так, ведение учета будет включать обязанность по составлению бухбаланса и отчетности о прибыли и убытках.

Надлежащее ведение бухгалтерского учета ООО позволит предприятию владеть полной информацией о финансовых результатах деятельности, прозрачности денежных перемещений, общих итогах работы фирмы. Помимо интереса со стороны руководителей, бухгалтерская отчетность необходима для контроля со стороны надзорных органов (налоговой, статистики, ПФР и Соцстраха).

Порядок в бухгалтерии зависит от ответственности и компетентности директора. При наличии достаточных знаний и опыта, руководитель вправе вести учет по бухгалтерии самостоятельно либо делегировать полномочия ответственному работнику.

При невозможности принятия в штат отдельного человека и недостаточности опыта, компания прибегает к платным услугам посторонней организации, которая возьмет на себя обязанности по ведению учета.

Вся схема ведения бухучета и список обязательной отчетности будут зависеть от выбора налогового режима:

Общая система (ОСНО) Относится к наиболее трудоемким и сложным процедурам. Бухучет в рамках ОСНО представлен полным планом счетов и уплатой трех видов налога (прибыль, имущество, НДС). При ОСНО организация вправе работать с любыми юридическими лицами, т.к. имеет возможность формирования счетов-фактур с выделением добавленной стоимости.
Упрощенная система (УСН) Предполагает более простую схему бухучета. Для ООО применение упрощенки позволяет сократить количество уплачиваемых налогов и сократить время на ведение бухгалтерии. По УСН организация обязаны уплачивать единый налог, выбирая из вариантов 6%-ного налога на доходы или 15%-ного налога с доходов за вычетом расходов и НДФЛ.
Единый налог (ЕНВД) Представляет собой льготную систему налогообложения, применяется избирательно в зависимости от деятельности организации. Применение ЕНВД освобождает от уплаты других налогов (по имуществу, на доходы, НДС). В зависимости от ведущейся деятельности, устанавливается единый налог на доход.

Многие предприятия в Москве, относимые к ООО, предпочитают применять упрощенную систему, т.к. значительно сокращается количество уплачиваемых налогов, сокращается число подаваемых отчетов.

Каждая организация вправе изменить применяемый налоговый режим, следуя определенной процедуре в установленные законом сроки. Перейти на новую систему предприятие может по истечении отчетного периода, в налоговую подается заявление с уведомлением о смене налогообложения до 31 декабря.

Приблизительные расценки

Принимая решение доверить ведение бухучета сторонней организации, руководитель должен определиться, кто будет вести бухгалтерию. Для этого запрашиваются сведения об оказываемом спектре услуг различных аутсорсинговых компаний и действующие расценки.

Для установления конечной стоимости предполагаемой услуги, необходимо включить все мероприятия, которые потребуются компании в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности. Специалисты привлекаемых компаний проконсультируют по данному вопросу бесплатно.

Стоимость услуг может зависеть от количества работников в организации, активности фирмы на рынке, специфики деятельности, объема выполняемых работ по различным схемам налогообложения.

В зависимости от количества производимых хозяйственных операций в месяц, вида применяемого налогообложения, правовой формы организации, стоимость будет различаться:

Сколько операций/шт в мес. Стоимость для ООО по ОСН, руб./мес. Стоимость для ООО по УСН, руб./мес.
10 5 тыс. 4 тыс.
10-30 8,5 тыс. 7 тыс.
30-60 10 тыс. 9 тыс.
60-100 12 тыс. 10,5 тыс

При достаточно высокой активности фирмы, специалисты по бухгалтерскому учету могут предложить индивидуальные варианты расчета цены на услуги и оплаты.

Несмотря на то, что компания не ведет никакой деятельности, ООО обязано предоставлять отчетность в надзорные органы, в виде нулевых отчетов и деклараций. Налоговый орган рекомендует подавать подобные отчеты через бухгалтерские фирмы, ведущие ЭДО.

Стоимость нулевой декларации будет зависеть от применяемой системы налогообложения: по упрощенной системе подача квартального отчета будет стоить дешевле.

Алгоритм для самостоятельного контроля

В ответственности руководителя ООО обеспечить своевременное и надлежащее ведение бухучета, обеспечивающего полный охват всех видов деятельности и каждой проводимой операции, гарантируя получение достоверных итоговых отчетов.

Если выделен отдельный сотрудник, компетентный в ведении учета бухгалтерии, выполняются следующие действия:

  1. Прежде, чем определить, с чего начать, назначается должностное лицо предприятия, ответственное за учет (бухгалтер или директор). На первоначальном этапе эту функцию может исполнять директор предприятия, однако, к моменту подготовки первых отчетов рекомендуется выделить отдельного сотрудника и наделить его требуемыми для бухучета полномочиями.
  2. Выбор налогового режима на этапе подачи документов на регистрацию ООО или сразу после нее. Чтобы избавить предприятие от непомерных налоговых сборов, следует уделить особое внимание вопросу определения схемы налогообложения, рекомендуется получить консультацию у независимых экспертов, так как разница в налоговых платежах по разным схемам может быть в несколько раз.
  3. Определяется список отчетности в рамках выбранного налогового режима, сроки подачи и ее периодичность.
  4. Разрабатывается и утверждается учетная политика, рабочий план счетов.
  5. Организуется учет первичной бухгалтерии с отражением сведения в регистрах.
  6. Формирование отчетов и их подача должна производиться своевременно и в соответствии с конкретными принятыми на законодательном уровне нормативами, т.к. любое нарушение сроков и порядка подачи отчетов грозит существенными штрафами для компании.

Каждая организация самостоятельно определяет меры по ведению бухгалтерского учета и несет полную ответственность за предоставляемые сведения в контролирующие органы. Привлечение сторонней организации к ведению учета оградит от неприятностей с налоговой инспекцией и другими надзорными органами.

В зависимости от экономической оправданности, руководитель ООО должен определить, обосновано ли будет включение в штат дополнительного сотрудника для ведения бухгалтерии, либо передать ведение дел с налоговой службой, ПФР, ФСС, органами статистики специализированной компании по аутсорсингу.

Отправить